Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."
Оценка 5

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
16.07.2023
Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."
Данный урок даёт возможность ученикам почувствовать себя в роли создателей кинофильма, что в свою очередь помогает комплексно проанализировать содержание рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека".
Шолохов. Судьба человека. Конспект урока..docx

Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека». Проблематика и образы.

Цели:

1.      Закрепить умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание

2.      Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

3.      Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

1.      Предметные: проанализировать эпизоды из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», создать условия для развития речи учащихся, отрабатывать навыки  монологического и диалогического высказывания.

2.      Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

3.      Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма.

4.      Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

5.      Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Оборудование: презентация, портрет М. Шолохова.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Меня зовут Кезина Елена Витальевна. Сегодня буду вести у вас урок литературы. Я очень волнуюсь, потому что не знаю вас, и поэтому не уверена, что получится всё задуманное мной. А вы волнуетесь? Очень надеюсь на вашу помощь и думаю, что всё получится.

Скажите, что вы подготовили к этому уроку?

(ответы учащихся)

Учитель: Спасибо, значит мы будем работать с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека».  Мы с Вами знаем, что Вторая мировая война оставила незабываемый след в истории многих народов. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Люди ждали с войны возвращения своих близких и родных, но не дождались. Мать потеряла сына, дети – отца, жена – мужа. Только представьте себе, как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть на месте родного дома глубокую воронку. Его никто не встречал, потому что все погибли. Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время, и каждый по-своему изображал настоящего человека. На эту войну сегодня мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом наш урок.

II.                Изучение нового материала.

1.      Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Посмотрите на слайд. Здесь отображаются ключевые слова нашего урока. Исходя из этого, сформулируйте тему и цели урока.

 

(На слайде: рассказ, М.А. Шолохов, «Судьба человека», проблематика, образ, идея, биография, автобиография)

(ответы учащихся)

 

Учитель: Спасибо. Итак, тема урока – Проблематика и образы рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Наша цель: проанализировать основные эпизоды рассказа, выявить рассматриваемые автором проблемы и охарактеризовать основные образы произведения.

 

2.      Знакомство с биографией писателя

Учитель: Начнём мы, по традиции, со знакомства с автором произведения. Посмотрите на портрет Михаила Александровича. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет?

 

(Слайд с портретом Шолохова. Ответы учащихся)

 

Учитель: Спасибо. Теперь я хочу вам показать вот это. Мне достался небольшой архив, в нем я обнаружила вот эти письма. В них есть некоторые факты из жизни писателя. Давайте погрузимся в атмосферу этих писем. Кто хочет прочитать эти сведения и предположить, насколько они правдивы?

 

(Учащиеся по желанию читают сведения о биографии Шолохова, делают свои предположения, правда это или нет, учитель комментирует эти факты)

- Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и разночинца Александра Шолохова.

            (Он, действительно, был внебрачным ребенком.  Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.)

-  Был в плену у батьки Махно.

            (В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен.)

- Был обвинен в плагиате.

            (В 1926 году М.А. начал писать роман-эпопею «Тихий Дон». Многие не верили, что молодой человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать такую книгу. Но авторство Шолохова было доказано.)

-  Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

            (Да, после 15 лет забвения имени Анны Ахматовой Шолохов обратится с письмом к Сталину, в котором рассказал о плачевном положении поэтессы. Дано было указание выпустить книгу. В мае 1940 года она вышла под названием «Из шести книг». Шолохов и дальше помогал Ахматовой, и не только ей. Большое участие принял Шолохов в судьбе Андрея Платонова и его сына.)

-  Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

            (В 1965 году за роман «Тихий Дон» ему вручили одну из самых престижных мировых наград в мире литературы - Нобелевскую премию. Среди русских авторов, которые были номинированы наэту премию, можно назвать И. А. Бунина, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродский. Вообще, писатель Шолохов имел много наград от правительства, в том числе Сталинскую премию (1941 г.), Ленинскую премию (1960 г.). Он был академиком АН СССР (1939 г.), дважды Героем Социалистического Труда (1967, 1980 гг.). В 1943 году ему дали звание полковника.)

- "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

(Да, это так. Произведение переведено на многие языки мира. Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.)

 

Учитель: Что же эти письма помогли узнать вам об этом человеке?

(Ответы учащихся)

3.      Анализ произведения.

