Конспект урока
Дата проведения: 14.02.2022г.
Класс: 3
УМК «Система Занкова»
Предмет: математика
Тема: Составные уравнения
Цель – создание условий для знакомства с составными уравнениями.
Задачи:
1. Познакомить с составными уравнениями, учить решать составные уравнения, опираясь на алгоритм; систематизировать знания по теме «Уравнения»; совершенствовать вычислительные навыки.
2. Развивать у учащихся грамотную математическую речь, фонематический слух, память, внимание, умение работать в группах.
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению математики.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение давать определение понятию «уравнение» - умение называть компоненты арифметических действий - умение выстраивать логическую связь между изученными понятиями - умение решать простые уравнения - умение решать задачи |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение работать по плану – умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания - волевая саморегуляция – самоконтроль учебной деятельности - умение осуществлять контроль результатов под руководством учителя |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию - умение сравнивать информацию - умение обобщать полученные знания - умение закреплять полученную информацию, делать выводы |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя – умение слушать, вступать в диалог; - умение участвовать в диалоге; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли - умение работать в группах |
2 уровень - репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение познавательного интереса к изучению математики - рефлексия своего отношения к содержанию темы |
2 уровень - репродуктивный |
Учебник «Математика» УМК «Система Занкова» Петерсон., 3 кл. Ч – 2 (стр. 83 - 84)
Оборудование: учебник
Наглядный материал: карточки с уравнениями (приложение 1), пронумерованный алфавит (приложение 2)
Ход урока
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный момент - Долгожданный дан звонок - - Математика пришла – Занимай свои места! Найди для головы полезное занятие! Чтоб от безделья не зевать, Полезно голову ломать! - Как вы понимаете крылатое выражение «ломать голову»? - Посмотрим, ребята, может, сегодня на уроке вам тоже придется поломать голову. - Сегодня мы продолжим путешествие в мир математики. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт вам новые знания, а значит и новые радости. Я желаю вам удачи на занятии, а также надеюсь на вашу помощь. |
|
II
|
01 |
Устный счёт – Ребята, запишите сегодняшнюю дату и классная работа. - Арифметический диктант. Ваша задача – записать только ответы в строчку, через запятую. 64 * 1000, 780 : 20, 50 * 80, 7200 : 9, 32 * 20 - Обменяйтесь тетрадями, проверьте соседа. 64 000, 39, 4000, 800, 640 - У кого все верно? У кого одна ошибка? - Вы молодцы, ребята! - Решите устно задачу, которую я для вас сегодня приготовила. - Календарик стоит 45 рублей, это на 26 рублей меньше, чем книга. Сколько стоит книга? (71 рубль) |
|
III
|
06 |
Мотивационно-целевой - Продолжим работать мои дорогие ребята. - Обратите внимание на доску. 150 – х = 120 150 – х = 150 – 30 - Что перед вами? (Уравнения) - Совершенно верно, перед нами уравнения. - Давайте решим уравнения. - Первое уравнение какое? (простое) - Второе? (Сложное, составное) - А третье уравнение (х +3) : 8 = 5 решать мы умеем? - Как будет звучать тема урока? Кто догадался? (Тема урока: Составные уравнения) - Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня – составные уравнения. – Предположите, какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое составное уравнение. Научимся решать составные уравнения.) - Чему будем учиться? Для чего нам это надо? - Сегодня на уроке я помогу вам узнать, что называют составным уравнением, мы познакомимся с алгоритмом решения составных уравнений. А также сегодня мы будем учиться их решать. |
|
IV
|
11 |
Ориентировочный - Составим план урока. (План: 1. Вспомним, что такое уравнение. 2. Узнаем, что называют составным уравнением. 3. Будем учиться решать уравнения) - Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? (Необходимо работать с учебником, рабочей тетрадью. Нужно быть активными, внимательными, выполнять все указания учителя.). |
|
V 1) |
12 |
