УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. упражнять учащихся в замене крупных единиц длины мелкими, в замене мелких единиц крупными;
2. закрепить понимание значения цифры в записи числа в зависимости от места, которое она занимает в этой записи, закрепить умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации;
3. развивать умения находить доли числа, переводить одни единицы длины и времени в другие единицы длины и времени, находить значения выражений с переменными;
4. вырабатывать навыки различных приёмов устного счёта;
5. повторить знания геометрического материала;
6. воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе, математике.
ОБОРУДОВАНИЕ:
книга «Муха-Цокотуха» с портретом К.И.Чуковского; над доской русский алфавит; модели часов, баночки (с мёдом), маленькие сшитые сапожки с застёжками; нарисованные и вырезанные из бумаги: самовар (разъёмный), комар, муха, паук, два кренделька, две чашки, жук на блюдце, пчела у цветка, грибок с паучком, кузнечик, бабочка, стрекоза, божья коровка; наборное полотно с тараканами; чертежи на доске.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: УРОК – СКАЗКА.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Учитель: Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Садитесь. Запишите в тетрадях число и слова «Классная работа».
II. Объявление темы и целей урока.
-Тема нашего урока «Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000». Вспомним также выражения с переменными, различные приёмы счёта, нахождение доли числа, потренируемся с единицами времени и длины, порешаем задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом.
Урок у нас сегодня нетрадиционный, т.е. необычный – МАТЕМАТИКА В СКАЗКЕ. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский (показать книгу с портретом писателя). Он принёс с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
III. Устный счёт.
IV. - Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и сказать ответы.
На доске:
|
(дети считают)
- К произведению 3и 4 прибавить 2. Это равняется 14. Частное чисел 63 и 3 равно 21. Разность 58 и 35 равна 23. Делимое 85, делитель 85, частное 1.
(на доске учитель записывает ответы: 14, 21, 23,1)
- Каждый ответ – порядковый номер буквы в русском алфавите, например, 1 – это буква А. Назовите остальные буквы, и у вас получится слово.
(дети, используя алфавит, помещённый над доской, составляют слово. Это слово «муха»).
- Как же называется эта сказка? («Муха – Цокотуха»).
- Итак, сказка начинается…
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример на порядок действий. Ответ нужно сказать мне на ушко.
|
(Учитель подходит к детям, которые подняли руки, и выслушивает их ответы).
- А теперь все покажите пальчиком ответ (дети показывают один пальчик).
- Правильно, это 1 рубль. А сколько копеек в рубле? (В рубле 100 копеек).
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- Вот какой самовар она приобрела (учитель обращает внимание детей на доску).
(Дети решают примеры с переменными. По ходу работы учитель переворачивает части самовара цветной стороной).
- Самовар «вскипел», угощение готово.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
- Смотрите, из всех щелей тараканы поползли (учитель выставляет наборное полотно с тараканами).
- Сколько их приползло бы, если бы их было в 11 раз больше? (6*11=66)
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по два стакана? (66+66=132)
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха
Именинница!
- Букашками будете вы. Две «букашки идут «есть» крендельки к доске, а остальные будут «пить» чай из этих двух чашек, разделившись на два варианта. Надо написать через клеточку предыдущие и последующие числа для тех, которые написаны рядом с чашками. Приятного вам аппетита!
На доске:
(Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях).
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
(учитель показывает маленькие сшитые сапожки с застёжками)
- Вот какие сапожки. Красивые? На каждом из них 17 застёжек. Сколько всего застёжек висит на сапожках? (всего 34 застёжки)
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе
Мёду принесла…
(учитель показывает две баночки с мёдом)
- В одной баночке 50 граммов мёда, а в другой – 25 граммов. Сколько граммов мёда в обеих баночках? На сколько граммов в одной баночке больше, чем в другой? Во сколько раз в одной баночке больше, чем в другой? (дети решают задачи. В обеих баночках 75 граммов. В первой баночке на 25 граммов мёда больше. В первой баночке в 2 раза мёда больше, чем во второй).
«Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
(учитель показывает бабочку)
- Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте её поищем глазками. А! Вот она – на цветке у окна. Вот вам научный факт для сведения: бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосёт уже хоботком.
- Варенье у Мухи было вишнёвое, с ягодками. Количество ягод вам надо записать: в этом числе 2 сотни, 6 десятков и 4 единицы (в варенье было 264 ягоды).
- Эти ягоды были с косточками, а без косточек было столько: в этом числе 3 единицы III разряда, 8 единиц II разряда, а I разряд отсутствует (их было 380).
- Сравните эти два числа (264 меньше, чем 380).
