Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»
Оценка 4.7

Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
15.01.2023
Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова  «На севере диком…»
На данном уроке представлены приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся 6 класса. В ходе урока прослеживаются не только причинно - следственные связи внутри творчества М.Ю.Лермонтова, но и связи литературного произведения с политической обстановкой в России и Европе середины XiX века. Кроме того, показана связь литературного произведения с другими видами искусства (музыкой, живописью)
Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения 1.docx

Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова  «На севере диком…»

Тема: Тайны одного лирического произведения

Цель: способствовать формированию информационной  грамотности

Задачи:

Обучающие:

·         продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;

·         продолжить работу над анализом художественного текста;

·         продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

·         развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;

·         способствовать развитию аналитических способностей;

·         развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

·         развивать умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

·         воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;

·         воспитывать интерес к родной истории, её связи с литературой;

·         воспитывать интерес к  творчеству поэта.

 

 

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока, действия учителя

Действия учащихся

Время

Интерактивное сопровождение

Мотивирование на учебную деятельность

Ребята, вы любите разгадывать загадки, раскрывать тайны? А если это тайны нашей истории, литературы? Я предлагаю на сегодняшнем уроке раскрыть тайны одного лирического произведения. На уроке у меня будет помощник _______, который будет зачитывать исторические сведения.

Но сначала давайте подумаем, какие знания нам могут помочь.

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАКОМСТВО С РАБОЧЕЙ КАРТОЙ (план урока):

Рабочая карта состоит из двух частей: литературоведческий словарик, который включает в себя понятия, которые будут нужны на уроке, и плана урока. Посмотрите, пожалуйста, на задания, которые нам предстоит выполнить, и выделите, те, которые у вас вызывают затруднения. Что может помочь в их решении?

 

 

 

 

 

Знание биографии поэта,

знание средств художественной выразительности, литературных понятий,

умение объяснять непонятные слова

 

 

 

 

 

Использование литературоведческого словарика, коллективное обсуждение

 

 

 

Актуализация знаний

На прошлых уроках вы начали разговор о творчестве М.Лермонтова. Давайте вспомним некоторые факты биографии поэта. Для этого я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Пройдите  по ссылке https://infourok.ru/testConstructor/link/6197e1410917a

и выполните тест.

 

Мониторинг результатов (выполнение на «5»- 5 ответов; на «4» - 4 ответа)

 

Итак, мы сегодня продолжаем разговор о творчестве М.Ю.Лермонтова.

 

 

 

 

Прохождение теста

 

 

По окончании дети показывают количество полученных баллов (пальцами)

 

 

Целеполагание

 

Знакомство со стихотворением (учебник, с. 156)

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

 

Ø Какие чувства вызывает это произведение?

 

 

Ø Какие вопросы у вас возникли после знакомства с произведением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это стихотворение вызывает грусть, печаль.

1.почему нет заглавия?

2.почему сосна находится на севере?

3.что такое риза?

 

 

Поиск путей решения проблемы

 

Я предлагаю  расставить  эти вопросы в следующем порядке:

1.почему север?

2.что такое риза?

3. почему нет заглавия?

Какие знания нам помогут в ответе на эти вопросы?

 

 

 

 

Знания о значении слов, знание тропов.

 

Презентация, слайд 2

 

 

 

 

 

Коррекция

Итак, почему север, ведь М.Ю.Лермонтов никогда не был на севере.

Ø Какие образы возникают у вас при этом слове?

Ø А какие слова использует автор?

 

 

Ø В литературе всё неоднозначно. Каждое произведение связано с тем временем, когда оно было написано. Стихотворение «На севере диком…» было написано в 1841 году. Давайте посмотрим, что происходило тогда в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø Как вы думаете, могли  ли в этих условиях молодые люди свободно высказывать свои мысли?

 

Ø Значит, о каком холоде говорит Лермонтов в первой строке стихотворения: о климатическом или  духовном?

 

Ø Обратимся к следующим строкам.

   И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

     Одета, как ризой, она.

Что же означает слово риза?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ø Как вы думаете, в прямом или переносном значении использует Лермонтов слово риза?