Повторение изученного - Приступим к выполнению первого пункта нашего плана. - Какое равенство называют уравнением? (Равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти) - Что называют корнем уравнения? (Значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство) - Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти все его корни или убедиться, что корней нет) - Какие уравнения называются простыми? (Уравнения, в которых неизвестен какой – либо компонент действия) - Чтобы найти неизвестное слагаемое надо… (учебник стр. 79) (из суммы вычесть известное слагаемое) - Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо… (к разности прибавить вычитаемое) - Чтобы найти неизвестное вычитаемое… (надо из уменьшаемого вычесть разность) - Чтобы найти неизвестный множитель надо… (надо произведение разделить на известный множитель) - Чтобы найти неизвестное делимое надо… (делитель умножить на частное) - Чтобы найти неизвестный делитель надо… (делимое разделить на частное) - Замечательно. Подведем небольшой итог. - Мы вспомнили, что называют уравнением? Вспомнили способы решения простых уравнений? |
|
2) |
16 |
Поисково - исследовательский - Замечательно. Приступим к выполнению второго пункта плана. - Обратите внимание на то, что я запишу. Учитель пишет на доске уравнение (х +3) : 8 = 5 - Перед нами составное уравнение. - Составными уравнениями называют такие уравнения, в которых имеется несколько арифметических действий. - Умеем ли мы решать уравнения такого вида? (Нет) - Чтобы решить такое уравнение нужно превратить его в такое, которое мы с вами знаем и сможем с легкостью решить. Какие есть идеи? - Посмотрите на последнее действие слева. Как оно называется? (Деление) - Назовите компоненты деления. (х + 3) – делимое, 8 – делитель, 5 – частное - В каком из компонентов стоит переменная? (Переменная в делимом) - Неизвестно делимое (х + 3). - Вспомним, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное делимое? (Надо делитель умножить на частное) - Запишем. Учитель записывает ниже Х + 3 = 8 * 5 - Что можем сделать? Упростим правую часть уравнения. Учитель записывает ниже Х + 3 = 40 - Что видим? Мы получили простое уравнение, которое умеем решать. - Неизвестным компонентом в данном уравнении является? (Слагаемое) - Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо… (Из суммы вычесть частное) Х = 40 – 3 Х = 37 - Давайте откроем учебник на странице 83, прочитаем правило. - Прочитайте еще раз, что называют составными уравнениями. - Просмотрим еще раз пример в учебнике. Мы все сделали также? - Теперь у нас с вами есть вот такая подсказка, с помощью которой мы будем решать уравнения. |
Приложение 1
|
VI 1) |
20 |
Практический - Выполним третий пункт нашего плана. - Найдите номер 2 на странице 83 учебника. - Что нужно сделать? (Решить уравнения с комментированием и сделать проверку) - Для чего нам нужно выполнить данное задание? (Чтобы научиться решать составные уравнения) - У доски выполнит решение уравнения под буквой а …, остальные работают в тетрадях. - Уравнение (у – 5) * 4 = 28 - Первое что мы сделаем, определим неизвестный компонент действия. (Неизвестный компонент – множитель) - Необходимо выбрать и применить правило его нахождения. (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель) - Записываем ниже. (у – 5= 28 : 4) - Что можем сделать? (у – 5= 7) - Получили простое уравнение. Что является неизвестным компонентом? (Уменьшаемое. Чтобы его найти, надо к разности прибавить вычитаемое) - Запишем. (У = 7 + 5) - Чему будет равно у? (у = 12) - Необходимо выполнить проверку. ((12 – 5) * 4 = 28) - Все верно. Следующее уравнение под буквой б у доски решит … - Уравнение 3*а – 7 = 14 - Первое что мы сделаем, определим неизвестный компонент действия. (Неизвестный компонент – уменьшаемое) - Необходимо выбрать и применить правило его нахождения. (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое) - Записываем ниже. (3*а = 14 + 7) - Что можем сделать? (3 * а = 21) - Получили какое уравнение? Что является неизвестным компонентом? (Неизвестен множитель. Чтобы его найти, надо произведение разделить на известный множитель) - Записываем ниже. (а = 21 : 3) - Выполняем действие. Чему будет равно а? (а = 7) - Необходимо выполнить проверку. (3 * 7 - 7 = 14) - Спасибо. Уравнение под буквой в у доски выполнит … - Уравнение (24 + d) : 8 = 7 - Первое что мы сделаем, определим неизвестный компонент действия. (Неизвестный компонент – делимое) - Необходимо выбрать и применить правило его нахождения. (Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное) - Записываем ниже. (24 + d = 8 * 7) - Что можем сделать? (24 + d = 56) - Получили простое уравнение. - Что является неизвестным? (Неизвестное слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое) - Записываем. (d = 56 – 24) - Выполняем действие. Чему будет равно d? (d = 32) - Необходимо выполнить проверку. (24 + 32 : 8 = 7) - Молодец! |
