Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс
3 четверть
Урок 4. Истоки русского классического романса
Средства обучения:
Русская народная песня «Лучинушка».
Романс на стихи Пушкина «Буря мглою небо кроет».
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)
- Здравствуйте, учитель!..
2. Мотивация
1) В аудиозаписи звучит фрагмент незнакомой еще детям былины в сопровождении гуслей.
- Назовите прозвучавший народный песенный жанр.
- Былина.
- Охарактеризуйте музыку.
- Ответы учащихся.
- Давайте исполним знакомую вам былину.
2) Исполнение былины «Как по морю-морюшку»
3. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы
- Каков сюжет народных былин?
- Чем былина отличается от былинки?
- Что нужно делать, чтобы историческая память не зарастала быльем?
- Каких хранителей былин вы знаете?
- А как еще можно «хранить» былины?
- Что произошло в сочинении А.С. Аренского с напевом Рябининых, с их первоначальной музыкальной мыслью?
- Что означает слово «переосмысление»?
Ответы учащихся.
- Действительно, «хранить» память, «хранить» музыку можно по-разному! В сочинении А.С. Аренского можно сказать, что былина получила второе рождение: былинный напев погрузился в музыку, слова к которой и уже не нужны: музыка сама раскрывает содержательную сущность произведения. Эта идея получает развитие и в других жанрах.
Предположите тему нашего сегодняшнего разговора.
Ответы учащихся.
- Чтобы убедиться в том, что не только былины, но и другие народные жанры также получают как бы «второе рождение» и «хранятся», смотрим разворот учебника на стр. 56-57) под условным названием «Русский романс»: «Из города - в деревню, из деревни - в город».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Из города – в деревню. Из деревни – в город
1) Работа с учебником
- А что же, собственно, может перемещаться туда и оттуда? В учебнике мы не найдём прямого ответа на этот вопрос. Но можем предположить, что легко передаваться из уст в уста могут песни.
Действительно, миграция песен происходила довольно часто и легко: вот в деревне поют песню, а она понравилась какому-нибудь горожанину, и он её стал петь, только так, как принято в городе - например, под гитару или другой голосовой манерой, которой его научил педагог из Италии.
Или наоборот: побывал сельский житель в городе, и запала ему в душу песня, которую он там услышал, и запел он её, но на свой манер, как протяжную, лирическую...
И нельзя сказать, что это принципиально неверно. Такой путь тоже был одной из составляющих удивительного процесса взаимообмена города и деревни, в результате которого в 19 веке и появились такие жанры народной песни, как русский городской романс и лирическая крестьянская песня.
Но всё было бы слишком просто, и даже в каком-то смысле неправдой, если недооценить роль случайности в целой цепи явлений, формировавших отбор сюжетов, интонаций при создании этих жанров. Надо попробовать пережить это. И в этом нам помогут живые, образные и тёплые воспоминания русского художника К.А. Коровина о своём детстве, о дружбе с Шаляпиным, о замечательном времяпровождении свободных (но не от творчества!) художников, общение которых с природой и с людьми оборачивается удивительными художественными приобретениями.
Чтение «Из воспоминаний К. Коровина, русского живописца»
2) Развитие темы
- Вот так сидели Шаляпин с мельником «за столом у палатки, пели «Лучинушку» и оба плакали... «Лучина»-то за душу берёт...».
Послушайте русскую песню «Лучинушка».
А) «Лучинушка» (фрагмент) в исполнении русского народного хора
- А взяла-то «Лучина» обоих — и мельника, и великого уже к тому времени певца. А всего-то и надо было, чтобы повстречались в нужное время и в нужном месте такой Никон Осипович и такой певец! Спасибо им от всей России за такие случайные радости!
Конечно, «Лучинушку» и до этой встречи певали, но ещё не известно, как сложилась бы судьба этой песни, если бы не утвердилась она в репертуаре Шаляпина и не была записана в его фононаследии.
