Урок литературы
Учитель: Тертыченко ЕвгенияИвановна
ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора
Тема урока: «Образ «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Анализ эпизода.
Дата проведения урока: 19.02.2020
Класс: 10 класс
Продолжительность: 45 мин
Классификация урока: Урок с использованием технологии продуктивного чтения, технологии поискового чтения, технологии критического мышления,
Цель урока: научить обучающихся проводить анализ эпизода литературного произведения. Через проводимый анализ глубоко и многогранно понимать рассматриваемое литературное понятие и позицию автора.
Задачи: образовательная – способствовать формированию знаний о типе «маленького человека», о разграничении понятий «тип» и «характер», о специфике авторской позиции;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать эпизод литературного произведения, строить монологические высказывания в устной и письменной форме, в том числе и в формате задания ЕГЭ.
воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса, вдумчивому прочтению художественных текстов.
Учебный материал, подлежащий актуализации: понятие тип «маленького человека», понятие «литературный характер», «полифония», особенности образа «маленького человека» в ранее изученных произведениях Ф. М. Достоевского (роман «Униженные и оскорблённые», рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»)
Учебный материал, подлежащий усвоению: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 2, глава 7 эпизод «Смерть Мармеладова» от слов «Из толпы, неслышно и робко…до …я, может быть, ещё завтра зайду… Прощайте!»
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать
- особенности художественного изображения образа «маленького человека» Ф. М. Достоевским
- содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- особенности анализа эпизода художественного произведения
• Уметь
- проводить анализ эпизода литературного произведения ;
- определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- создавать устные и письменные монологические высказывания;
- создавать письменное монологическое высказывание формата задания №8 ЕГЭ
Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, воспринимать литературное произведение как произведение искусства.
Метапредметные: уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Необходимое оборудование, материалы: 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3) Учебник литературы для 10 класса под редакцией И. Н. Сухих, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ход урока
I этап. Введение в тему. Актуализация знаний
Беседа по вопросам:
1. Назовите и запишите ключевые слова, которые помогли бы нам ответить на вопрос «Чему учат произведения Ф. М. Достоевского?»
(Милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, способность остро чувствовать несправедливость мира по отношению к «униженным и оскорблённым»)
2. Что объединяет ранее изученные произведения Достоевского роман «Униженные и оскорблённые» и рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»?
(Несчастные судьбы детей в жестоком и равнодушном мире)
3. Как вы думаете, может ли быть связь между детьми-героями упомянутых произведений и литературным понятием «тип маленького человека»?
(Возможно, да. Их объединяет
социальное положение, отношение к ним со стороны общества:
отторжение, неприятие, безразличие и
равнодушие; тяжёлая жизненная ситуация. В упомянутых произведениях
герои умирают в детстве, можно предположить, если бы они
стали взрослыми, их судьбы сложились так же, как и у других литературных
героев, относящихся к этому типу.)
4. Вспомним определение типа «маленького человека», поговорим о различии понятий «тип» и «характер».
(Герой занимает низкое положение на социальной лестнице, он беден; общество, как правило, безразлично и равнодушно к его бедам. Он может быть способен на сильные чувства и переживания, но, как правило, не склонен к рефлексии и социальному протесту, ему не хватает жизненной и духовной силы. У таких авторов как А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский тип «маленького человека» вызывает чувство глубокого сострадания, с одной стороны, и чувство горечи от того, что жизнь такого героя не меняется к лучшему, с другой стороны. Понятие «тип» в сравнении с понятием «характер» более условно, схематично, «характер» обладает большей сложностью и глубиной»)
5. В контексте анализа романа «Преступление и наказание» какими, по вашему мнению, точнее оперировать терминами: «тип», «характер»? Почему?
(Достоевский в своём романе создаёт глубокие, сложные, противоречивые образы, относящиеся к литературным образам «маленьких людей», поэтому перед нами предстают литературные характеры «униженных и оскорблённых». Сонечка Мармеладова – кроткая, смиренная, жертвующая собой, но в то же время это и высокий образ мученицы, нашедшей спасение в вере. Катерина Ивановна – женщина несчастной судьбы, гордая и не смирившаяся, чья жизнь превратилась в одну нескончаемую боль. Мармеладов – слабый, отчаявшийся, опустившийся человек, но всё понимающий о себе и своей жизни, осознающий свою бесконечную вину перед дочерью, но не способный что-либо изменить.)
6. С какой особенностью творчества писателя связана его способность наделять героев (и не только главных) сложными, многогранными характерами?
