Тема урока: А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов.
Цель урока: показать гражданское мужество Твардовского - редактора «Нового мира», объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине.
Задачи:
1. Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского
2. Изучение творчества Твардовского в 60-е годы во взаимосвязи с его общественной деятельностью.
3. Развитие проблемной компетенции – умения определять цели познавательной деятельности, находить пути решения проблемы
Ход урока
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
А.Т.Твардовский
I. Актуализация опорных знаний.
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Это строки из стихотворения «О сущем» 1957-1958
Автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.
Сказать хочу.
И так, как я хочу,
- говорит Твардовский в другом стихотворении 1958 года «Вся суть в одном – единственном завете»
II. Коррекция знаний учащихся. Задание 1 на рабочих листах.
Прочитайте стихотворение «Вся суть в одном – единственном завете» и ответьте на вопросы:
Что можно сказать об особенностях поэтической лексики. |
У Твардовского поэтическая лексика (устойчивые традиционно - поэтические метафоры, слова - символы), участвуя в отражении внутреннего мира автора, приобретает новую жизнь, самобытность, обогащается новыми смысловыми и эмоционально - экспрессивными оттенками. Выделяясь особым стилистическим характером в данном стихотворении, придает ему мягкость, лирическую глубину и задушевность: суть, завет, свет, бог. Слова возвышенной лексики находятся рядом с просторечными |
С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, бог? |
После прочтения слов: суть, завет, свет, бог - возникает ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки. В данном стихотворении, как и во всем творчестве Твардовского, традиционно высокая экспрессия поэтической лексики резко снижается, происходит своеобразное «снятие» литературного ореола. Отсюда и простота изложения, и доступность произведений поэта любому человека, то есть народность его лирики. |
Приведите примеры аллитерации, ассонанса, гиперболы, антитезы, символов |
Выразительность поэтической речи автора придает не только особая лексика, но и характерная для Твардовского звукопись - аллитерация и ассонанс. Так во второй строфе произведения мы действительно убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе, сохранить до конца его в своем сердце: жестокость и уверенность в этом тяжелом и могущественном слоге, что подчеркивает аллитерация: Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог… Обращаясь к символике стихотворения, хотелось бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Символ - это предметный многозначный образ, объединяющий разные планы воспроизводимой художником действительности. В первую очередь, заметим, в каком контексте употребляется данное выражение: …Я это знаю лучше всех на свете- Живых и мертвых, - знаю точно я. Автор как бы дает понять, насколько велика и ценна его тайна, если ее не знают ни живые, ни мертвые. Таким образом, «живые и мертвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности. К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский. Антитеза дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы как явления, противоположные по своим качествам, свойствам, сделав их смысловым центром фразы. Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые. |
III. Изучение нового материала.
Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны - крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой - «неофициальный оппозиционер», борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства»
«Он был — богатырь, из тех немногих, кто перенёс русское национальное сознание через коммунистическую пустыню», - сказал Александр Солженицын об Александре Твардовском.
Первый период редакторства Твардовского (1950-1954 гг.) связан с произведениями, опубликованными в журнале: романом В. Гроссмана «За правое дело», очерком В. Овечкина «Районные будни», а также статьей В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор поставили целый ряд важнейших вопросов:
- как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу,
- как следует оценить прошлое советской литературы,
- в чем миссия интеллигенции,
- каковы её отношения с партией,
- какова роль партийного контроля за творческой деятельностью писателей и художников
(Померанцев сказал в своем эссе: «Я слышал, что Шекспир вообще не был членом союза [писателей], а неплохо писал»).
Публикация этой работы и стала одной из причин отставки Твардовского в 1954г. Другая причина же кроется в крамольной поэме «Теркин на том свете», которая была охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность» в партийной печати. Однако несмотря на схожесть критики с известными постановлениями о «Звезде» и «Ленинграде» 1946 г., главному редактору разрешили заниматься творческой деятельностью.
Как указывают источники, это было связано с заступничеством Н.С. Хрущева и самим периодом потепления отношений с творческой интеллигенцией.
Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда (Словарь русского языка С.И. Ожегова)
Эпоха «оттепели» была поворотным периодом в истории нашей страны.
Почему именно такой термин стал употребляться к литературным явлениям 60-х годов?
Появление термина «оттепель». Разоблачение преступлений культа личности развязало активность литераторов. Опубликованная в марте 1957 г. повесть Ильи Григорьевича Эренбурга (более полная информация о писателе представлена у вас в справочных материалах) под заглавием «Оттепель» дала название всему периоду
Задание.
Работа с картинами Петра Белова. (Информация о художнике находится в справочных материалах)
Что показал художник? Как изобразил оттепель? Сравните с изображением весенней оттепели на картинах других художников. Прокомментируйте ваши наблюдения.
