Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»
Тема: Тайны одного лирического произведения
Цель: способствовать формированию информационной грамотности
Задачи:
Обучающие:
· продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
· продолжить работу над анализом художественного текста;
· продолжить обучение декламационному чтению.
Развивающие:
· развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
· способствовать развитию аналитических способностей;
· развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
· развивать умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
· воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;
· воспитывать интерес к родной истории, её связи с литературой;
· воспитывать интерес к творчеству поэта.
Ход урока.
Этап урока |
Содержание урока, действия учителя |
Действия учащихся |
Время |
Интерактивное сопровождение |
Мотивирование на учебную деятельность |
Ребята, вы любите разгадывать загадки, раскрывать тайны? А если это тайны нашей истории, литературы? Я предлагаю на сегодняшнем уроке раскрыть тайны одного лирического произведения. На уроке у меня будет помощник _______, который будет зачитывать исторические сведения. Но сначала давайте подумаем, какие знания нам могут помочь.
ЗНАКОМСТВО С РАБОЧЕЙ КАРТОЙ (план урока): Рабочая карта состоит из двух частей: литературоведческий словарик, который включает в себя понятия, которые будут нужны на уроке, и плана урока. Посмотрите, пожалуйста, на задания, которые нам предстоит выполнить, и выделите, те, которые у вас вызывают затруднения. Что может помочь в их решении?
|
Знание биографии поэта, знание средств художественной выразительности, литературных понятий, умение объяснять непонятные слова
Использование литературоведческого словарика, коллективное обсуждение
|
|
|
Актуализация знаний |
На прошлых уроках вы начали разговор о творчестве М.Лермонтова. Давайте вспомним некоторые факты биографии поэта. Для этого я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Пройдите по ссылке https://infourok.ru/testConstructor/link/6197e1410917a и выполните тест.
Мониторинг результатов (выполнение на «5»- 5 ответов; на «4» - 4 ответа)
Итак, мы сегодня продолжаем разговор о творчестве М.Ю.Лермонтова. |
Прохождение теста
По окончании дети показывают количество полученных баллов (пальцами) |
|
|
Целеполагание
|
Знакомство со стихотворением (учебник, с. 156)
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой – В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.
Ø Какие чувства вызывает это произведение?
Ø Какие вопросы у вас возникли после знакомства с произведением?
|
Это стихотворение вызывает грусть, печаль. 1.почему нет заглавия? 2.почему сосна находится на севере? 3.что такое риза? |
|
|
Поиск путей решения проблемы
|
Я предлагаю расставить эти вопросы в следующем порядке: 1.почему север? 2.что такое риза? 3. почему нет заглавия? Какие знания нам помогут в ответе на эти вопросы? |
Знания о значении слов, знание тропов. |
|
Презентация, слайд 2
|
Коррекция |
Итак, почему север, ведь М.Ю.Лермонтов никогда не был на севере. Ø Какие образы возникают у вас при этом слове? Ø А какие слова использует автор?
Ø В литературе всё неоднозначно. Каждое произведение связано с тем временем, когда оно было написано. Стихотворение «На севере диком…» было написано в 1841 году. Давайте посмотрим, что происходило тогда в стране.
Ø Как вы думаете, могли ли в этих условиях молодые люди свободно высказывать свои мысли?
Ø Значит, о каком холоде говорит Лермонтов в первой строке стихотворения: о климатическом или духовном?
Ø Обратимся к следующим строкам. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. Что же означает слово риза?
Ø Как вы думаете, в прямом или переносном значении использует Лермонтов слово риза? Ø Определите значение слова в строфе.
Ø Оказывается, лирический герой страдает не только от одиночества, но и оттого, что ему не дают высказаться, сказать правду. Ø Какие средства выразительности использует автор в первой строфе, чтобы реализовать свой художественный замысел? Заполните пропуски в таблице. Это второе задание в Рабочей карте. Проверьте правильность выполнения по слайду. Ø Давайте сделаем вывод. А. Какой мотив является основным в этом стихотворении?
Б. Назовите символы, используемые автором в первой строфе.
|
холод, стужа на севере диком, одета снегом сыпучим Чтение информации со слайда: «Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества. Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Любой намёк на свободомыслие сразу пресекался». Нет, так как за ними постоянно следило правительство Это духовный холод
Чтение информации со слайда: «Риза-в др.-русск. «одежда, облачение». Верхнее облачение священника при богослужении Т. е. оно тесно связано с религией и верой. Существует выражение Риза правды. Это белая одежда, символ чистоты, правды». В переносном.
Риза – символ чистоты, правды.
Работа с таблицей, самопроверка по слайду
Главный мотив – мотив одиночества. В первой строфе используется символ одиночества (север), символ правды (риза) |
|
Презентация, слайд 3
Презентация, слайд 4
Презентация, слайд 5
Презентация, слайд 6
Презентация, слайд 7 |
|
ФИЗМИНУТКА |
|
|
|
Самостоятельная работа с использованием новых знаний
|
Переходим к анализу второй строфы. Задания серьёзные, поэтому я предлагаю вам работать парами. На выполнение заданий – 5 минут. Проверка практической работы
Обратите внимание, во второй строфе мотив одиночества расширяется. Он охватывает весь мир. Как вы думаете, почему? Обратимся к исторической справке
Пришло время раскрыть основную тайну стихотворения М.Ю.Лермонтова. Почему отсутствует заглавия.
|
Выполнение заданий в рабочей карте
1)Выразительное чтение 2 строфы; 2) пустыня далёкая, в крае, одна и грустна, на утёсе горючем. 3) горючий – горевать – горе 4) стоит, дремлет, снится, растёт
Чтение информации со слайда: «Развитие искусства определила та напряжённая и сложная общественно – политическая ситуация, которая сложилась в Западной Европе из – за агрессивной политики Наполеона I». Оно не нужно, потому что всё говорит о тоске, одиночестве в этом произведении. |
|
Презентация, слайд 8
Презентация, слайд 9
|
Систематизация знаний
|
У русского художника Ивана Ивановича Шишкина есть картина, которая имеет такое же название, как и произведение М.Ю.Лермонтова. Подумайте, что объединяет эти произведения.
|
Здесь тоже изображена одинокая сосна. Её одиночество показано холодными синими оттенками. Можно предположить, что в ночи сосну освещает только далёкая луна. |
|
Презентация, слайд 10 |
Оценивание |
Большое спасибо за работу на уроке. Посчитайте, пожалуйста, сколько баллов вы набрали за урок. |
|
|
|
Рефлексия |
Я предлагаю вам закрыть глаза, послушать романс Александра Сергеевича Даргомыжского на стихотворение «На севере диком…» и подумать, какие вопросы вы бы задали поэту? Ведь это произведение он написал незадолго до своей смерти, когда ему было всего 27 лет |
Составление вопросов поэту.
|
|
Запись романса |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.