Тема урока №1: «Международное значение русского языка».
Цель урока: изучить место и роль современного русского языка в мире.
Задачи:
Показать, какое место занимает русский язык по сравнению с другими мировыми языками.
2.Раскрыть роль языка как хранителя различной информации: научной, культурной, торговой, производственной.
3.Представить родной язык как язык-посредник в распространении знаний.
1. Сообщение по теме учителя
Сейчас вы не просто будете слушать новую информацию по теме урока, вы по ходу моего сообщения попытаетесь «уловить» микротемы моей небольшой лекции и составите краткий план. А план этот должен быть в форме вопросов, поднятых в моём сообщении. Итак, мы будем отрабатывать умение составлять план. Напоминаю, что план – это краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.
1). Лекция учителя с элементами беседы.
Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди.
Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из
богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.
Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения.
Рассмотрим таблицу, где показано, какое место занимает наш язык среди других мировых языков
Ранг |
Язык |
Родной |
Второй |
Общее число носителей |
1 |
Английский язык |
340 миллионов |
до 1 миллиарда |
до 1 340 миллионов |
2 |
Французский язык |
80 миллионов |
до 390 миллионов |
до 470 миллионов |
3 |
Испанский язык |
330 миллиона |
до 20 миллионов |
до 350 миллионов |
4 |
Русский язык |
165 миллионов |
до 155 миллионов |
до 320 миллионов |
5 |
Арабский язык |
240 миллиона |
до 40 миллионов |
до 280 миллионов |
Почему русский язык имеет статус международного языка?
Большое число носителей языка и его распространенность в мире.
Русский язык – это язык науки.
Русский язык – рабочий язык ООН.
Информативность и выразительность русского языка.
Русский язык – это язык богатейшей в мире художественной литературы и культуры.
Рассмотрим эти положения подробнее.
1.Русский язык- «язык науки». На нём общаются учёные разных стран, делятся своими открытиями, проводят пресс-конференции, симпозиумы, встречи. Кроме этого, вся мировая информация хранится, в основном, на английском и русском языках. Информационная ценность языка напрямую зависит от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях и связана с удобством пользования им для носителей других языков. Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.
2.Русский язык широко распространен в мировых системах коммуникации (радиопередачах, авиа- и космической связи и т. д.)
Радиосвязь или оптическая (лазерная) связь, осуществляемая между наземными приемно-передающими станциями и космическими аппаратами, между несколькими наземными станциями преимущественно на русском языке.
На сегодняшний день существует множество международных радиостанций, вещающих на русском языке.
3.Торговые отношения (импорт, экспорт) также производятся, в том числе, и на русском языке.
4.Туристические поездки наших соотечественников за рубеж невозможно себе представить без переводчиков. Конечно, перевод осуществляется на русском языке.
Безусловно, важна и роль русского языка как мирового в просветительстве, на нем обучается молодежь во всем мире, и в частности в развивающихся странах.
5.Большое значение имеет мировая значимость художественной литературы, созданной на данном языке, и всей культуры, базирующейся на нем. Соответственно формируется и «мотивация» в выборе чужого языка для массового изучения. Русский язык обладает всеми этими качествами. В XIX веке в сферу европейского внимания вошла классическая русская литература — особенно произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В конце XIX века во всех русских университетах обучались иностранные студенты, специализировавшиеся в области русистики и впоследствии образовавшие школы русистики у себя на родине. В университетах многих стран открывались кафедры славяноведения — во Франции, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии и г. д. В начале XX века русский язык и литература стали предметами преподавания прежде всего в странах с большой русской эмиграцией (Франция, Канада, США).
6.И , наконец, наш язык используется в качестве рабочего в ООН наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским.
Таким образом, русский язык по праву назван международным языком, так как он высокоразвит, богат, стилистически дифференцирован, способен обслуживать потребности — как национальные, так и общечеловеческие.
2) Работа с цитатами о русском языке. Оформление предложений с прямой речью.
Задание: 2-ую цитату как предложения с прямой речью.
М.В.Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично… Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Нам дан во владение самый богатый, меткий и
поистине волшебный русский язык.(К.Г. Паустовский)
А: «П.!?»
2) «П,!?» - а.
3) «П, – а, – п.(? ! …)»
4) «П,(!?) – а. – П.(!?)»
К.Г.
Паустовский был убежден: «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине
волшебный русский язык.»
«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине
волшебный русский язык,» - утверждал К.Г. Паустовский.
«Нам дан во владение, - писал К.Г. Паустовский, - самый богатый,
меткий и
поистине волшебный русский язык.»
3.Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Обучение мини-реплике.
Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку.
- Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения?
Самостоятельная работа учащихся со словарём иностранных слов.
Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите
к ним синонимы:
доминировать, инициатива, практика, превалировать, фрагмент
(преобладать, быть основным; почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких-либо действиях; приёмы, навыки, опыт, обычные способы какой-нибудь работы; преобладать, иметь перевес; отрывок текста, художественного, музыкального произведения).
4.Итоги урока.
5.На дом:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.