Доклад на МО из опыта работы учителя МБОУ «Медведевская средняя школа» - Джелилова Ш.Ю.
Тема: «Развитие логического мышления, речевой и лингвистической компетенции на уроках русского языка и литературы»
Многолетний опыт работы в школе убедил меня в том, что развитие логического мышления является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися. Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в любом виде деятельности.
Сегодня обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умению учиться, иметь способности, в массе информации, отобрать нужное, к саморазвитию и самосовершенствованию. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что школе обучающиеся должны овладеть элементами логических действий (сравнения, анализа и синтеза, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы учащимся строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
В современных условиях необходимо воспитывать личность, способную самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании познавательных процессов как средства достижения необходимого уровня развития логического мышления, поскольку способствует:
— формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к обучению в школе;
— повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
— развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию знаний;
— воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Стратегическая задача школьного образования – формирование у школьников ключевых предметных компетенций – невозможна без опоры на понятийную основу курса, так как обучение русскому языку и литературе состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта, логики мышления при помощи соответствующих понятий. Для овладения языком нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание уделяю на уроках изучению тем теоретико-практической направленности, учу умению мышления, и логике суждения.
В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: «Русский язык – национальный язык русского народа», «Русский язык в жизни человека», «Русский язык – язык художественной литературы», «Лингвистика как наука», «Система частей речи в русском языке», «Способы связи между словами», «Культура речи», «Языковая норма», «Орфография», «Пунктуация».
Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение понятий: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание), слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи.
Особое внимание при формировании речевой и лингвистической компетенции в своей работе уделяю умению:
- различать лексико-грамматические разряды слов, определять их значение, грамматические особенности и функции в речи,
- различать самостоятельные и служебные части речи (подчинительные союзы и союзные слова, выраженные омонимичными относительными местоимениями),
- распознавать части речи,
- обнаруживать синтаксические связи между словами в рамках предложений,
- оценивать правильность построения предложений и словосочетаний,
- моделировать и употреблять в речи предложения разных типов,
- умение выделять существенные свойства у изучаемых явлений и понятий и отделять их от несущественных, а также устанавливать связи между выявленными свойствами
-оценивать правильность речи (устной и письменной) и корректировать речевые высказывания.
Учу сопоставлять языковые явления, что позволяет сконцентрировать внимание ученика на главном в учебной информации, охватить одновременно значительный объем подлежащего усвоению материала, выделять существенные свойства у изучаемых явлений и понятий и отделять их от несущественных, а также устанавливать связи между выявленными свойствами. Системно ведется работа над уровнем владения учеником орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка, что в действительности повышает внимание ребенка к формированию навыков языковой компетенции.
Коммуникативная компетенция учащихся формируется на протяжении всего учебного курса. При формировании данной компетенции широко использую работу с текстом. С учащимися отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Работая над анализом текста, обращаю внимание ученика внимание на эстетическую функцию языка; считаю очень важной проблемой научить ребенка письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
На уроках литературы отрабатываются важнейшие умения при анализе литературного материала. Дети учатся самостоятельному письменному рассуждению на литературную тему, обеспечивающую успешное усвоение учебного курса; навыкам анализа и интерпретации художественного текста, а также умению сопоставлять и анализировать изучаемый материал, что позволяет устанавливать и внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте.
Особое внимание на уроках литературы уделяю методике «медленного» чтения художественного чтения с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т. п.;
Основной задачей учителя литературы при изучении курса является формирование у учащихся навыков целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы. Особое внимание обращаю на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры. В работе с художественным текстом добиваюсь освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения, формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.
На владение теоретическим материалом учитель в своей работе обращает особое внимание, что является формированием развития логического мышления ученика при анализе литературного произведения и языковой компетенции.
За годы работы в школе учитель овладевает различными методиками, помогающими повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, русского языка овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания. Пытаюсь разрешить эту дилемму благодаря применению новых современных технологий в школьном образовании, которые дают возможность разносторонне развиваться личности ребенка. Под современными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения и являются инновационными в школьном образовании: здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная, технология исследовательской и проектной деятельности, технология «Портфолио».
