Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Даниил Хармс "Врун"
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Даниил Хармс "Врун"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
18.07.2024
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Даниил Хармс "Врун"
Конспект урока литературного чтения построен в рамках системно-деятельностного подхода. Включает в себя разнообразие заданий по усвоению учебного материала урока с опорой на презентацию.
Урок литературного чтения. 2 класс. Даниил Хармс. Врун.docx

МБОУ «СОШ №114»

г.Барнаул

Учитель начальных классов:

Хужамова Наталья Михайловна

 

Урок Литературного чтения.  2 класс

 

Тема урока: Даниил Хармс «Врун»

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;

- способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками героев, оценивании поступка героя.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством Д. Хармса, как поэта;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Средства (оборудование): учебник по литературному чтению; проектор-компьютер; коробочка; карточки для работы; таблица.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые методы и приемы:

методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала – в рамках использования в ходе урока данных методов, используются соответствующие приемы:

- постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;

- изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников;

-методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. Самыми главными и необходимыми приемами являются:

- объяснение учителем, как правильно необходимо выполнять задания

- организация последующей тренировочной деятельности учащихся, направленной на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

 

Ход урока

1. Организационный этап.

Добрый день! Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения.

2. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:

ИКТ

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

3.Актуализация знаний. Проверка д.з.

ИКТ Нас встречают буквы. Посмотрите, как они весело живут. Они любят учиться и дружно отдыхать.

ИКТ А вот их дом!

Произносите предложения с разной интонацией (на карточках напечатаны, прикреплены на доску).

«Ах, какой дом!» (с восхищением)

«Кто построил этот дом?» (логическое ударение на 1 слово, на 3 слово)

- С какой интонацией сказали?

«У меня нет такого дома!» (с сожалением).

А ещё буквы такие фантазёрки. Всё время придумывают задания. Мы попробуем их выполнить?

ИКТ

- Посмотрите, они слова заменили картинками. Прочитайте по первым буквам. (Ответы: заяц, утюг, пила, стол, река, флаг)

ИКТ

-Угадайте ребусы.

-А можно ли книгу назвать другом? Почему?

-Соотнесите начало и конец пословицы.

-Для чего буквы приготовили такое задание?

 

Игра « Правда или ложь»

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

* Писатели пишут книги.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

 

- Приятно было играть в игру? Почему?

 

ИКТ

- А Фантазия? Это правда или ложь?

-Чем фантазия отличается от правды?

-Чем фантазия отличается ото лжи?

 

Некоторые люди путают фантазию и ложь. Кто людям более приятен: фантазер или лжец?

Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь? (Ответы детей)

- Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

Один из таких людей – это писатель, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Кто это? (..) Какое замечательное стихотворение он написал?

ИКТ

Чтение стихотворения тройкой, парами. Остальные проверяют по книге.

Анализ чтения по ходу чтения.

 

4.Физкультминутка

 

5. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока. Проблемный вопрос.

ИКТ

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением Д.Хармса. Откройте учебники стр.100-103. Посмотрите иллюстрации.

Проблемный вопрос.

-Как вы думаете, о чём оно будет?

Поэт назвал своё стихотворение «Врун».

-Как вы думаете, почему?

На все эти вопросы мы попробуем ответить на уроке.

 

ИКТ

Тема урока.

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

 

6. Изучение нового материала.

Учитель знакомит учащихся с творчеством автора. Видеоматериал.

Хармс (Ювачев) Даниил Иванович родился 30 декабря 1905 г. в Петербурге, с которым в дальнейшем была связана вся его жизнь. Здесь учился, здесь  начал  писать  первые  стихи.  Как  профессиональный  поэт  вошел в литературу в середине 1920-х, когда некоторые его стихи появились в альманахах.  Хармс  был  одним  из  основателей  литературной  группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), в которую входили поэты А. Введенский, Н. 3аболоцкий, Ю. Владимиров и др., использовавшие приемы алогизма, абсурда, гротеска. В 1927 году на сцене Дома печати была поставлена пьеса Хармса «Елизавета Вам». Как и другие обэриуты, Хармс читал свои произведения на встречах с публикой, его стихи и рассказы распространялись в рукописях. В 1930-м деятельность ОБЭРИУ как «объединения формалистов» была запрещена. Маршак, высоко ценя талант Хармса, привлек его к работе с детской литературой. С 1928 года Хармс публиковал стихи для детей в журналах «Чиж» и «Еж». Вышло также несколько детских книг, в том числе такие известные, как «Иван Иваныч Самовар», «Игра», «Миллион».

23 августа 1941 года Д. Хармс был арестован, а 2 февраля 1942-го умер, находясь в заключении. Имя его было вычеркнуто из советской литературы. В 1956 году реабилитирован. В 1960-е его книги были переизданы, пьеса «Елизавета Вам» вернулась в театральные репертуары.

 

7.Первичное восприятие (просмотр мультфильма) 

- Понравилось стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало? Почему?

А вам самим хочется прочитать это стихотворение?

 

8.Вторичное восприятие. Работа по содержанию.

Прежде чем вы начнете читать, обратите внимание на знаки препинания?

- Что вы можете сказать о них?

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит восклицательный знак?

- С какой интонацией будете читать? (с восклицательной)

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак?

  • называется такое предложение? (вопросительное)

- С какой интонацией будете читать? (с вопросительной)

 

Словарная работа

ИКТ

не-сом-нен-но на-у-чи-ли-ся

здо-ро-вен-ный яст-ре-бы

е-рун-да ча-со-вой

соба-ки-пус-то-лай-ки с заря-жен-ным ру-жьём

-Кто такой часовой?

