Конспект урока. Международное значение русского языка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе урока учащиеся обобщают знания по теме, какое место занимает русский язык по сравнению с другими мировыми языками; раскрывают роль языка как хранителя различной информации: научной, культурной, торговой, производственной.
Иконка файла материала Международное значение русского языка.docx

Тема  урока №1:  «Международное значение русского языка».

Цель урока: изучить место и роль современного русского языка в мире.

Задачи:

Показать, какое место занимает русский язык по сравнению с другими мировыми языками.

2.Раскрыть роль языка как хранителя различной информации: научной, культурной,  торговой, производственной.

3.Представить родной язык как язык-посредник в распространении знаний.

 

1. Сообщение по теме учителя

Сейчас вы не просто будете слушать новую информацию по теме урока, вы по ходу моего сообщения попытаетесь «уловить» микротемы моей небольшой лекции и составите краткий план. А план этот должен быть в форме вопросов, поднятых в моём сообщении. Итак, мы будем отрабатывать умение составлять план. Напоминаю, что план – это краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

1). Лекция учителя с элементами беседы.

Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди.

Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из

богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.

Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения.

Рассмотрим таблицу, где показано, какое место занимает наш язык среди других мировых языков

Ранг

Язык

Родной

Второй

Общее число носителей

1

Английский язык

340 миллионов

до 1 миллиарда

до 1 340 миллионов

2

Французский язык

80 миллионов

до 390 миллионов

до 470 миллионов

3

Испанский язык

330 миллиона

до 20 миллионов

до 350 миллионов

4

Русский язык

165 миллионов

до 155 миллионов

до 320 миллионов

5

Арабский язык

240 миллиона

до 40 миллионов

до 280 миллионов

Почему русский язык имеет статус международного языка?

Большое число носителей языка и его распространенность в мире.

Русский язык – это язык науки.

Русский язык – рабочий язык ООН.

Информативность и выразительность русского языка.

Русский язык – это язык богатейшей в мире художественной литературы и культуры.

Рассмотрим эти положения подробнее.

1.Русский язык- «язык науки». На нём общаются учёные разных стран, делятся своими открытиями, проводят пресс-конференции, симпозиумы, встречи. Кроме этого, вся мировая информация хранится, в основном, на английском и русском языках. Информационная ценность языка напрямую зависит от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях и связана с удобством пользования им для носителей других языков.  Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.

2.Русский язык широко распространен в мировых системах коммуникации (радиопередачах, авиа- и космической связи и т. д.)

Радиосвязь или оптическая (лазерная) связь, осуществляемая между наземными приемно-передающими станциями и космическими аппаратами, между несколькими наземными станциями преимущественно на русском языке.

На сегодняшний день существует множество международных радиостанций, вещающих на русском языке.

3.Торговые отношения  (импорт, экспорт) также производятся, в том числе, и на русском языке.

4.Туристические поездки наших соотечественников за рубеж невозможно себе представить без переводчиков. Конечно, перевод осуществляется на русском языке.

         Безусловно, важна и роль русского языка как мирового в просветительстве, на нем обучается молодежь во всем мире, и в частности в развивающихся странах.

5.Большое значение имеет мировая значимость художественной литературы, созданной на данном языке, и всей культуры, базирующейся на нем. Соответственно формируется и «мотивация» в выборе чужого языка для массового изучения. Русский язык обладает всеми этими качествами. В XIX веке в сферу европейского внимания вошла классическая русская литература — особенно произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В конце XIX века во всех русских университетах обучались иностранные студенты, специализировавшиеся в области русистики и впоследствии образовавшие школы русистики у себя на родине. В университетах многих стран открывались кафедры славяноведения — во Франции, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии и г. д. В начале XX века русский язык и литература стали предметами преподавания прежде всего в странах с большой русской эмиграцией (Франция, Канада, США).

6.И , наконец, наш язык используется в качестве рабочего в ООН наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским.

Таким образом, русский язык по праву назван международным языком, так как он  высокоразвит, богат, стилистически дифференцирован, способен обслуживать потребности — как национальные, так и общечеловеческие.

2) Работа с цитатами о русском языке. Оформление предложений с прямой речью.

Задание: 2-ую цитату как предложения с прямой речью.

М.В.Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично… Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкогонежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Нам дан во владение самый богатый, меткий и

поистине волшебный русский язык.(К.Г. Паустовский)

А: «П.!?»
2) «П,!?» - а.
 3) «П, – а, – п.(? ! …)»
4) «П,(!?) – а. – П.(!?)»

         К.Г. Паустовский был убежден: «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык.»
         «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык,» - утверждал К.Г. Паустовский.
         «Нам дан во владение, - писал К.Г. Паустовский, - самый богатый, меткий и

поистине волшебный русский язык.»

         3.Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Обучение мини-реплике.

Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку.

 

- Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения?

Самостоятельная работа учащихся со словарём иностранных слов.

          Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите

к ним синонимы:

доминировать, инициатива, практика, превалировать, фрагмент

 

(преобладать, быть основным; почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких-либо действиях; приёмы, навыки, опыт, обычные способы какой-нибудь работы; преобладать, иметь перевес; отрывок текста, художественного, музыкального произведения).

4.Итоги урока.

5.На дом:

 

Посмотрите также