  

  Учитель: Продолжим работу по группам. (Заранее, когда ученики входили в класс, получили карточку с номером группы) Сядьте, пожалуйста, по группам в соответствии с номером, указанным у вас на карточке. (Ученики распределяются по группам) У каждой группы один эпизод из произведения, которое всколыхнуло творческие силы. Вам надо представить, что вы съёмочная группа, которая снимает фильм по этому произведению. В составе вашей группы директор картины, режиссёр, оператор, художник по костюмам и гриму. Каждой группе, опираясь на текст рассказа, необходимо обсудить и представить своим коллегам своё видение эпизода, ответив на вопросы:

1.      Что в данном эпизоде вы хотите передать зрителям? Какие качества характера героев показать? Какой смысловой нагрузкой насытить поступки, действия, слова героев?

2.      Как с визуальной точки зрения должен выглядеть эпизод? Как будут использованы планы: крупный, общий, наезд на объект?

3.      Как внешне должны выглядеть герои? Какие элементы портрета надо показать обязательно? Кого из представленных на фото актёров вы бы взяли на роли в своём фильме?

Эпизоды: 1. Жизнь Андрея Соколова до войны. 2. Эпизод в церкви. 3. Поединок с Мюлером. 4. Соколов и Ванюшка. 5. Начало и конец рассказа.

На работу в группе у вас 5- 7 минут.

Во время работы групп учитель консультирует учащихся, задаёт наводящие вопросы. Затем учащиеся представляют результаты групповой работы.

Учитель: Время вышло, прошу озвучить результаты вашей работы. На выступление каждому из вас 1 минута.

4.      Подведение итогов.

Учитель: Спасибо. Скажите, как ваши ответы соотносятся с темой и целями нашего урока?

 

(ответы учащихся)

 

Учитель: Историю, подобную той, что рассказана в произведении, Шолохов услышал в первую послевоенную весну в результате случайной встречи. Но сам рассказ был создан только спустя 10 лет. Он вызвал горячий отклик у читателей. Как мы уже знаем, не остались в стороне и зарубежные писатели. Впервые произведение было опубликовано в газете «Правда», и сразу же разгорелись горячие споры. Как вы думаете, что подверглось наибольшей критике?

 

(ответы учащихся)

 

 Учитель: Споры касались названия рассказа. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», в которой автор связывал слово судьба с религиозными представлениями. Давайте познакомимся со значениями этого слова.

 

(Словарная статья демонстрируется на доске или на слайде)

Судьба – это 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям — сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни). 2. Участь, доля, жизненный путь. Дальнейшее существование, будущность кого-л. 3. обычно мн. ч. (су́дьбысу́деб и устар. суде́б). История существования, развития чего-л.

 

Учитель: Как вы думаете, какое значение имел в виду Шолохов, выбирая такое название? Какой смысл вкладывал в это название?

 

(ответы учащихся)

 

Учитель: Почему Шолохов не стал использовать слово «жизнь» в названии рассказа и имя героя?

(ответы учащихся)

 

Учитель: Свяжите ваши ответы с темой нашего урока.

 

(ответы учащихся)

 

(«Судьба человека» - это судьба всего нашего многострадального народа, на своих плечах вынесшего все тяготы и ужасы военного времени и сохранившего огромную душу, способную любить и давать тепло другим даже тогда, когда всё потеряно)

 

Учитель: Да, именно это хотел донести до своих читателей Михаил Александрович Шолохов. А мы сегодня, анализируя рассказ писателя, размышляли над тем, что донесли бы до зрителей авторы фильма по этому рассказу. Как вы считаете, трактовка рассказа и основных образов в ваших небольших видеофрагментах будет отличаться от авторской?

 

(ответы учащихся)

 

III. Рефлексия.

Учитель: Завершая нашу работу на уроке, я предлагаю вам написать смс-ку Андрею Соколову. Но поскольку этот человек жил в прошлом, давайте напишем послание вот на этих листочках старой бумаги (перед уроком состаренные листы бумаги лежат у учащихся на столе). Пусть содержание вашего послания соотносится с темой нашего урока.

 

(Учащиеся пишут)

 

Учитель: Кто-нибудь из вас может озвучить то, что написал?

 

(Ответы учащихся)

 

Учитель: Спасибо. Остальных ребят прошу, выходя из класса, прикрепить свои послания на доске.

 

IV. Домашнее задание.

1.      Учитель: Вы представляли воображаемые фрагменты фильма, подбирали актёров на главные роли. А ведь фильм по этому рассказу был создан. Его режиссёром стал Сергей Бондарчук, он же исполнил и главную роль. Фильм вышел на экраны в 1959 году, почти сразу за появлением рассказа в печати, и имел огромный успех. В качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с этим фильмом и поразмышлять над несколькими вопросами (1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему? 4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?)

 

(Раздаю карточки с домашним заданием)

 

Учитель: Наш урок закончен, спасибо вам за работу, вы очень хорошо поработали, и у нас всё получилось.

 

 

 

 

 

Приложения.

Эпизод 1. Жизнь Андрея Соколова до войны.

— Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я‑то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!

Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает — иметь умную жену-подругу.

Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался. И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Разует меня и шепчет: «Ложись к стенке, Андрюша, а то сонный упадешь с кровати». Ну, я, как куль с овсом, упаду, и все поплывет перед глазами. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит…

Утром она меня часа за два до работы на ноги подымет, чтобы я размялся. Знает, что на похмелье я ничего есть не буду, ну, достанет огурец соленый или еще что-нибудь по легости, нальет граненый стаканчик водки. «Похмелись, Андрюша, только больше не надо, мой милый». Да разве же можно не оправдать такого доверия? Выпью, поблагодарю ее без слов, одними глазами, поцелую и пошел на работу, как миленький. А скажи она мне, хмельному, слово поперек, крикни или обругайся, и я бы, как Бог свят, и на второй день напился. Так бывает в иных семьях, где жена дура; насмотрелся я на таких шалав, знаю.

Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки… Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом ставлю точку.

В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. За рулем показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне. Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека — приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил! Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса…

Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали. Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и сам, браток, не знаю. Только очень мне это было лестно, и гордился я им, страсть как гордился!

За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе…

                                               

 

                                         

 

                                        

 

                                       

 

Эпизод 2. Эпизод в церкви.

Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе. Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я — военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твердо так говорит: «Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку». Я снял все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» А он все щупает и злобно так отвечает: «Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет». Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.

Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты ее так рванул». Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.

Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали, об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.

Убитых сложили мы в одно место, присели все, притихли и призадумались: начало-то не очень веселое… А немного погодя заговорили вполголоса, зашептались: кто откуда, какой области, как в плен попал; в темноте товарищи из одного взвода или знакомцы из одной роты порастерялись, начали один одного потихоньку окликать. И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела». Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, слева, а с другой стороны от него чей-то молодой голос отвечает: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?» Тот лениво так отвечает своему взводному: «Ну, окончил, и что из этого?» Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, — говорит, — остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».

Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, думаю, — не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело — вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, — думаю, — не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать».

Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты — взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» — показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, — говорю, — держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» — а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!

До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика».

 

                                     

 

 

 

 

                                           

 

 

                                    

 

 

Эпизод 3. Поединок с Мюлером

Так вот этот самый комендант на другой день после того, как я про кубометры сказал, вызывает меня. Вечером приходят в барак переводчик и с ним два охранника. «Кто Соколов Андрей?» Я отозвался. «Марш за нами, тебя сам герр лагерфюрер требует». Понятно, зачем требует. На распыл. Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: «Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному — номер триста тридцать первый». Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…

В комендантской — цветы на окнах, чистенько, как у нас в хорошем клубе. За столом — все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами. Мигом оглядел я всю эту жратву, и — не поверишь — так меня замутило, что за малым не вырвало. Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.

Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки — это много?» — «Так точно, — говорю, — герр комендант, много». — «А одного тебе на могилу хватит?» — «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется».

Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему свое: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей». Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло…

Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. Ввалился в барак и упал на цементованный пол без памяти. Разбудили меня наши еще в потемках: «Рассказывай!» Ну, я припомнил, что было в комендантской, рассказал им. «Как будем харчи делить?» — спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», — говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, только губы помазать. Однако поделили без обиды.

 

         

 

               

 

                                             

Эпизод 4. Соколов и Ванюшка.

Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось… Приехал я в свою часть сам не свой. Но тут вскорости меня демобилизовали. Куда идти? Неужто в Воронеж? Ни за что! Вспомнил, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизованный еще зимою по ранению, — он когда-то приглашал меня к себе, — вспомнил и поехал в Урюпинск.

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофером в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим, какой в песке играется.

Из рейса, бывало, вернешься в город — понятно, первым делом в чайную: перехватить чего-нибудь, ну, конечно, и сто грамм выпить с устатка. К этому вредному делу, надо сказать, я уже пристрастился как следует… И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился — кто что даст.

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внес. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошел я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит: «Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай Бог, она еще пуще разливается, прямо-таки размокла вся!

После обеда повел я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул. Осторожно положил его на кровать, поехал на элеватор, сгрузил хлеб, машину отогнал на стоянку — и бегом по магазинам. Купил ему штанишки суконные, рубашонку, сандали и картуз из мочалки. Конечно, все это оказалось и не по росту, и качеством никуда не годное. За штанишки меня хозяйка даже разругала. «Ты, — говорит, — с ума спятил, в такую жару одевать дитя в суконные штаны!» И моментально — швейную машинку на стол, порылась в сундуке, а через час моему Ванюшке уже сатиновые трусики были готовы и беленькая рубашонка с короткими рукавами. Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь! Норовишь не ворохнуться, чтобы не разбудить его, но все-таки не утерпишь, потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…

 

 

 

                                          

 

                                   

 

                              

 

 

 

 

Эпизод 5. Начало и конец рассказа.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, — я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. — Он помолчал немного, потом спросил: — А ты что же, браток, свое начальство ждешь?

