10 класс
Тема: Базаров и Кирсановы. Споры об искусстве и природе в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Цели: I. Образовательные:
1. Продолжить анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.
3. Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.
4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.
5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.
6. Совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся
II. Развивающие:
1. Развивать мышление учеников (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)
2. Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
III. Воспитательные:
1. Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)
2. Развивать интерес у школьников к чтению романа, к рассмотрению его основных проблем.
Оборудование: эпиграф, портрет И.С. Тургенева, иллюстрации с изображением персонажей романа, художественные тексты.
Эпиграф:
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
Ф.И. Тютчев.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя:
- Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшнем уроке мы попытаемся с вами ответить на следующие вопросы:
- В чем же смысл заглавия романа?
- Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?
III. Проверка домашнего задания.
На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была предложена следующая таблица:
|
Базаров |
П.П. Кирсанов |
1. Происхождение, социальная принадлежность |
|
|
2. Портрет |
|
|
3. Речь |
|
|
4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция |
|
|
5. Отношение к любви |
|
|
6. Образ жизни, интересы |
|
|
7. Отношение друг к другу |
|
|
- Давайте вспомним содержание романа «Отцы и дети».
Вопросы и задания:
1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.
2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)
3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.
Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»
4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?
5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)
6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)
7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)
8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)
VI. Беседа с классом, анализ произведения.
- Обратите внимание на контрастность Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (см. таблицу). Тургенев подчеркивает, что он сталкивает Базарова с лучшим представителем лагеря «отцов»; почему? (Тургенев хотел показать важную роль «отцов» в прошлом и настоящем России. Выбор не самых лучших представителей старого поколения привел бы к тому, что роль «отцов» была бы полностью перечеркнута)
- Как прошла схватка между молодым нигилистом и уездным аристократом? (комментированное чтение 10 главы)
- Кто одержал верх в споре? (см. вопрос выше).
- Имеет ли Базаров право так уничижительно судить о своем оппоненте и его «принсипах»? (Нет, не имеет. Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. К тому же, на многие вопросы можно посмотреть с разных сторон. Поэтому следует стараться уважать чужое мнение).
- Базаров и Николай Петрович. Как складываются отношения между ними? (Базаров относится с симпатией к отцу Аркадия Кирсанова. Он называет его добрым малым и признает многие черты характера этого человека, его действия.)
- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.
Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)
- Как Базаров относится к собственным родным, согласны ли вы с мыслью героя о «глухой жизни отцов»? (Базаров любит своих родителей, но он скуп на проявление своих чувств. Герой романа хочет прожить иную жизнь, отличающуюся от той, которую прожили его отец и мать. Я думаю, нельзя полностью согласиться с мыслью героя о «глухой жизни отцов». Отец Базарова всю жизнь свою положил на дело служения людям. Кто знает, скольким людям он помог, скольких спас, работая врачом. Конечно, он мало знает о развитии современной науки, о новых взглядах, общественных мнениях, но живет он в этой жизни не зря, выполняя свое «скромное» предназначение).
V. Слово учителя:
- Передовой мыслитель, революционер-демократ попадает в гнездо «феодалов».
Главная причина, вызвавшая ненависть старика Кирсанова к Базарову, заключается в том, что Базаров перечеркивает всю его жизнь. Павел Петрович полагал, что он ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова, он «архаичное явление».
Базаров воспитан на почве «отцов». Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений Базаров? С полным правом говорит он Аркадию: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например…»
И не мало таких Базаровых знала Россия (Белинский, Добролюбов, Чернышевский)
VI. Подведение итогов урока. Обращение к эпиграфу.
- Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п.. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.
VII. Выставление и комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание.
Объяснить значение слова «нигилизм». Найти сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.