|
|
25 |
Физминутка - Ребята, предлагаю вам отдохнуть. - Уравненья мы решали и, конечно же, устали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем, На счёт три – прижмем к плечам, на четыре – к небесам. Хорошенечко прогнулись, и друг другу улыбнулись На свои места присели, продолжаем работать. |
|
2) |
26 |
- Найдем номер 3 на странице 83. - Решим первое уравнение. - Обратите внимание, что это более сложное составное уравнение. - Я запишу его. Учитель записывает (4 * b – 16) : 2 = 10 - Чем это составное уравнение отличается от предыдущих уравнений? Что изменилось? - Но решается оно точно также. - У доски нам решит… - Что является неизвестным компонентом? (Неизвестно делимое, чтобы его найти, надо делитель умножить на частное) - Запишем. (4 * b – 16 = 2 * 10 4 * b – 16 = 20) - Что видим теперь? Что является неизвестным компонентом сейчас? (Неизвестен уменьшаемое. Чтобы его найти, надо к разности прибавить вычитаемое) - Записываем ниже. (4 * b = 20 + 16 4 * b = 36) - Уравнение простое перед нами. Что неизвестно? (Неизвестен множитель, чтобы его найти надо произведение разделить на известный множитель) - Записываем. (b = 36 : 4 B = 9) - Закончили, молодцы. - Сейчас предлагаю вам выполнить задачу под номером 6, на странице 84. - Прочитайте задачу. (Самолет пролетел 1840 км за 2 часа. За первый час он пролетел на 28 км больше, чем за второй. Сколько километров пролетел этот самолет за второй час?) - О чем данная задача? - Составим краткую запись и решим задачу. Для чего нам надо решить задачу? - Краткую запись составим вместе. Я у доски, вы в тетрадях. 1 час – ?, на 28 км > чем 2 час - ?, фигурная скобка 1840 - Давайте составим уравнение и решим задачу. - Нужно ввести переменную. - Пусть х – км пролетел за второй час. - Тогда за первый час самолет пролетел х + 28 км, верно? - Нам известно, что за эти два часа самолет пролетел 1840 км, поэтому мы можем составить равенство. Х + х+ 28 = 1840 - Ребята, как мы можем заменить выражение х + х? Кто – то догадался? (Запишем 2 * х) - Верно, получаем следующее уравнение. 2 * х + 28 = 1840 - Какое перед нами уравнение? (Составное) - У доски нам его решит … - Что является неизвестным компонентом? (Неизвестно слагаемое, чтобы его найти, надо из суммы вычесть известное слагаемое) - Что получится? 2 * х = 1840 – 28 2 * х = 1812 - Хорошо. Что перед нами теперь? (Простое уравнение) - Что в нем является неизвестным компонентом? (Неизвестен множитель, чтобы его найти, надо произведение разделить на известный множитель) - Записываем ниже. Х = 1812 : 2 Х = 906 - Верно. Вспомним, что мы обозначали за х? (Км, которые самолет пролетел за второй час) - Что нам нужно было найти? - Мы нашли? - Записываем ответ. Ответ: 906 км самолет пролетел за второй час. - Задачу решили. Вы молодцы. - Оказывается и задачи можно решать с помощью уравнений. |
|
VII |
37 |
Итог урока - Как звучала тема нашего сегодняшнего урока, ребята? (Составные уравнения) - Какой была цель урока? -
Достигли ли мы наших целей? - Ребята, что такое уравнение? Какие бывают уравнения? - Что значит решить уравнение? - Что является корнем уравнения? - Замечательно. Перед вами фразы. Продолжите только одну из них. - Вашу работу на уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились. Особенно хочу отметить …. Он(а) справились со всеми заданиями без ошибок (были активными и т.п.) |
|
VIII |
39 |
Домашнее задание - Запишите домашнее задание. Выполнить стр. 83 №2 (г, д, е), №3 (второе уравнение) - Подошёл к концу урок! Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок! Вам спасибо за
внимание, |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.