Ø Определите значение слова в строфе.

 

Ø Оказывается, лирический герой страдает не только от одиночества, но и оттого, что ему не дают высказаться, сказать правду.

Ø Какие средства выразительности использует автор в первой строфе, чтобы реализовать свой художественный замысел?

Заполните пропуски в таблице. Это второе задание в Рабочей карте.

Проверьте правильность выполнения по слайду.

Ø Давайте сделаем вывод.

А. Какой мотив является основным в этом стихотворении?

 

Б. Назовите символы, используемые автором в первой строфе.

 

 

 

холод, стужа

на севере диком, одета снегом сыпучим

Чтение информации со слайда: «Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества.  Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Любой намёк на свободомыслие сразу пресекался». 

Нет, так как за ними постоянно следило правительство

Это духовный холод

 

 

 

Чтение информации со слайда: «Риза-в др.-русск. «одежда, облачение». Верхнее облачение священника при богослужении

Т. е. оно тесно связано с религией и верой. Существует выражение Риза правды. Это белая одежда, символ чистоты, правды».

В переносном.

 

Риза – символ чистоты, правды.

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей, самопроверка по слайду

 

Главный мотив – мотив одиночества.

В первой строфе используется символ одиночества (север), символ правды (риза)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 4

 

 

 

Презентация, слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 6

 

Презентация, слайд 7

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

Самостоятельная работа с использованием новых знаний

 

Переходим к анализу второй строфы. Задания серьёзные, поэтому я предлагаю вам работать парами. На выполнение заданий – 5 минут.

Проверка практической работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание, во второй строфе мотив одиночества расширяется. Он охватывает весь мир. Как вы думаете, почему?

Обратимся к исторической справке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пришло время раскрыть основную тайну стихотворения М.Ю.Лермонтова. Почему отсутствует заглавия.

 

 

 

Выполнение заданий в рабочей карте

 

1)Выразительное чтение 2 строфы;

2) пустыня далёкая, в крае, одна и грустна, на утёсе горючем.

3) горючий – горевать – горе

4) стоит, дремлет, снится, растёт

 

 

 

Чтение информации со слайда: «Развитие искусства определила та напряжённая и сложная общественно – политическая ситуация, которая сложилась  в Западной Европе   из – за агрессивной политики Наполеона I».

Оно не нужно, потому что всё говорит о тоске, одиночестве в этом произведении.

 

Презентация, слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация, слайд 9

 

 

Систематизация знаний

 

У русского художника Ивана Ивановича Шишкина есть картина, которая имеет такое же название, как и произведение М.Ю.Лермонтова. Подумайте, что объединяет эти произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь тоже изображена одинокая сосна. Её одиночество показано холодными синими оттенками. Можно предположить, что в ночи сосну освещает только далёкая луна.

 

Презентация, слайд 10

Оценивание

Большое спасибо за работу на уроке. Посчитайте, пожалуйста, сколько баллов вы набрали за урок.

 

 

 

Рефлексия

Я предлагаю вам закрыть глаза, послушать романс Александра Сергеевича Даргомыжского на стихотворение «На севере диком…» и подумать, какие вопросы вы бы задали поэту? Ведь это произведение он написал незадолго до своей смерти, когда ему было всего 27 лет

Составление вопросов  поэту.

 

 

 

 

Запись романса

 


 

Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения

Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения

Ход урока. Этап урока

Ход урока. Этап урока

На прошлых уроках вы начали разговор о творчестве

На прошлых уроках вы начали разговор о творчестве

Это стихотворение вызывает грусть, печаль

Это стихотворение вызывает грусть, печаль

Как вы думаете, могли ли в этих условиях молодые люди свободно высказывать свои мысли? Ø

Как вы думаете, могли ли в этих условиях молодые люди свободно высказывать свои мысли? Ø

Как вы думаете, в прямом или переносном значении использует

Как вы думаете, в прямом или переносном значении использует

Обратите внимание, во второй строфе мотив одиночества расширяется

Обратите внимание, во второй строфе мотив одиночества расширяется

Систематизация знаний

Систематизация знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.