Конспект урока литературы по теме «Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева
Составитель: Галиева Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Судженская основная общеобразовательная школа №36» , Кемеровской области, Яйского района. П.ст. Судженка.
Предмет: литература.
Класс: 6.
Место урока в системе уроков: урок второй.
Тип урока: закрепление материала
Цели урока:
1. Образовательная - систематизировать знания учащихся о рассказе, рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.
2. Развивающая – развивать образно-ассоциативные способности детей, развивать устную речь.
3. Воспитательная – воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Задачи урока:
-раскрыть нравственные проблемы героя в сюжете рассказа;
-показать душевную теплоту бабушки главного героя;
-показать формирование главного героя рассказа под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей.
Ход урока
-Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того
дивного коня с розовой гривой.
В. П. Астафьев
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Вступительное слово |
Учитель обозначает актуальность темы. Осуществляет постановку проблемного вопроса |
|
1 |
Мотивация к учебной деятельности. |
-Посмотрите на товарища. Мысленно пожелайте ему успеха. Улыбнитесь учителю. |
Взялись за руки. -Мы все знаем, все умеем, все у нас получится! |
2 |
Актуализация полученных знаний (проверка дифференцированного домашнего задания) |
Учитель предлагает высказаться по теме домашнего задания. Виды домашнего задания по группам.
1 группа. Творческое задание. «Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уже забыл про ягоды…» Расскажите об этом дне. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был и серьёзным, и весёлым. 2 группа. Подготовить художественный пересказ (близко к тексту) одного из эпизодов рассказа
Учитель просит отвечавших дать оценку своим ответам. |
Слушают ответы товарищей, комментируют, дополняют.
Пересказ отдельного эпизода. 1. Описание семьи Левонтия. 2. Урок на всю жизнь. Обман раскрылся. |
3. |
Анализ текста (на основе создания проблемной ситуации) и формулировки темы урока. |
-Витя, совершив проступок, обманув бабушку, больше всего боялся наказания. Спрятавшись от бабушки, он долго не решался выйти к столу. Но самым неожиданным было то, что бабушка не только простила внука, но и подарила «пряник конём», о котором так мечтал мальчик. И эта доброта бабушки, её милосердие запомнились Вите на всю жизнь: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»
-Как вы думаете, почему главный герой рассказа не может забыть «того дивного коня», став уже взрослым и самостоятельным человеком?
Действительно, главный герой не забыл того «чудного коня», потому что в момент развязки этой истории, герой, переживающий свой позор и ожидающий наказания, получает подарок. Он не только раскаивается «в своих злодеяниях», но и осознаёт силу человеческой доброты и милосердия.
-Давайте сформулируем тему урока. Что мы должны сегодня выяснить?
- Правильно, ребята. Значит тема нашего урока так и звучит: «Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» |
Возможные ответы детей. -Мальчика мучила совесть. Он понимал, что обманул бабушку. Это недостойный поступок. А бабушка его так любила.
Возможные ответы детей. -Мы должны осознать, почему так поступил Витя, что так поступать некрасиво и неправильно.
Нельзя обманывать не только своих близких, но и других людей. |
4. |
Этап анализа текста на основе создания ситуации проблемно – педагогического общения.
Динамическая пауза.
5.Этап обобщения и систематизации знаний |
Учитель организует работу в группах. - Какие нравственные проблемы поднимает автор в своём рассказе, нам помогут выявить вопросы и задания по группам.
-В какое время происходят события в данном рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой?»
-От чьего лица ведётся повествование?
-Чем семья Левонтия отличалась от других семей?
- Почему бабушка запрещала Вите ходить к Левонтьевым?
-Как характеризует левонтьевских ребят их поведение во время похода за земляникой? (забавы их были бессмысленны и жестоки)
-Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше всего внимания? - Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. (2 часть, стр. 69)
-Согласны ли вы с героем рассказа, с его словами : «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят?»
-Нравственный или безнравственный поступок совершил Санька, когда учил Витю обманывать бабушку? -Какой же можно сделать вывод о поступке детей в этом рассказе?
-Как вы думаете, Витя понимал, что так делать нельзя?
|
-В Красноярском крае на реке Енисей. Где начиналось строительство гидростанции. В начале 30- х годов 20 века.
-От лица Вити Потолицына. Витя-сирота. Живёт с дедушкой и бабушкой.
В этой семье детей не приучали к труду. Отец сам не стремился благоустроить дом и территорию около дома. «Весной кое-как ковыряли землю вокруг дома, возводили изгородь из жердей. Но зимою изгородь исчезала в утробе русской печки» В этой многодетной семье дети часто были предоставлены сами себе.
- «Нечего их объедать, - говорила бабушка» Семья была бедная, ведь работал только отец. Кроме того она опасалась дурного влияния на внука: дети любили проказничать и хулиганить. (залезли в чужой огород, подбили стрижа, старший Санька подговорил Витю наложить в лукошко травы вместо ягод)
- Автор больше внимания уделяет левонтьевскому Саньке .Рассказывают о поступках Саньки в рассказе. (Зачитывают отрывок)
-Согласны с героем рассказа. Зачитывают примеры из текста.
Безнравственно: 1.Поведение левонтьевских во время похода 2.Поведение Саньки, научившего обмануть бабушку. 3.Поступок главного героя, который обманул бабушку.
- Витя в глубине души понимал, что так делать нельзя, но перед левонтьевскими старался показаться бесстрашным и смелым. Хотя смелым этот поступок назвать нельзя.
|
-Когда мальчик осознал и ощутил сожаление о совершённом поступке?
|
-В тот момент, когда бабушка подарила ему пряник конём. |
||
6. |
Самостоятельное творческое использование полученных знаний. Работа по группам. |
Проект портрета. 1 группа. -Каким вы представляете себе героя рассказа? Нарисуйте устно его портрет. |
Главный герой рассказа мальчик Витя лет 7-8. Волосы светлые, растрёпанные. Глаза синие, добрые. Руки и ноги в цыпках, потому что бегает босиком. Коротенькие штаны, рубашка, шитая бабушкой. |
|
|
2 группа. -Какой вы представляете себе бабушку? Нарисуйте устно её портрет. |
Бабушка Катерина Петровна – крестьянка. Всегда ходит в платке, старой кофте, крестьянской длинной юбке. Уже седая, лицо морщинистое. Глаза очень добрые. Сильно любит и жалеет внука. |
|
|
-А теперь сравним портреты с иллюстрациями художника. Схожи ли они с вашими? |
Высказывание детей по портретам героев. Сравнение портретов с иллюстрациями в учебнике. |
7 |
Этап рефлексии деятельности. Подведение итогов |
Каждому ребёнку предлагается бланк, на котором отражены три лесенки по три ступеньки. На первой учение оценивает своё желание работать на уроке. На второй-понимание материала. На третьей – настроение на уроке.
Тут же записывает: - Сегодня я сделал для себя открытие… -Меня удивило... - Мне было интересно узнать… Мне захотелось… Мне было трудно… Я понял, что…
|
Строят законченное высказывание.
Делают анализ своей работы на уроке.
Оценивают себя и товарищей. |
8 |
Домашнее задание. |
Составить словарь диалектных слов, которые встречаются в рассказе и объяснить их значение. |
Увал – пологий холм Туесок – берестяная корзина с крышкой Заполошная – суетливая Бадога – длинные поленья Шаньга – булочка с творогом Заимка – земельный участок, вдали от села Поскотина – пастбище, выгон Яр – крутой край оврага
|
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2019г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература:
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2012
2. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.