Конспект урока литературы в 6 классе по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
03.04.2020
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
Концепция: изучение сказки-были «Кладовая солнца как воплощение природных образов, так и постижение смысла незаменимости человеческого общения, поднимающего дух борьбы с препятствиями и взывающего к жизни и любви.
Урок литературы в 5 классе Кладовая солнца.doc

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

«Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

 

Цель: подвести детей к осознанию главной проблемы, которая лежит в основе произведения, — проблемы выбора человеком своего пути.

Концепция: изучение сказки-были «Кладовая солнца как воплощение природных образов, так и постижение смысла незаменимости человеческого общения, поднимающего дух борьбы с препятствиями и взывающего к жизни и любви.

Задачи:

1.                 Обучающая

1.1.          Знакомство с жанровым своеобразием сказки-были.

1.2.          Умение находить художественные образы, отдельные эпизоды, которые могут быть сказочными.

1.3.          Умение подтверждать позицию автора словами из произведения.

1.4.          Отработать умение словесного рисования портретов героев произведения, нахождение выразительно-языковых средств в прозаическом тексте.

2.                 Развивающая

2.1.          Развитие эмоций, чувств и воображения учащихся с помощью приемов устного словесного рисования.

2.2.          Развитие речи учащихся.

2.3.          Отработка навыков выразительного чтения.

3.                 Воспитывающая

3.1.          Формирование представления о сложности человеческого мироощущения и мировосприятия и всей человеческой личности.

3.2.          Формирование уважения к творчеству и личности поэта.

 

      I. Образы Насти и Митраши. Нравственная суть взаимоотношений брата и сестры. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

 — Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок-в-мешочке»? (1-й вопрос учебника.)

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.

Найдем в тексте портреты героев: «золотой курочки» и «мужичка-в-мешочке». Прочитаем их вслух.

 — Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?

«Мужичком» его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнем. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали «Мужичок в мешочке».

— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.

Отношения автора к детям помогают понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький». Митраша — «мужичок в мешочке», «в золотых веснушках», носик «чистенький тоже, как у сестры».

— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?

— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?

Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.

— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни? (3-й вопрос.)

После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросенке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

— О чем вспоминал Митраша, глядя на компас?

— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?

 — Как писатель дает нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

Учитель прочитает выразительно два абзаца, начиная со слов «Лет двести тому назад...».

 — Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие еще признаки сказки есть в этом произведении?

Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, елочки-старушки, серый волк, Лежачий камень.

Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.

Учителю важно подвести детей к осознанию главной проблемы, которая лежит в основе произведения, — проблемы выбора своего пути. Первый звоночек, который сигнализирует об этом, — Настин поступок во время рассказа Митраши о словах отца. Настя заботилась о пище, а Митраша, «думая, что сестра все стоит за спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке». И вот дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е. в ситуации выбора. Камень имеет свое имя — Лежачий камень. На нем не написано: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь». Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути.

— Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на чьей стороне автор?

Симпатии автора на стороне брата. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.

— Найдите и прочитайте описания солнца. Как изменяется солнце? В каком произведении мы сталкиваемся с подобным по характеру описанием?

— Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась...» до «...завыли, застонали». Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

— Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? (5-й вопрос.)

Анализируя методические пособия, мы встречали различные точки зрения на этот вопрос. Существует и такое мнение: уход Митраши с протоптанной людьми тропинки означает «пренебрежение опытом поколений, влекущее за собою опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь».

На наш взгляд, утверждение авторов указанного пособия однобокое, оно искажает позицию самого автора.

Не забудем, что сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем и для него пойти по неизведанной тропинке означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового.

Короткий путь исследователя отнюдь не является легким, но требует действительно учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но он пока еще был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».

Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.

— Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше? (6-й вопрос.)

Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходят», но потом все же незаметно для себя свернула с нее. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

Вернемся еще раз на распутье, к Лежачему камню. Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца». Этот вывод нельзя смазать, его обязательно надо донести до учеников и показать, что качества исследователя закладываются в человеке с раннего детства. Позже мы подчеркнем это еще раз, говоря о детстве Е. Сетона-Томпсона.

 

II. Рассказ о сосне и ели, растущих вместе
      Обучение выразительному чтению

Ученики под руководством учителя готовят выразительное чтение наизусть прозаического отрывка из «Кладовой солнца» со слов «Лет двести тому назад...» до слов «...а волк выл от неизбывной злобы к нему».

При работе над выразительным чтением важно воскресить знания о том, что такое ритм, как проявляется ритм в прозаическом произведении, показать детям параллелизм синтаксических конструкций (не употребляя этого термина).

Предложим им записать два-три предложения как стихотворение:

С тех пор уже лет, может быть, двести
эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись,
их стволы тянулись вверх рядом к свету,

стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боролись между собой

корнями за питанье,

сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь все выше,

толстея стволами,

они впивались сухими сучьями в живые стволы

и местами насквозь прокололи друг друга.

      Если потребуется, то таким образом можно записать весь абзац (если позволит время). Самое важное в этой работе — чтобы ученики почувствовали ритмичность пришвинской прозы и попытались передать характер сказки-были. Работать над выразительностью можно путем коллективного чтения.

 

Итог урока:

Беседа с учащимися:

- Как воплощаются образы, настроения природы в сказке-были «Кладовая солнца»? Как они зависят от состояния человека?

- С помощью каких художественных образов автор добивается реального впечатления и представления случившегося с героями?

- Как автор добивается постижения нами смысла незаменимости человеческого общения, поднимающего дух борьбы с препятствиями и взывающего к жизни и любви?

- Считаете ли вы, что выбор ребятами тропинки в лесу может указывать в на выбор жизненного пути человека?


       Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть прозаического отрывка.

Подготовить по учебнику ответы на 7, 8, 10-й вопросы рубрики «Разберемся в прочитанном» и на 1—3 вопросы рубрики «Сделаем выводы» (с. 73).

Принести на урок отдельные издания «Кладовой солнца» с иллюстрациями.

 Индивидуальное задание

 Подготовить рассказ о Травке и Антипыче.

 


Конспект урока литературы в 6 классе по произведению

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению

Настя и Митраша жили в деревне возле

Настя и Митраша жили в деревне возле

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли

Автор относится к происходящему с горечью

Автор относится к происходящему с горечью

Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим…

Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим…

Работать над выразительностью можно путем коллективного чтения

Работать над выразительностью можно путем коллективного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020