(Для произведений Достоевского характерен полифонизм. Каждый его герой – это сложный образ со своими глубокими переживаниями, со своей жизненной правдой. Такой подход к созданию героев не может рождать условные, схематичные типы, перед читателями появляются живые личности, остро переживающие, заявляющие о себе, соей боли, своей правде, своём понимании жизни.)
Создание автором сложных многогранных характеров требует от читателя вдумчивого прочтения, акцентирования внимания на художественных деталях, погружения в текст романа, в мир личности героя. Для того чтобы работа такого плана состоялась, обратимся к анализу эпизода.
II. Этап анализа произведения. Работа с текстом.
Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» часть 2, глава 7 от слов «Из толпы, неслышно и робко…до …я, может быть, ещё завтра зайду… Прощайте!»
Работа с текстом во время чтения (учащиеся читают самостоятельно, затем обсуждают задание в группах, частично вносят записи в таблицу/ Приложение 1.
Задание: Во время чтения текста подчеркните художественные детали, которые помогают читателю
1. Охарактеризовать действующих лиц, героев - участников эпизода;
2. Понять авторское отношение к героям
Обсудите работу в группах, внесите важные, по вашему мнению, мысли в таблицу.
Работа с текстом после прочтения эпизода
Представители каждой группы вначале по первому вопросу, затем по второму делятся своими мыслями, остальные учащиеся слушают и продолжают работу с таблицей, записывая важное и интересное, прозвучавшее в ответах одноклассников.
Погрузившись в авторский текст, вместе мы постарались понять важные мысли Достоевского, его видение героев – участников эпизода. Страдания умирающего Мармеладова, вечно и бесконечно виноватого перед своей дочерью, так и не сумевшего стать ей хорошим отцом. Катерина Ивановна, истерзанная, больная женщина, страданиям и бедам которой, кажется, нет предела. Сонечка, с умирающим отцом на руках, которому она давно всё простила, даже то, что, казалось бы, простить невозможно. Раскольников, способный остро чувствовать чужую боль, готовый отдать последнее, что у него есть, чтобы хоть как-то уменьшить чудовищную жизненную несправедливость. Автор, сострадающий героям, способный чувствовать их горе как своё, проживать их жизни как свою. И мы, читатели, погрузившиеся в мир художественного произведения, соприкоснувшиеся с человеческим горем, болью и страданием. Опыт, полученный от прочитанного, сказанного, услышанного, даёт очень многое каждому из нас. В этом и ценность хорошего произведения. Теперь вы готовы приступить к созданию своих собственных текстов по прочитанному и проработанному эпизоду.
III.Заключительный этап. Написание сочинения по прочитанному эпизоду (формат задания №8 ЕГЭ)
Задание:
Письменно в объёме 5 -10 предложений ответить на вопрос: Каково авторское отношение к Мармеладову? Используем составленную таблицу, аргументируем ответ, опираясь на текст произведения, не искажаем авторскую позицию. Стремимся избегать фактических, логических, речевых и грамматических ошибок. Помним о том, что создаваемый вами текст – это ваше произведение, через которое выражается ваша индивидуальность, ваша творческая личность.
После написания сочинения учащиеся по желанию зачитывают свои работы.
IY. Подведение итогов. Рефлексия
1. Легко ли работать с текстами Достоевского? Почему?
Сложно. Автор погружает читателя в мир человеческой боли и человеческого страдания. Но читать стоит, так как тяжёлая душевная работа даёт бесценный опыт, помогает взрослеть.
2. Чему мы учимся, постигая судьбы «маленьких людей» в романе Достоевского?
Мир бывает жесток. Жизнь сложна. Но человек должен помнить о том, что очень многое зависит от него самого. Будь способен на сострадание, умей прийти на помощь, не теряй себя. Умей прощать и не судить.
Y. Домашнее задание.
Вариант 1. Письменный ответ на вопрос в объёме 5 -10 предложений: Каково авторское отношение к Соне Мармеладовой? (по прочитанному эпизоду)
Вариант 2. Письменный ответ на вопрос в объёме 5 -10 предложений. Но вопрос сформулировать самостоятельно. (по прочитанному эпизоду)
Приложение 1
Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» часть 2, глава 7 от слов «Из толпы, неслышно и робко…до …я, может быть, ещё завтра зайду… Прощайте!»