Б) Слушание «Лучинушки» в исполнении Ф. Шаляпина. Музыкальный анализ
- О чем поется в песне? Какой характер музыки? Ее настроение?
- Задушевная, лирическая мелодия. Настроение грусти и печали в музыке выражает душевное переживание человека.
- Что изменилось при исполнении песни Шаляпиным? Что осталось от прежней песни?
Размышления учащихся: Песня имеет подлинно народное происхождение, но испытала сильное влияние городской лирики.
2. От стихов Пушкина - к романсу Яковлева
- Такой же путь мы можем проследить и к романсу Яковлева. Читаем текст учебника на стр. 58.
1) Работа с учебником
- Вы обратили внимание, ребята, как они - эти ямщики из воспоминаний Коровина - слушали и чувствовали Пушкина! А ведь многие в «извоз» приходили из деревень, а вот, поди ж ты, — слушает Игнат пушкинские строки и плачет. Всегда плачет: «Буря мглою небо кроет...»
2) Слушание романса «Буря мглою небо кроет» на ст. Пушкина. Музыкальный анализ
Размышления учащихся (о настроении музыки, характере): Грустная, лирическая мелодия, поется неторопливо, задушевно.
2. Лаборатория музыки
- Ребята, вы в своих размышлениях обратили внимание на настроение и характер музыки этих песен. В ваших ответах звучали выражения: лирическая песня, лирический характер.
Что же это на самом деле — лирика? Музыкальная лирика возникла во имя передачи, казалось бы, самых простых и естественных людских переживаний — личных переживаний каждого из нас.
Действительно, что-то в этой музыке - лирических песнях и романсах - часто трогает до слёз... Давайте-ка поищем с вами — что.
Как будем искать? – А элементарно просто: запоминать, подпевать, петь и всё время прислушиваться к своему сердцу — чем отзывается, на какие слова и интонации, какие из них сразу запоминаются и особенно понравятся; по каким интонациям можно будет узнать эти романс или песню?
1) Романс «Буря мглою небо кроет»
- Итак, романс «Буря мглою небо кроет» на стихи Пушкина. Как будем петь?
Разучивание по фразам. Исполнение подгруппами (девочки-мальчики), затем хоровое.
- А теперь рассмотрите на стр. 59 учебника живописные фрагменты В. Панова и Е Моисеенко, наглядно сопоставляющие две среды бытования одного и того же произведения. И скажите, как этот романс мог бы звучать в городском музыкальном салоне, а как — в деревенской избе?
Размышления учащихся.
2) Народная песня «Лучинушка»
- Песня «Лучинушка», как думаете, откуда начала свой путь – из города в деревню или из деревни – в город?
- Из деревни в город ее привез великий русский певец Ф.И. Шаляпин.
- Как будем ее исполнять?
Ответы учащихся.
Разучивание песни. Исполнение в различных вариантах: с аккомпанементом и без.
- И вновь обратимся к учебнику. Рассмотрите на стр. 57 фрагменты замечательных живописных картин художника К.А. Коровина. И здесь, вглядываясь в эти великолепные полотна знаменитого живописца, мы получаем возможность ощутить те самые мгновения, когда возникает желание спеть о самых сокровенных чувствах и мыслях, а может быть, и сочинить своё...
Пусть это будет вашим домашним заданием – сочинить романс или лирическую песню. А о чём будут они? – О любви, разлуке, природе, жизни… Ведь все лирические песни – о жизни. И взяты они из жизни. Именно это сближает и роднит всех поющих в домах - крестьянских и городских, за околицей и в городском саду, в салонах и избах! И нас, сидящих в классе, со всеми ними.
Выберите подходящее, как вам кажется, стихотворение для своего будущего романса. И пусть он не будет совершенным, попытайтесь поискать лирическую струю, сходные с текстом стихотворения настроения и переживания.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Домашнее задание. Исполнять разученные романсы и лирические песни. Сочинить свой романс (стихи – по выбору).
2. И тог урока
ЛИТЕРАТУРА:
1) Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;
2) Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895;
3) Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;
4) Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.