Конспект урока литературы в 11 классе. А.Т. Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов
Оценка 4.7

Конспект урока литературы в 11 классе. А.Т. Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
02.11.2021
Конспект урока литературы в 11 классе. А.Т. Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов
конспект урока.doc

Тема урока: А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов.

Цель урока: показать гражданское мужество Твардовского - редактора «Нового мира», объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине.

Задачи:

1.      Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского

2.      Изучение творчества Твардовского в 60-е годы во взаимосвязи с его общественной деятельностью.

3.      Развитие проблемной компетенции – умения определять цели познавательной деятельности, находить пути решения проблемы

Ход урока

И не таю еще признанья:

Мне нужно, дорого до слез

В итоге — твердое сознанье,

Что честно я тянул свой воз.

А.Т.Твардовский

                                 I.          Актуализация опорных знаний.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Это строки из стихотворения «О сущем» 1957-1958

Автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.

Сказать хочу.

И так, как я хочу,

- говорит Твардовский в другом стихотворении 1958 года «Вся суть в одном – единственном завете»

                              II.          Коррекция знаний учащихся. Задание 1 на рабочих листах.

Прочитайте стихотворение «Вся суть в одном – единственном завете» и ответьте на вопросы:

Что можно сказать об особенностях поэтической лексики.

У Твардовского поэтическая лексика (устойчивые традиционно - поэтические метафоры, слова - символы), участвуя в отражении внутреннего мира автора, приобретает новую жизнь, самобытность, обогащается новыми смысловыми и эмоционально - экспрессивными оттенками. Выделяясь особым стилистическим характером в данном стихотворении, придает ему мягкость, лирическую глубину и задушевность: суть, завет, свет, бог.  Слова возвышенной лексики находятся рядом с просторечными

С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, бог?

После прочтения слов: суть, завет, свет, бог - возникает ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки.

В данном стихотворении, как и во всем творчестве Твардовского, традиционно высокая экспрессия поэтической лексики резко снижается, происходит своеобразное «снятие» литературного ореола. Отсюда и простота изложения, и доступность произведений поэта любому человека, то есть народность его лирики.

Приведите примеры

 аллитерации,

 ассонанса,

гиперболы,

 антитезы,

символов

Выразительность поэтической речи автора придает не только особая лексика, но и характерная для Твардовского звукопись - аллитерация и ассонанс. Так во второй строфе произведения мы действительно убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе, сохранить до конца его в своем сердце: жестокость и уверенность в этом тяжелом и могущественном слоге, что подчеркивает аллитерация:

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог…

Обращаясь к символике стихотворения, хотелось бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Символ - это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение:

…Я это знаю лучше всех на свете-

Живых и мертвых, - знаю точно я.

Автор как бы дает понять, насколько велика и ценна его тайна, если ее не знают ни живые, ни мертвые. Таким образом, «живые и мертвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности.

К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский. Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым центром фразы.

Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые.

 

                           III.          Изучение нового материала.

Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны - крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой - «неофициальный оппозиционер», борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства»

«Он был — богатырь, из тех немногих, кто перенёс русское национальное сознание через коммунистическую пустыню», - сказал Александр Солженицын об Александре Твардовском.

Первый период редакторства Твардовского (1950-1954 гг.) связан с произведениями, опубликованными в журнале: романом В. Гроссмана «За правое дело», очерком В. Овечкина «Районные будни», а также статьей В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор поставили целый ряд важнейших вопросов:

- как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу,

- как следует оценить прошлое советской литературы,

- в чем миссия интеллигенции,

- каковы её отношения с партией,

- какова роль партийного контроля за творческой деятельностью писателей и художников

(Померанцев сказал в своем эссе: «Я слышал, что Шекспир вообще не был членом союза [писателей], а неплохо писал»).

Публикация этой работы и стала одной из причин отставки Твардовского в 1954г. Другая причина же кроется в крамольной поэме «Теркин на том свете», которая была охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность» в партийной печати. Однако несмотря на схожесть критики с известными постановлениями о «Звезде» и «Ленинграде» 1946 г., главному редактору разрешили заниматься творческой деятельностью.

Как указывают источники, это было связано с заступничеством Н.С. Хрущева и самим периодом потепления отношений с творческой интеллигенцией.

Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Эпоха «оттепели» была поворотным периодом в истории нашей страны.

Почему именно такой термин стал употребляться к литературным явлениям 60-х годов?

Появление термина «оттепель». Разоблачение преступлений культа личности развязало активность литераторов. Опубликованная в марте 1957 г. повесть Ильи Григорьевича Эренбурга (более полная информация о писателе представлена у вас в справочных материалах)  под заглавием «Оттепель» дала название всему периоду

Задание.

Работа с картинами Петра Белова. (Информация о художнике находится в справочных материалах)

Что показал художник? Как изобразил оттепель? Сравните с изображением весенней оттепели на картинах других художников. Прокомментируйте ваши наблюдения.

Что настораживает художника? Почему нет ощущения полной свободы?

Повесть  Ильи Григорьевича Эренбурга «Оттепель» рассказывала о новых ожиданиях и одновременно предостерегала от обольщения ими.

                           IV.          Закрепление (первичное)

Задание 2 на рабочих листах.

