Конспект урока литературы в 10 классе по теме
«История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза», творческий замысел, основной конфликт»
Цели: - познакомить учащихся с историей создания пьесы «Гроза»;
- учить анализировать драматическое произведение;
- дать представление о системе образов произведения.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация имеющихся знаний.
· Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
· Какова роль Островского в развитии русского театра?
II. История создания пьесы.
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского.
Н.А. Добролюбов
«Гроза» была написана в 1859г. Появление пьесы на сцене совпало с самой острой полосой в истории 60-х гг. Это было время, когда русское общество ждало реформ, многочисленные крестьянские волнения вылились в крестьянские бунты. Это было время, когда Чернышевский звал Русь к топору. Над Россией сгущалась гроза.
Особое внимание русских писателей привлекали 3 темы: 1) крепостное право, 2) появление на общественной арене новой силы – разночинной интеллигенции, 3) положение женщины в семье.
В ряду этих тем была ещё одна, требовавшая неотложного освещения: 4) тирания самодурства, денег и старозаветных авторитетов в купеческом быту.
Задачу обличения экономической, духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».
Но драматург не просто обличает «Тёмное царство», но и показывает, как в глубине его возникает протест против вековых традиций, как старый уклад начинает рушиться под напором требований жизни.
В основу драмы «Гроза» положены впечатления, полученные в поездке по верховьям Волги. Из этих поездок Островским было взято для «Грозы» многое: гулянье на бульварах, праздные мещанские разговоры о «литовском разорении», колоритные фамилии (в записной книжке – «Матрёна Кабаниха»), суровый нрав хозяев жизни – купцов.
Образ Катерины был навеян рассказами актрисы Любови Павловны Никулиной-Косицкой.
Первоначально пьеса была задумана как комедия. Но нельзя было скрыть драму русской женщины, трагизм положения жертв «Тёмного царства».
Пьеса была одобрена Театрально-литературным комитетом 24 октября 1859г. И разрешена цензурой. Этому предшествовал разговор автора с цензором. Цензор не пропускал Кабанихи, «это-де Николай Павлович в юбке».
Островский: «Да не могу же я у своего сына ногу отрезать.»
Цензор: «Ну, оба в ответе будем, и Вы, и я!»
III. Работа с афишей.
1. Список действующих лиц пьесы представляет собой весьма значимую часть её экспозиции и даёт первое представление о городе Калинове и его обитателях.
· Где происходит действие?
· Вроде бы название дано. Конкретный ли это волжский город?
· Какие сказочно-былинные мотивы напоминает название?
Калинов мост, горечь калины.
Индивидуальное задание «Экскурсия по городу Калинову»
2. Действующие лица
Савёл Прокофьевич Дикой – (по словарю Даля) «глупый, шальной, безумный, сумасшедший»
· В чём его можно назвать безумным?
· Какая авторская ремарка оправдывает то, что такой человек может быть уважаем в городе?
Борис Григорьевич – лишь его племянник (подчинительное положение).
· Что выделяет Бориса из серой массы калиновцев?
Марфа Игнатьевна Кабанова
· Что слышим в её фамилии?
Кабан – дикая свинья// с Диким
· Что в скобках? Кто её так называет? Положение в городе?
Тихон – приниженность в самом имени.
Катерина – (греч.) вечно чистая.
Варвара – 1) грубая, дикарка; 2) варварить – праздновать, гулять (Даль).
Кулигин – фамилия созвучна с фамилией И.П. Кулибина, самоучка – изобретатель (часы, микроскоп, телескоп).
· Что узнаём о Кулигине из ремарок? Почему считает важным упомянуть о перпетуме-мобиле?
Кудряш – буйная голова, задорный, весёлый.
· Что же представляет из себя список действующих лиц?
Весь город: от самого значительного до самого пустого человека, от самого старшего и среднего поколения до молодого – все слои общества (купцы, мещане, интеллигенция, барыня, чиновник, крепостная).
· Какова экспозиция драмы «Гроза?» (Действие I, явл. 1-5, афиша)
(Повторяем определение понятий «Экспозиция», «Ремарка». Экспозиция – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний и духовный облик героя и т.д.)
· Прочитаем некоторые авторские ремарки. Зачем они даны? (явл.1)
· Кто же видит эту красоту?
· Как по-разному воспринимают её Кулигин – Кудряш – Шапкин?
· Когда и Кулигин перестаёт замечать красоты природы?
· Что узнаём о Диком? (явл.1, 2)
· Что добавляет к характеру Дикого Борис, живущий с ним в одном доме?
· Читаем явление 3 по ролям. Что узнаём из него?
Борис находится в полной зависимости, это жертва Дикого.
«Самодур». Это слово ввёл в литературу Островский (как Тургенев «нигилист», Гончаров «обломовщина»). Сам Островский объяснил его в одной из пьес так: «Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны. Так и лежать, а то беда…»
· Что вы вкладываете в это понятие, наблюдая над самодуром Диким?
Самодурство – упоение властью, презрение ко всякому праву и закону, надругательство над чужими чувствами.
· Типичен ли образ Дикого? Есть ли подобные ему в Калинове?
Кабаниха, «…у нас в купечестве такое заведение…» (Кудряш)
· Монолог Кулигина – подтверждение тому. Чтение монолога «Жестокие нравы, сударь…»
(Монолог – развёрнутое высказывание одного лица. Монолог - излюбленная форма речевой характеристики персонажей в драме.)
· Перечислите «жестокие нравы» города Калинова:
1) Грубость, непросвещённость, невежество
2) Честный труд не в почёте, капиталы наживаются на грабеже, мошенничестве
3) Власть денег огромна, закон перед ними ничто
4) Всеядная зависть («торговлю подрывают»)
5) Инакомыслящих, не подчиняющихся их законам не потерпят, уничтожат
6) Семейная жизнь – ад (Действ. 3, явл.3)
· Монолог Кулигина прерывается монологом Феклуши. Что мы знаем о ней?
Странница = приживалка
· Что думает она о городе Калинове? Почему?
Это вновь сведения о Кабановой.
Ханжа – лицемер, прикрывающий свои пороки показной религиозностью, добродеятельностью.
Вывод: «Тёмное царство» и его «жестокие нравы» обрисованы уже в экспозиции. Конфликт: власть у Диких и Кабановых. Умным и образованным - не место. Они становятся жертвами его.
IV. Домашнее задание
Прочитать пьесу до конца, охарактеризовать Дикого и Кабаниху, собирать материал по образу Катерины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.