Научить ученика, мыслить, делать выводы, правильно их высказать и корректно отстоять свою точку зрения, уважая мнение другого – это есть основной принцип работы на уроке. Этим принципом я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и стремлюсь развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания. Большое внимание на уроках русского языка уделяю подаче нового материала с использованием ИКТ. В практике работы использую современные образовательные технологии, практикую проведение нестандартных форм уроков с применением компьютерных презентаций.
Накоплены материалы для проведения уроков с использованием компьютерных технологий и технических средств обучения.
При подготовке дидактических и методических материалов использую Power Point Front Page – программы-приложения пакета Microsoft Office Windows. Также использую сеть Internet. С их помощью готовлю к урокам
· раздаточный материал;
· дидактический материал;
· презентации к урокам
· другие необходимые материалы.
Формы и методы, используемые мной на уроках:
· объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков презентаций, различных схем, опорных конспектов);
· репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
· эвристический метод (решение лингвистических задач);
· методы самостоятельной работы учащихся.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:
- организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;
- строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания
или свои жизненные наблюдения;
- активизировать самостоятельную работу учащихся;
- обеспечивать преемственность и перспективность в работе.
Такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся
В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-праздник.
Также использую следующие приёмы: комментированное письмо, осложненное списывание, «собирание» орфограмм, свободный диктант. Провожу следующие виды диктантов: объяснительный, предупредительный, «Проверь себя», «с подсказкой», «с продолжением», проверочный, цифровой, буквенный, схематический, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, восстановленный, словарный, с грамматическим заданием.
В связи с небольшим количеством часов, в 9 классе, на изучение довольно сложных тем начинаю готовить детей к прохождению нового материала заранее. Например, понятие «сложносочиненные предложения», «сложноподчиненные предложения», «бессоюзные предложения» с темой начинаю знакомить уже в 5-6 классе.
Учитывая то, что для правильного письма очень важным является знание морфологии, прошу детей в любом художественном тексте, который они читают в данное время, найти и определить все знакомые им части речи. Этот приём, на мой взгляд, является эффективным.
В целях решения проблем с речевой и лингвистической компетенцией пытаюсь с учащимися на уроках литературы и на уроках русского языка сочинять стихотворения, писать мини-сочинения, составлять мини-тексты по иллюстрациям картин, писать сочинения по данному началу, работать со словом, добиваясь и звукового, и смыслового звучания.
Для того чтобы приучать детей к самостоятельности, научить их пользоваться учебниками и справочными материалами, стараюсь не объяснять подробно некоторые легкие темы, а делаю так, чтобы дети, понаблюдав за данным мной материалом, сделали определенный вывод, самостоятельно пришли к правилу, таким образом привожу к эвристической деятельности. При этом, давая учащимся задание, называю источники, которыми они могут воспользоваться. Детям приходится обращаться к разным словарям, книгам со справочными материалами, художественным текстам.
На уроках литературы применяются такие приёмы и методы, как рассказ учителя, словарная работа, анализ содержания произведения в ходе беседы учителя с учениками, выразительное чтение, чтение в лицах, пересказ прочитанного от лица рассказчика, героя произведения, от третьего лица, художественный пересказ. Большая работа ведется с изобразительно-выразительными средствами. Но самым главным на уроках литературы считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса учителем уже с 6 класса
Большую работу провожу совместно с учениками при подготовке к сочинениям. После объявления тем проводим совместное обсуждение: высказываются мысли, которые необходимо затронуть для раскрытия темы; составляется план. Иногда план даётся учителем, но в этом случае учащимся его приходится дорабатывать. Для улучшения результатов языкового образования, учитывая индивидуальные особенности учащихся, провожу индивидуальные занятия.
Домашнее задание задается, в основном, дифференцировано, учитывая индивидуальные способности учащихся в классе.
Задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Передо мной стоит задача научить ребенка учиться, овладеть речевой компетенцией: правильно высказать свои мысли, корректно их отстоять, провести самооценку своих знаний, развить стремление к самопознанию, анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышается результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.