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника…

…Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»…

— Тяжело ему идти, — сказал я.

— Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. Посажу его на плечи и несу, а захочет промяться, — слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я — за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, — они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…

В лесу послышался голос моего товарища, плеск весла по воде.

Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

— Прощай, браток, счастливо тебе!

— И тебе счастливо добраться до Кашар.

— Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

 

                                

 

                                                  

 

                                                                                                    

 

                                  

                  

                     

 

                  

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) 1959г. И подумайте над вопросами:

1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 

2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему?

4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) 1959г. И подумайте над вопросами:

1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 

2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему?

4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?

 

 

 

 

Домашнее задание

Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) 1959г. И подумайте над вопросами:

1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 

2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему?

4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) 1959г. И подумайте над вопросами:

1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 

2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему?

4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?

 

 

 

 

Домашнее задание

Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) 1959г. И подумайте над вопросами:

1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 

2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему?

4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук) 1959г. И подумайте над вопросами:

1. Как вы думаете, удалось ли режиссёру и актёрам фильма передать идеи Шолохова? 

2. Какой эпизод фильма считаете самым лучшим? 3. Посоветуете ли своим ровесникам посмотреть этот фильм? Почему?

4. Спросите у своих родственников, знакомых, знают ли они это произведение? Какие чувства у них вызывает рассказ или фильм “Судьба человека”?

Карточка группы

Эпизод_________________________________________________________________________________

Роль

Ученик

Директор

 

Режиссёр

 

Оператор

 

Художник

 

 

Опираясь на текст рассказа, необходимо обсудить и представить своим коллегам своё видение эпизода, ответив на вопросы:

1.         Что в данном эпизоде вы хотите передать зрителям? Какие качества характера героев показать? Какой смысловой нагрузкой насытить поступки, действия, слова героев?

2.         Как с визуальной точки зрения должен выглядеть эпизод? Как будут использованы планы: крупный, общий, наезд на объект?

3.         Как внешне должны выглядеть герои? Какие элементы портрета надо показать обязательно? Кого из представленных на фото актёров вы бы взяли на роли в своём фильме?

 

 

 

Карточка группы

Эпизод_________________________________________________________________________________

Роль

Ученик

Директор

 

Режиссёр

 

Оператор

 

Художник

 

 

Опираясь на текст рассказа, необходимо обсудить и представить своим коллегам своё видение эпизода, ответив на вопросы:

1.         Что в данном эпизоде вы хотите передать зрителям? Какие качества характера героев показать? Какой смысловой нагрузкой насытить поступки, действия, слова героев?

2.         Как с визуальной точки зрения должен выглядеть эпизод? Как будут использованы планы: крупный, общий, наезд на объект?

3.         Как внешне должны выглядеть герои? Какие элементы портрета надо показать обязательно? Кого из представленных на фото актёров вы бы взяли на роли в своём фильме?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека»

Тема: М.А. Шолохов «Судьба человека»

На слайде: рассказ, М.А. Шолохов, «Судьба человека», проблематика, образ, идея, биография, автобиография ) ( ответы учащихся )

На слайде: рассказ, М.А. Шолохов, «Судьба человека», проблематика, образ, идея, биография, автобиография ) ( ответы учащихся )

Ответы учащихся) 1. Анализ произведения

Ответы учащихся) 1. Анализ произведения

Учитель: Почему Шолохов не стал использовать слово «жизнь» в названии рассказа и имя героя? (ответы учащихся)

Учитель: Почему Шолохов не стал использовать слово «жизнь» в названии рассказа и имя героя? (ответы учащихся)

Приложения. Эпизод 1. Жизнь

Приложения. Эпизод 1. Жизнь

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Эпизод 2. Эпизод в церкви. Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь

Эпизод 2. Эпизод в церкви. Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Эпизод 3. Поединок с Мюлером

Эпизод 3. Поединок с Мюлером

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Эпизод 4. Соколов и Ванюшка.

Эпизод 4. Соколов и Ванюшка.

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Эпизод 5. Начало и конец рассказа

Эпизод 5. Начало и конец рассказа

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.А. Шолохов. Судьба человека. Проблематика и герои."

Домашнее задание Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж

Домашнее задание Посмотрите фильм «Судьба человека» (реж

Карточка группы Эпизод_________________________________________________________________________________

Карточка группы Эпизод_________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2023