Что настораживает художника? Почему нет ощущения полной свободы?
Повесть Ильи Григорьевича Эренбурга «Оттепель» рассказывала о новых ожиданиях и одновременно предостерегала от обольщения ими.
IV. Закрепление (первичное)
Задание 2 на рабочих листах.
Подберите слова – ассоциации к понятию «оттепель», возникающие у вас.
V. Формирование новых знаний.
Время иногда можно определять названиями журналов. Это было время «Нового мира», куда в 1958 году вернули главным редактором Александра Твардовского. Журнал сразу стал самым притягательным в стране, едва приходившей в себя от смертного страха и унижения.
В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он самим существованием своим противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с кровью продиралась сквозь цензуру.
Просмотр видеофильма «Твардовский печатает Солженицына»
Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили. На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее.
Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.
Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини...», «К обидам горьким собственной персоны...», «Посаженные дедом деревца...», «Изведав жар такой работы...», «День прошёл, и в неполном покое...»).
Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...» А.Т.Твардовский написал в 1968 году.
VI. Закрепление. Выполнение 4 задания на рабочих листах.
О чем говорится в стихотворении? |
В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык. Твардовский говорит, что нужно быть целеустремлённым |
Что означают слова «жить, как живешь»? |
«Жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой» |
Объясните роль пословицы в стихотворении |
Автор вставляет пословицу в стихотворение для подтверждения своих мыслей. Если человека кто-то обидел, в этом виноват именно он. Не надо искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации К обидам горьким собственной персоны Не призывай участье добрых душ… |
К кому обращается поэт? Отметьте особенности построения стихотворения. |
Твардовский может с полным правом учить тех, у кого всё впереди. Твардовский пишет: Так со своей управиться судьбой, Чтоб в ней себя нашла судьба любая… Стихотворение не имеет обращения, подлежащего, здесь одни сказуемые. Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»). |
Поэт говорит, что нужно так построить свою жизнь, чтобы другим в ней нашлось место и чтобы «чью-то душу отпустила боль».
Учитель. 1968 - год, когда было написано это стихотворение, стал переломным в общественном сознании. «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», – говорил Твардовский о 1968 г., когда в августе 1968 г. советские войска вошли в Чехословакию и на улицах Праги появились советские танки. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». В его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, т.к. его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя»
Первая строфа стихотворения говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении. Девизом поэта становится формула «Быть самим собой!».
А вот строки стихотворения «В чем хочешь человечество вини...», созданные Твардовским осенью 1968:
И где-нибудь, наверно, в пражском парке.
Перед какой безвестною зимой
Каких еще тревог и потрясений
Так свеж и ясен этот мир осенний,
Так сладок каждый вдох и выдох мой?
VII. Проблемная ситуация.
Полемика, которую порождал «Новый мир», становилась для власти опасной, совершенно неуправляемой уже потому, что выплёскивалась за пределы страны.
Выполняем 3 задание на рабочих листах.
Подумайте, где бы вы в схеме расположили название журнала «Новый мир» и имя Александра Твардовского? Дополните схему.
Почему вокруг слова «оттепель» очерчен контур? Ваши предположения.
Но суть даже не в том, какую полемику и с какими силами вёл «Новый мир»: журнал Твардовского стремительно становился мифом, что разрастался не по дням, а по часам... Главное, на страницах «Нового мира» русское национальное самосознание соединялось с протестом интеллигенции.
Просмотр видеофильма «Начало травли Нового мира»
«Да благословит Бог шестидесятников, сорвавших с черствого советского бытия покров утешительной лжи!»- пишет сегодня политик, публицист Валерия Новодворская в статье «Блаженны нищие духом»
«Есть много способов убить поэта, – писал А. Солженицын. – Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, – только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! – добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости…»
Просмотр видеофильма «Окончание борьбы»
В 1970 году партийная власть «удавила» журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.
Для Твардовского всё кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»...
И это было потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских иллюзий. Столько лет журнал читали в стране, столько честных публикаций в нём состоялось, а в жизни людей ничего не поменялось? Твардовский остался в одиночестве. Не в этом ли начала того, с чем в трансформированном виде мы имеем дело сегодня и в системе общественных отношений, и в самих себе.
VIII. Рефлексия
Что для Вас оказалось самым интересным, важным, значимым?
Поделитесь своими мыслями о занятии
Я узнал, что ...
Меня удивило ...
Мне показалось спорным ...
Я задумался о ...
IX. Итог урока
На рабочих листах у вас есть репродукция открытки Твардовского с дарственной надписью А.В. Македонову. На обратной стороне открытки – стихотворение. Назовите его.
Какую же все-таки тайну хранит автор? И долго ли будет скрываться суть завета
То, что скажу, до времени тая…
Когда же наступит это время?
X. Домашнее задание.
Прочитать текст поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.