- Гусеница съела 37 конфет, а клоп на 14 конфет больше. Сколько конфет съел клоп? (клоп съел 51 конфету)
- Жук проглотил 36 пирожков, а кузнечик ¼ этого количества. Сколько пирожков съел кузнечик? (кузнечик съел 9 пирожков)
- Стрекоза облетела 26 кувшинчиков с соком, несколько кувшинчиков она выпила. Сколько кувшинчиков она выпила, если с соком осталось 18 кувшинчиков? (стрекоза выпила 8 кувшинчиков с соком)
IV. Физкультминутка.
Вдруг какой-то старичок Но жуки-червяки
Паучок Испугалися,
Нашу Муху в уголок По углам, по щелям
Поволок,- Разбежалися:
(разминка мелких мышц кисти) (руки подняты, покачивания)
Хочет бедную убить, Тараканы
Цокотуху погубить! Под диваны,
(круговые вращения головой) А козявочки
«Дорогие гости, помогите! Под лавочки,
Паука-злодея зарубите! А букашки под кровать-
(вращение глазных яблок) Не желают воевать!
И кормила я вас, (приседания)
И поила я вас, И никто даже с места
Не покиньте меня Не сдвинется:
В мой последний час!» Пропадай – погибай,
(наклоны туловища влево-вправо, Именинница!
Назад-вперёд) (дети забираются под парты)
V.Работа с моделями часов.
- Эти страшные события начались в три часа дня тридцать минут. Покажите это время на моделях часов. Как по – другому назвать это время? (половина четвёртого дня)
- Две четверти четвёртого, пятнадцать часов тридцать минут.
(один ученик показывает время на модели классных демонстрационных часов)
- Пятнадцать минут Паук мучил Муху в сетях. Во сколько прекратились её мучения? Как назвать по – другому это время? (без пятнадцати четыре дня, без четверти четыре, три четверти четвёртого, пятнадцать часов сорок пять минут)
- Вот так друзья!.. Никто не мог помочь имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно. А как бы вы поступили в этой ситуации? (дети высказывают своё мнение)
VI. Работа в тетрадях.
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок
За кусток,
Под мосток
И молчок!
- Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите эти данные в сантиметры.
|
(один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
- А через мост он вот как скакал: один прыжок – 32 см, а второй – в два раза длиннее. Какой длины мост?
(дети решают задачу, используя чертёж)
А злодей – то не шутит,
Руки – ноги он Мухе верёвками крутит…
- Первая верёвка длиной 12 см. Начертите такой отрезок (дети выполняют задание).
- Вторая верёвка – в три раза короче, чем первая. Начертите отрезок (дети чертят отрезок длиной 4 см)
- Как нашли его длину? (12 разделили на 3 и получили 4)
- Третья верёвка – на 5 см длиннее, чем вторая. Найдите её длину. Начертите отрезок (длина отрезка будет равна 9 см).
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда – то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
- Рассмотрим – ка фонарик под «увеличительным» стеклом.
На доске:
(учитель обращает внимание детей на чертёж на доске)
- Покажите квадрат и прямоугольник. Найдите ещё один прямоугольник (дети показывают)
- Сколько здесь треугольников? (шесть)
- Покажите их. Сколько здесь четырёхугольников, исключая квадрат и прямоугольник? (четыре)
- Периметр квадрата – 4 см. Найдите длину его стороны (сторона квадрата равна 1 см).
- Длина прямоугольника – 6 см, ширина – 2 см. Найдите его периметр (периметр прямоугольника – 16 см).
VII. Закрепление знаний по нумерации.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
- Кто будет Комариком? Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания (увеличения). Если будет ошибка, Паук «выпьет кровь» и у Комарика. Тогда Муху будет спасать другой Комарик.
На доске:
(дети выполняют задание).
- В записи каких трёхзначных чисел использованы три различных цифры? (в записи чисел 327, 528, 680, 750).
- А две различные цифры? (в двузначных числах 50 и 72).
Подлетает к Пауку, Тут букашки и козявки
Саблю вынимает Выползают из-под лавки:
И ему на всём скаку «Слава, слава Комару -
Голову срубает! Победителю!»
………………… ……………………….
Муху за руку берёт Прибегали светляки,
И к окошечку ведёт: Зажигали огоньки -
«Я злодея зарубил, То – то стало весело,
Я тебя освободил То – то хорошо!
И теперь, душа – девица, Эй, сороконожки,
На тебе хочу жениться!» Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
VIII. Повторение связи компонентов и результата действия умножения.
- Вот они: светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия умножения и как они связаны между собой.
На доске:
( Первый множитель, второй множитель, произведение. В первом, основном, равенстве первый множитель – светлячок, второй множитель – сороконожка, значение произведения – бабочка).
- Какое из трёх равенств, записанных на доске, верное? (второе: если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
……………………………
Нынче Муха – Цокотуха
Именинница!
IX. Итог урока.
- Вот закончилась сказка, подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!
X. Домашнее задание.
Приложение к уроку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.