Усачева. Музыка, 1 класс
III четверть
Урок 4. Погружение в проблематику музыкального театра
Цели и задачи:
- формировать осознание своей национальной принадлежности, чувство гордости за свою Родину, за историю России;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа на примере русской народной песни;
- знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией; способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру;
- дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр;
- уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать вокально-хоровые навыки обучающихся (учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест).
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 68—73, 86—89.
2. Рабочая тетрадь, с. 37. 3.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Симфония № 4 (фрагмент) / ЭФУ, с. 73; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 75.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучит «Ария Царицы ночи» из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
- Что за мелодия прозвучала? Кого она изображает?
- Это Ария Царицы ночи.
- А что такое ария?
- Сольная песня в опере; поёт один человек. Сложная песня для исполнения.
- Какой характер мелодии? Какое настроение?
- Мелодия злая, грубая.
- Ребята, вы дома рисовали Царицу ночи. Выйдите те, у кого Царица ночи изображена также, как в этой арии – злой, жестокой, бессердечной.
Проверка домашнего задания. Рассматривание рисунков детей.
- А есть среди вас такие, кто изобразил другую Царицу ночи – мягкую по характеру, нежную и добрую?
Рассматриваем рисунки.
- Почему вы изобразили Царицу ночи доброй?
Рассуждения детей (добро лучше зла; ночью звучат колыбельные песни – они тихие, мягкие, нежные, успокаивающие и т.п.)
- Ребята, а в каком музыкальном спектакле мы можем услышать арию?
- В опере.
- Где можно увидеть и услышать оперы?
- В музыкальном театре.
- На прошлом уроке мы с вами совершали воображаемую экскурсию в музыкальный театр. Вспомните, назовите профессии, связанные с музыкальным искусством. О каких профессиях вы узнали из нашей экскурсии?
- Артист, танцор, певец, инструменталист, дирижёр.
- А какую форму существования музыки имеет опера – сложную или простую, крупную или малую? Почему?
- Это сложная и крупная форма: много героев и много разных мелодий, характеризующих их. Сложная – сложена из многого.
- Совершенно верно. И в опере также еще, помимо разных оперных вокальных жанров - арии, речитативы, дуэты, ансамбли, хоры - исполняемых голосом, живет и музыка инструментальная. Рассмотрите страницы учебника (ст. 58-60), где вы видите исполнение Дуэта, когда поют 2 человека, массовой сцены – хора и подготовка, репетиция оркестра к спектаклю.
3. Целеполагание
Сегодня мы с вами снова отправимся в театр. Сначала побываем в народном театре - познакомимся с его ролью в жизни русского народа, с его традициями. И, конечно, не оставим без внимания и современный музыкальный театр
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Введение в тему
- Прослушайте мелодию. Скажите, о чем может нам рассказать эта музыка.
Прослушивание мелодии р.н.п. «Во поле береза стояла».
Размышления детей: мелодия ласковая, неторопливая, плавная, спокойная, напевная. Может рассказать о любви к маме.
- А мы можем сказать, что это песня? Почему?
- Нет, это просто мелодия. Песню поют со словами.
- А теперь я произнесу текст.
Учитель произносит несколько текстовых строчек:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
- А сейчас это – песня?
- Нет. Это – стихи. Здесь нет музыки.
- Совершенно верно. Произнесенный текст напоминает просто лирическую стихотворную импровизацию. А о чем рассказывается в этих стихах?
- О кудрявой березке, стояла в поле.
- Какая же музыка подойдет к этим стихам, как думаете: быстрая или неторопливая? Ласковая или грубая? Спокойная или озорная?
Ответы детей.
- Давайте попробуем соединить вместе прослушанную мелодию и этот текст про березку.
Просмотр видеоролика «Завивание березки».
- Получилась песня?
- Да.
- Да даже не просто песня, а получился целый театр: песня, танец, игра, представление. Именно так в народе создавались и исполнялись песни - цельно: одновременно с разными движениями, играми, танцами и словами. Как говорили в народе: «Из песни слова не выкинешь!»
Как думаете, можно такой народный театр назвать музыкальным?
- Да, звучит музыка, исполняются песни, танцы.
2. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
- Давайте и мы разучим эту хороводную песню, чтобы вместе со всеми оказаться в народном театре.
1) Разучивание песни (по фразам). Исполнение (хоровое).
- Подумайте, скажите, какую музыкальную форму имеет эта песня про березку?
- Простую, малую.
- Почему?
- Мелодия – одна, не изменяется.
- Совершенно верно, песня выстроена на одной, повторяющейся мелодии.
2) Разыгрывание (инсценирование) песни
- Что же, песню с вами мы выучили, и теперь готовы стать артистами в театре – т.е., разыграем песню. Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку в куплетах, а дальше поёт весь класс вместе - хором. Одновременно добавим еще и движения: прохлопывание ритма во 2-ом куплете, хороводное вождение – в 3-ем (плавные, равномерные маленькие шаги под музыку), воображаемая игра на свистульках, балалайке и т.п.