Задание: Во время чтения текста подчеркните художественные детали, которые помогают читателю
1. Охарактеризовать действующих лиц, героев - участников эпизода;
2. Понять авторское отношение к героям
Литературные герои |
Художественные детали (возможный комментарий к ним) |
Авторское отношение к героям |
Соня |
«…неслышно и робко протеснилась…» (Соня испытывает чувство глубочайшего стыда за своё положение) |
Автор страдает вместе с героиней, он сопереживает и сочувствует ей, испытывая чувство горечи и негодования от того, что ей приходится переживать, каково её положение и отношение к ней в обществе. |
«…в лохмотьях…с ярко и позорно выдающеюся целью» (Каждое слово в подробном описании наряда Сони передаёт её боль из-за позорного безысходного положения, в котором она оказалась) |
||
«…остановилась у самого порога», «…переступила шаг через порог…», «слабо вскрикнула, подбежала, обняла его…» (Глагольный ряд помогает передать движение чувств героини: от стыда к горю утраты отца и прощению его) |
Автор акцентирует внимание читателя, насколько сложно и тяжело жить Соне, как трудно переживать ей своё постыдное положение. Несмотря на случившееся, Соня способна на любовь и прощение. Это для автора, бесспорно, является самым важным. |
|
«…худое, бледное и испуганное личико…» (Автор, возможно, с одной стороны, подчёркивает почти отсутствие земного, телесного в героине, с другой стороны, показывает страх Сони перед миром и жизнью, ожидание от них неизбежного страдания) |
Сочувствуя и сопереживая героине, автор верит в её чистоту, в силу её души. Авторская антитеза между физическим и духовным в Соне не случайна. Достоевский подчёркивает, человек останется человеком в самом, казалось бы, позорном и безысходном положении, пока он будет верен своему духовному началу. |
|
«…худенькая… с замечательными голубыми глазами…» (Несмотря на все испытания, выпавшие на долю Сони, она остаётся чиста и невинна) |
||
«…приниженная, убитая, расфранчённая и стыдящаяся, смиренно ожидавшая своей очереди проститься с умирающим отцом» (Соня страдает от того положения, в котором она оказалась, но ещё большие страдания ждут её от утраты, которая сейчас свершится) |
Лексический ряд помогает автору передать напряжённый последний момент прощания дочери с умирающим отцом; противопоставляя жестокий низменный мир реальности и вечно повторяющийся миг соприкосновения жизни и смерти, автор подводит читателя к мысли о том, что для человека должно быть важным. |
|
Мармеладов |
«…был в последней агонии…», «…не отводил глаз от Катерины Ивановны… Ему всё хотелось что-то ей сказать…» (Мармеладов чувствует себя бесконечно виноватым перед Катериной Ивановной, ему хочется попросить прощения, но она останавливает его. Очень важно отметить, что Мармеладов так и не произносит «Прости».) |
Автор, с одной стороны, сочувствует герою, так и не сумевшему преодолеть свою слабость, с другой стороны, он показывает путь от порока к неизбежной агонии. |
«…с ужасом указывая глазами на дверь, где стояла дочь» «бесконечное страдание изобразилось в лице его» (Невольно своей слабостью, своим пьянством он сам толкнул Соню к тому позорному положению, в котором она оказалась. Ничего уже не изменить и не исправить, поэтому и страдание бесконечное) |
Автор предельно правдиво изображает безысходное состояние героя, причинившего столько боли самому близкому родному человеку. |
|
«Соня! Дочь! Прости!» (Именно у Сони он просит прощение, возможно, понимая, что самому ему себя уже простить нельзя. Всего три слова, а за ними безысходное страдание отца, который за всё и навсегда виноват перед своей дочерью) |
||
Катерина Ивановна |
«Повелительно крикнула: «Молчи-и-и! Не надо!..Знаю, что хочешь сказать!..» |
Трижды используя глагол «крикнула», автор показывает накал предельного страдания несчастной женщины, которая находится в состоянии глубокого отчаяния от того, что не знает, как дальше жить. |
«Лежи! Лежи-и-и!» – крикнула…» |
||
«Добился своего!» - крикнула… Чем я похороню его!.. А чем их-то…чем накормлю!» |
||
Раскольников |
«…говорил о вас с восторженным уважением» |
Автор подчёркивает в герое стремление в этом жестоком дисгармоничном мире хоть что-то изменить. Несчастную, погибшую семью Мармеладовых воссоздать в любви и уважении, то есть вернуть миру утраченную гармонию. Для автора очень важно отметить способность главного героя прийти на помощь нуждающемуся: не случаен лексический повтор «друзья», «друг». Прежде всего автор говорит о духовном и только потом о материальном «двадцать рублей». |
«всем вам был предан и как особенно вас, Катерина Ивановна, уважал и любил…» |
||
«…с этого вечера мы стали друзьями…» |
||
«…к отданию долга моему покойному другу…двадцать рублей.. вам в помощь… я зайду…» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.