Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке представлены приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся 6 класса. В ходе урока прослеживаются не только причинно - следственные связи внутри творчества М.Ю.Лермонтова, но и связи литературного произведения с политической обстановкой в России и Европе середины XiX века. Кроме того, показана связь литературного произведения с другими видами искусства (музыкой, живописью)
Иконка файла материала Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения 1.docx

Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова  «На севере диком…»

Тема: Тайны одного лирического произведения

Цель: способствовать формированию информационной  грамотности

Задачи:

Обучающие:

·         продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;

·         продолжить работу над анализом художественного текста;

·         продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

·         развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;

·         способствовать развитию аналитических способностей;

·         развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

·         развивать умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

·         воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;

·         воспитывать интерес к родной истории, её связи с литературой;

·         воспитывать интерес к  творчеству поэта.

 

 

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока, действия учителя

Действия учащихся

Время

Интерактивное сопровождение

Мотивирование на учебную деятельность

Ребята, вы любите разгадывать загадки, раскрывать тайны? А если это тайны нашей истории, литературы? Я предлагаю на сегодняшнем уроке раскрыть тайны одного лирического произведения. На уроке у меня будет помощник _______, который будет зачитывать исторические сведения.

Но сначала давайте подумаем, какие знания нам могут помочь.

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАКОМСТВО С РАБОЧЕЙ КАРТОЙ (план урока):

Рабочая карта состоит из двух частей: литературоведческий словарик, который включает в себя понятия, которые будут нужны на уроке, и плана урока. Посмотрите, пожалуйста, на задания, которые нам предстоит выполнить, и выделите, те, которые у вас вызывают затруднения. Что может помочь в их решении?

 

 

 

 

 

Знание биографии поэта,

знание средств художественной выразительности, литературных понятий,

умение объяснять непонятные слова

 

 

 

 

 

Использование литературоведческого словарика, коллективное обсуждение

 

 

 

Актуализация знаний

На прошлых уроках вы начали разговор о творчестве М.Лермонтова. Давайте вспомним некоторые факты биографии поэта. Для этого я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Пройдите  по ссылке https://infourok.ru/testConstructor/link/6197e1410917a

и выполните тест.

 

Мониторинг результатов (выполнение на «5»- 5 ответов; на «4» - 4 ответа)

 

Итак, мы сегодня продолжаем разговор о творчестве М.Ю.Лермонтова.

 

 

 

 

Прохождение теста

 

 

По окончании дети показывают количество полученных баллов (пальцами)

 

 

Целеполагание

 

Знакомство со стихотворением (учебник, с. 156)

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

 

Ø Какие чувства вызывает это произведение?

 

 

Ø Какие вопросы у вас возникли после знакомства с произведением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это стихотворение вызывает грусть, печаль.

1.почему нет заглавия?

2.почему сосна находится на севере?

3.что такое риза?

 

 

Поиск путей решения проблемы

 

Я предлагаю  расставить  эти вопросы в следующем порядке:

1.почему север?

2.что такое риза?

3. почему нет заглавия?

Какие знания нам помогут в ответе на эти вопросы?

 

 

 

 

Знания о значении слов, знание тропов.

 

Презентация, слайд 2

 

 

 

 

 

Коррекция

Итак, почему север, ведь М.Ю.Лермонтов никогда не был на севере.

Ø Какие образы возникают у вас при этом слове?

Ø А какие слова использует автор?

 

 

Ø В литературе всё неоднозначно. Каждое произведение связано с тем временем, когда оно было написано. Стихотворение «На севере диком…» было написано в 1841 году. Давайте посмотрим, что происходило тогда в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø Как вы думаете, могли  ли в этих условиях молодые люди свободно высказывать свои мысли?

 

Ø Значит, о каком холоде говорит Лермонтов в первой строке стихотворения: о климатическом или  духовном?

 

Ø Обратимся к следующим строкам.

   И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

     Одета, как ризой, она.

Что же означает слово риза?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø Как вы думаете, в прямом или переносном значении использует Лермонтов слово риза?

Ø Определите значение слова в строфе.

 

Ø Оказывается, лирический герой страдает не только от одиночества, но и оттого, что ему не дают высказаться, сказать правду.

Ø Какие средства выразительности использует автор в первой строфе, чтобы реализовать свой художественный замысел?

Заполните пропуски в таблице. Это второе задание в Рабочей карте.

Проверьте правильность выполнения по слайду.

Ø Давайте сделаем вывод.

А. Какой мотив является основным в этом стихотворении?

 

Б. Назовите символы, используемые автором в первой строфе.

 

 

 

холод, стужа

на севере диком, одета снегом сыпучим

Чтение информации со слайда: «Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества.  Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Любой намёк на свободомыслие сразу пресекался». 

Нет, так как за ними постоянно следило правительство

Это духовный холод

 

 

 

Чтение информации со слайда: «Риза-в др.-русск. «одежда, облачение». Верхнее облачение священника при богослужении

Т. е. оно тесно связано с религией и верой. Существует выражение Риза правды. Это белая одежда, символ чистоты, правды».

В переносном.

 

Риза – символ чистоты, правды.

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей, самопроверка по слайду

 

Главный мотив – мотив одиночества.

В первой строфе используется символ одиночества (север), символ правды (риза)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 4

 

 

 

Презентация, слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 6

 

Презентация, слайд 7

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

Самостоятельная работа с использованием новых знаний

 

Переходим к анализу второй строфы. Задания серьёзные, поэтому я предлагаю вам работать парами. На выполнение заданий – 5 минут.

Проверка практической работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание, во второй строфе мотив одиночества расширяется. Он охватывает весь мир. Как вы думаете, почему?

Обратимся к исторической справке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пришло время раскрыть основную тайну стихотворения М.Ю.Лермонтова. Почему отсутствует заглавия.

 

 

 

Выполнение заданий в рабочей карте

 

1)Выразительное чтение 2 строфы;

2) пустыня далёкая, в крае, одна и грустна, на утёсе горючем.

3) горючий – горевать – горе

4) стоит, дремлет, снится, растёт

 

 

 

Чтение информации со слайда: «Развитие искусства определила та напряжённая и сложная общественно – политическая ситуация, которая сложилась  в Западной Европе   из – за агрессивной политики Наполеона I».

Оно не нужно, потому что всё говорит о тоске, одиночестве в этом произведении.

 

Презентация, слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 9

 

 

Систематизация знаний

 

У русского художника Ивана Ивановича Шишкина есть картина, которая имеет такое же название, как и произведение М.Ю.Лермонтова. Подумайте, что объединяет эти произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь тоже изображена одинокая сосна. Её одиночество показано холодными синими оттенками. Можно предположить, что в ночи сосну освещает только далёкая луна.

 

Презентация, слайд 10

Оценивание

Большое спасибо за работу на уроке. Посчитайте, пожалуйста, сколько баллов вы набрали за урок.

 

 

 

Рефлексия

Я предлагаю вам закрыть глаза, послушать романс Александра Сергеевича Даргомыжского на стихотворение «На севере диком…» и подумать, какие вопросы вы бы задали поэту? Ведь это произведение он написал незадолго до своей смерти, когда ему было всего 27 лет

Составление вопросов  поэту.

 

 

 

 

Запись романса

 


 

Посмотрите также