3. Знакомство с празднованием Троицы в деревне (презентация)
- Мы с вами обыграли сейчас песню, как артисты в театре. А все современные театры и родились как раз из старинных народных обрядов, как, например, уже из увиденного вами сегодня обряда завивания березки.
Этому деревцу посвящались в деревнях даже целые праздники. Один из таких праздников – Троица.
Троица - православный праздник, особо почитающийся в народе, один из самых важных праздников в году у наших предков, которые называли его еще «Зелёными святками» (Святки – от слова «святой»). Ведь именно в этот день на землю сошёл Святой Дух, и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе человечества. А «зеленые святки» - потому, что отмечается праздник в начале лета – когда на улицах распустились уже все деревья, появилось много зелени.
Некоторые традиции этого праздника соблюдаются до сих пор. Например, все служители церкви облачаются в зелёные одежды, храмы по всей стране украшаются ветками берёзы, а полы устилаются свежей травой. Это является символом силы Святого Духа, которая дарит жизнь каждому христианину: ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца.
Для украшения своих домов и жилищ также использовалась берёза. Часто её сравнивали с рождественской ёлкой, без которой не мыслится праздник.
Во всех деревнях и сёлах Руси перед праздником дети и молодежь отправлялись шумной компанией в берёзовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы.
В четверг перед Троицей с самого раннего утра ели традиционное блюдо, символизирующее солнечный свет и приход тёплых дней, - яичницу.
После сытного завтрака шумной ватагой отправлялись в лес. Там находили самую красивую берёзу и начинали её украшать: дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Загадывали желания под украшенной березкой и затем пели песни, водили хороводы.
Заканчивался день совместной трапезой под ритуальным деревом, - это было очень важной частью праздника. Обязательными блюдами считались пироги с мясом, блины и яйца, выкрашенные в зелёный цвет, а также козули - пряники в форме венка, и их обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить трапезу под берёзой.
Весь праздник сопровождался массовыми народными гуляниями с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями: люди поют, танцуют, участвуют в конкурсах, покупают поделки.
В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.
Так что в целом празднование Троицы можно назвать театром, - народным театром. Его идея: главный молчащий персонаж - берёзка - обыгрывается так, чтобы во всех действиях прочитывалась символизация вечной жизни (жертва во имя грядущей жизни, одно умирает ради жизни другого).
4. Симфония - «музыкальный театр без текста»
1) Музыкальное наблюдение
- Прослушайте внимательно музыкальный фрагмент. Если услышите знакомую мелодию, поднимите вверх руку.
Звучит фрагмент финала 4-ой симфонии П.И. Чайковского.
- Когда и где вы слышали эту музыку?
- Эту мелодию мы сегодня разучивали, как песню. Это песня «Во поле берёза стояла», только она звучит по-другому, изменённая, усложнённая.
- Верно, ребята, эта мелодия - уже известный вам «персонаж» народной песни. Что же это за персонаж?
- Берёзка.
- Совершенно верно, персонаж этот в народном театре - такой простой и понятный, как и малая, простая музыкальная форма, в которой он звучал. Но сейчас он зазвучал уже совсем по-другому. Это был фрагмент финала крупного произведения – Симфонии №4 П.И. Чайковского.
Давайте внимательно проследим за мелодией уже знакомой вам песни как за персонажем. Итак, слушаем, что будет происходить с нашим персонажем – «березкой», прислушиваемся к себе и размышляем.
2) Слушание финала Симфонии №4 П.И. Чайковского. Обсуждение с детьми:
- Что же происходило с нашим «персонажем» - музыкальной темой «берёзки»? Как изменялась знакомая нам тема-мелодия?
- Мелодия звучала по-разному: была то напевной, а то - тяжелой, то - грустной, а то - быстрой, то - тихой, а то - громкой.
- Совершенно верно, можно сказать, что народная мелодия нас привела уже в театр инструментальной музыки. В финале симфонии Чайковского простая народная мелодия «Во поле береза стояла» претерпевает значительные изменения. Характер мелодии становился то грустным, то весёлым. Динамика была и тихой, и громкой, менялся и темп музыки. В этой симфонии наша песня «Во поле береза стояла» превратилась в «симфоническую мелодию», звучащую то мягко и напевно, то печально и даже мрачно, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана, то мелькая в разных голосах, набегающих, как волны, одна на другую. Здесь Чайковским как бы противопоставлены 2 образа - внешний мир с его праздником и внутренний мир героя симфонии: мы видим и картину народного веселья, и страдающего одинокого героя.
В одном из своих писем композитор дал приблизительную программу симфонии - столкновение человека с жестокой судьбой и поиск выхода из кризиса: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться... Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно.»