Обратите внимание слово на научилися. Мы так не говорим сейчас.

 

ИКТ

Работа в паре. Приём «Смена, стоп».

-Сейчас вы будете вслух читать стихотворение в паре (по куплетам), когда скажу «смена» и докоснусь до плеча, читает следующая пара, а когда скажу «стоп», скажите, что на самом деле может быть правдой, а что ложь.

 

- В какой форме написано стихотворение: монолог или диалог?

- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли это?

-Посмотрите на первый столбик. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова? (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание)

- Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру)

- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.

 

Вопросы 2,3 учебника на с.103 

 

9. Выполнение творческого задания.

ИКТ

-Ребята, а вы хотите побыть в роли мальчика-фантазёра?

 

Работа в группах. Приём «Актёрское мастерство» (карточки)

- Работать будем группами по 4 человека. Ведущий актёр читает за фантазёра, остальные 3 человека ему отвечают. (выбирает учитель)

Выходят к доске по очереди группы.

Остальные группы являются экспертами, оценивают выступление артистов.

 

1) А вы знаете что НА
А вы знаете что ПАЛЬ
А вы знаете что МЕ
Что на пальме, на верхушке,
Два слона в кроватях спят
Не в рубашках, не в халатах,
А в пижамах и чепцах!

Ну-ну-ну-ну, врешь-врешь-врешь-врешь...
Ну в рубашках, ну в халатах,
ну еще туда сюда,
А в пижамах и чепцах -
Это просто ерунда!

2) А вы знаете что ИЗ
А вы знаете что КА
А вы знаете что ШИ
Что из каши получился
настоящий крепкий чай!
Не какао, не варенье,
А отличный сладкий чай!


Ну-ну-ну-ну, врешь-врешь-врешь-врешь
Ну какао, ну варенье, ну еще туда-сюда,
А чтоб крепкий сладкий чай - это просто ерунда!

3) А вы знаете, что БАН?
А вы знаете, что ДИ?
А вы знаете, что ТОВ?
Что бандитов
Ровно сорок
Дед Матвей
Перестрелял?

- Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ещё двадцать,
Ещё тридцать,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, -
Это просто ерунда!

4) А вы знаете, что У?
А вы знаете, что СТО?
А вы знаете, что РО?
Что у сторожа Матвея
Есть армейский пулемёт?
Не обрез и не берданка,
А армейский пулемёт.
Он им прямо спозаранку
Наповал воришек бьёт!

- Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Из обреза,
Из ружьишка,
Ну ещё туда-сюда...
Пулемёт - уж это слишком! Это просто ерунда!

5) А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ДА?
А вы знаете, что НИ?
Что у Даниила Хармса
Тоже есть один стишок,
Что, под музыку И. Брамса,
В состояньи вызвать шок!

- Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, у Тютчева,
У Фета,
Ну ещё туда-сюда...
Но у Хармса,
У поэта? -
Это
Просто
Ерунда!

-Поаплодируем всем артистам.

 

ИКТ

Совместное сочинение продолжения стихотворения

- Давайте сочиним вместе небылицу про котенка. На сколько частей

нужно разделить это слово? (3)

-Что получилось?

А вы знаете, что ко

А вы знаете, что тё,

А вызнаете, нок

- Придумываем невероятное предположение.

Что котёнок, как ребенок научился говорить, не мяукать,

не мурлыкать, а как люди, говорить….

- Что отвечают ребята?

ИКТ

 «Синквейн»

Мальчик

Какой?

Что делает?

Короткое предложение.

Кто он?

 

Приём «Что, если…?»

- Изменился бы мир, если бы не было фантазёров?

-Легко ли фантазировать?

 Ответы детей:

- Фантазировать не легко, но очень интересно.

- Иногда фантазия «спит».

- Фантазию можно тренировать.

- Чтобы научиться фантазировать «не как все», нужно развивать воображение

 

Придумывать что-то новое, изобретать, фантазировать – значит делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче, интереснее, увлекательнее. Мечтайте и фантазируйте!

 

10.Итог.

- Какие цели мы поставили в начале урока? Мы их выполнили? Чему учились на уроке? Какой урок возьмём для жизни?

- Кого сегодня на уроке вы похвалите и объясните, почему.

Рефлексия

Самооценка

Д.З. Дифференцированное

Выразительное чтение стихотворения.

Наизусть отрывок.

Творческое. Сочинить продолжение стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ «СОШ №114» г.Барнаул Учитель начальных классов:

МБОУ «СОШ №114» г.Барнаул Учитель начальных классов:

Самыми главными и необходимыми приемами являются: - объяснение учителем, как правильно необходимо выполнять задания - организация последующей тренировочной деятельности учащихся, направленной на совершенствование приобретаемых практических…

Самыми главными и необходимыми приемами являются: - объяснение учителем, как правильно необходимо выполнять задания - организация последующей тренировочной деятельности учащихся, направленной на совершенствование приобретаемых практических…

Для чего буквы приготовили такое задание?

Для чего буквы приготовили такое задание?

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением

Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак? называется такое предложение? (вопросительное) -

Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак? называется такое предложение? (вопросительное) -

Два слона в кроватях спят Не в рубашках, не в халатах,

Два слона в кроватях спят Не в рубашках, не в халатах,

Ну! Ну! Ну! Ну! Врёшь! Врёшь!

Ну! Ну! Ну! Ну! Врёшь! Врёшь!

Приём «Что, если…?» - Изменился бы мир, если бы не было фантазёров? -Легко ли фантазировать?

Приём «Что, если…?» - Изменился бы мир, если бы не было фантазёров? -Легко ли фантазировать?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024