Подберите слова – ассоциации к понятию «оттепель», возникающие у вас.

                            V.            Формирование новых знаний.

 Время иногда можно определять названиями журналов. Это было время «Нового мира», куда в 1958 году вернули главным редактором Александра Твардовского. Журнал сразу стал самым притягательным в стране, едва приходившей в себя от смертного страха и унижения.

В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он самим существованием своим противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с кровью продиралась сквозь цензуру.

Просмотр видеофильма  «Твардовский печатает Солженицына»

Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили. На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее.

Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.

Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини...», «К обидам горьким собственной персоны...», «Посаженные дедом деревца...», «Изведав жар такой работы...», «День прошёл, и в неполном покое...»).

Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...» А.Т.Твардовский написал в 1968 году.

                           VI.          Закрепление. Выполнение 4 задания на рабочих листах.

О чем говорится в стихотворении?

В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык. Твардовский говорит, что нужно быть целеустремлённым

Что означают слова «жить, как живешь»?

«Жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой»

Объясните роль пословицы  в стихотворении

Автор  вставляет пословицу в стихотворение для подтверждения своих мыслей. Если человека кто-то обидел, в этом виноват именно он. Не надо искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации

К обидам горьким собственной персоны

Не призывай участье добрых душ…

К кому обращается поэт?

Отметьте особенности построения стихотворения.

Твардовский может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.

Твардовский пишет:

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая…

Стихотворение не имеет обращения, подлежащего, здесь одни сказуемые. Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»).

Поэт говорит, что нужно так построить свою жизнь, чтобы другим в ней нашлось место и чтобы «чью-то душу отпустила боль».

Учитель. 1968 - год, когда было написано это стихотворение, стал переломным в общественном сознании. «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», – говорил Твардовский о 1968 г., когда в августе 1968 г. советские войска вошли в Чехословакию и на улицах Праги появились советские танки. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». В его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, т.к. его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя»

Первая строфа стихотворения  говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении. Девизом поэта становится формула «Быть самим собой!».

А вот строки стихотворения «В чем хочешь человечество вини...», созданные Твардовским осенью 1968:

И где-нибудь, наверно, в пражском парке.

Перед какой безвестною зимой

Каких еще тревог и потрясений

Так свеж и ясен этот мир осенний,

Так сладок каждый вдох и выдох мой?

                        VII.          Проблемная ситуация.

 Полемика, которую порождал «Новый мир», становилась для власти опасной, совершенно неуправляемой уже потому, что выплёскивалась за пределы страны.

Выполняем 3 задание на рабочих листах.

 Подумайте, где бы вы в схеме расположили  название журнала «Новый мир» и имя Александра Твардовского? Дополните схему.

Почему вокруг слова «оттепель» очерчен контур? Ваши предположения.

Но суть даже не в том, какую полемику и с какими силами вёл «Новый мир»: журнал Твардовского стремительно становился мифом, что разрастался не по дням, а по часам... Главное, на страницах «Нового мира» русское национальное самосознание соединялось с протестом интеллигенции.

Просмотр видеофильма «Начало травли Нового мира»

«Да благословит Бог шестидесятников, сорвавших с черствого советского бытия покров утешительной лжи!»- пишет сегодня политик, публицист  Валерия Новодворская в статье «Блаженны нищие духом»

«Есть много способов убить поэта, – писал А. Солженицын. – Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, – только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! – добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости…»

Просмотр видеофильма «Окончание борьбы»

В  1970 году партийная власть «удавила» журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.

Для Твардовского всё кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»...

И это было потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских иллюзий. Столько лет журнал читали в стране, столько честных публикаций в нём состоялось, а в жизни людей ничего не поменялось? Твардовский остался в одиночестве. Не в этом ли начала того, с чем в трансформированном виде мы имеем дело сегодня и в системе общественных отношений, и в самих себе.

                     VIII.          Рефлексия

Что для Вас оказалось самым интересным, важным, значимым?

Поделитесь своими мыслями о занятии

Я узнал, что  ...

Меня удивило ...

Мне показалось спорным ...

Я задумался о ...

                           IX.          Итог урока

На рабочих листах у вас есть репродукция открытки Твардовского с дарственной надписью А.В. Македонову. На обратной стороне открытки – стихотворение. Назовите его.

Какую же все-таки тайну хранит автор? И долго ли будет скрываться суть завета

То, что скажу, до времени тая…

 Когда же наступит это время?

                              X.          Домашнее задание.

Прочитать текст поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»


Тема урока: А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира»

Тема урока: А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира»

Что можно сказать об особенностях поэтической лексики

Что можно сказать об особенностях поэтической лексики

Приведите примеры аллитерации, ассонанса, гиперболы, антитезы, символов

Приведите примеры аллитерации, ассонанса, гиперболы, антитезы, символов

Померанцев сказал в своем эссе: «Я слышал, что

Померанцев сказал в своем эссе: «Я слышал, что

Задание 2 на рабочих листах.

Задание 2 на рабочих листах.

О чем говорится в стихотворении?

О чем говорится в стихотворении?

Первая строфа стихотворения говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении

Первая строфа стихотворения говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении

Твардовский остался в одиночестве

Твардовский остался в одиночестве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021