- А что можно сказать о музыкальной форме симфонии - осталась она простой, как в песне, или изменилась?
- Мелодия зазвучала в другой музыкальной форме – сложной, крупной, масштабной.
Верно, ребята, это пример того, как простая форма песни привела нас в сложную форму симфонии. И самое главное: симфония тоже в этом смысле для нас оказалась театром - музыкальным театром особого рода - без текста, в котором за изменением темы можно следить как за развитием сюжета. «Где кончаются слова, там начинается музыка», - так говорил Генрих Гейне, немецкий поэт.
3) Мы - исполнители
- В своих учебниках вы видите партитуру, которая с помощью знаков подсказывает, как будет звучать музыкальная тема симфонии – известный уже нам «персонаж».
Перед исполнением симфонии хочу ещё обратить ваше внимание на то, что П.И. Чайковский называл художника (композитора) садовником. Вот давайте и мы представим нашу тему, как «зерно», из которого вырастет весь сюжет музыкального фрагмента симфонии.
Слушая и исполняя музыку симфонии, следите за её преобразованиями в вариациях: каким будет тембр, какие зазвучат инструменты, когда меняется динамика.
Повторное прослушивание. Пластическое интонирование:
Дети пытаются в свободном дирижировании воплотить слышимое, а также «расшифровать» сам сюжет.
5. Симфонический оркестр
1) Что такое оркестр
- Открываем развороты учебника, посвящённые симфонии (с. 68—73), и попадаем в самый эпицентр симфонического представления - в оркестр! А дирижирует им (из своего времени) П.И. Чайковский.
Давайте немного пофантазируем на тему «Оркестр». Что такое оркестр?
Ответы учащихся.
- Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. Оркестр - большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более ста музыкантов, это огромная музыкальная семья.
Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?
- Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в 18 веке появился новый музыкальный жанр - классическая симфония, который требовал нового звучания, оркестрового колорита. Симфонический оркестр даёт больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.
Оркестр симфонический
Вас может угостить:
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса
Сольются.
И тогда
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица. (Л. Яковлев)
Для симфонического оркестра нужны большие концертные площадки.
2) Знакомство с терминами (Презентация)
- Посмотрите, как выглядит оркестр (слайд).
Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов.
Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники.
Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. В чём сходство, а в чём различие этих инструментов?
- Они все одинаковые по форме, но различны по размеру и звучанию.
- Совершенно верно, эти инструменты отличаются своей тембровой окраской: чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.
Вторая группа - деревянные духовые музыкальные инструменты. Все они звучат при вдувании в них воздуха, - это флейта, кларнет, фагот, гобой.
В третью группу входят медные духовые музыкальные инструменты. Звук извлекается, как и у деревянных духовых.
В четвёртую группу входят ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, тамтам, колокольчики, колокола, ксилофон.
В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме:
Схема расположения музыкантов в оркестре (слайд).
Оркестранты играют каждый свою партию по партитуре.
Партитура в музыке - нотная запись музыкального произведения.
3) Создание проблемной ситуации
- А как вы думаете, без дирижёра оркестр сможет играть?
Ответы детей.
- Оркестр - это инструмент, а дирижёр на нём играет. Дирижёр – волшебник, и от его мастерства, профессионализма, таланта зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом, как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижёр говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов дирижёра понятен всем музыкантам мира.
А теперь представим себе: открывается занавес, на сцене расположены только инструменты. А где же музыканты? Ожидание волнительно… Но вот на сцену выходят исполнители. Они направляются к своим местам. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и всё в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определённым правилам музыкального спектакля. Чем не музыкальный театр?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия. Закончите предложения:
1) Сегодня на уроке я …
2) Больше всего мне понравилось …
3) Самым интересным сегодня на уроке было …
4) Самым сложным для меня сегодня было …
5) Сегодня на уроке я почувствовал …
6) Сегодня я научился …
Домашнее задание. Выразительно исполнять русскую народную песню «Во поле береза стояла». Нарисовать инструменты симфонического оркестра (по выбору).
2. Подведение итогов
Мы с вами сегодня говорили об удивительном мире театра: об обрядах и обычаях народного театра, о законах и правилах музыкального театра. Мы узнали народные обычаи празднования Троицы. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра и его составом. Во главе оркестра - маэстро- дирижёр, великий мастер владения звуком.
Слушая симфонический оркестр в концертном зале (музыкальном театре), мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) https://botana.biz/prepod/muzyka/
2) https://globuss24.ru/doc
3) https://helpiks.org/
4) https://multiurok.ru/
5) https://nsportal.ru/
6) http://prazdniki.me/
7) https://www.syl.ru/article/330611/istoriya-i-traditsii-prazdnika-troitsyi-narodnyie-gulyaniya-na-troitsu
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.