Конспект урока музыки на тему «Пушкинский образ в музыке П. Чайковского» (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Пушкинский образ в музыке П. Чайковского» (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
8 кл
05.12.2020
Конспект урока музыки на тему «Пушкинский образ в музыке П. Чайковского» (8 класс)
Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 5 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве. Личностные: — эмоционально-личностное отношение к воплощению пушкинского образа в музыке на примере произведения П. Чайковского «Евгений Онегин». Предметные: — знание жанра лирическо-психологической русской оперы на примере оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.
8 кл_Урок 14. Образ Т. Лариной в музыке.docx

8 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 14. Пушкинский образ в музыке П. Чайковского

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

Личностные:

—  эмоционально-личностное отношение к воплощению пушкинского образа в музыке на примере произведения П. Чайковского «Евгений Онегин».

Предметные:

—  знание жанра лирическо-психологической русской оперы на примере оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Форма проведения занятий: Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: Е. Самокиш-Судковская. Три иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин».

Литература: М. Цветаева. «Мой Пушкин», фрагмент.

Музыка: П.  Чайковский. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» (№ 18 аудиоприложения).

Песенный материал: А. Макаревич. «Пока горит свеча».

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Слуховой анализ музыки. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагмента прозы М.  Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций и музыкального фрагмента. Разучивание и исполнение песенного материала.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Контроль участия в беседе о пушкинском образе Татьяны Лариной в музыке. Контроль сравнительного анализа образа Татьяны в музыке и иллюстрациях. Контроль понимания содержания прозаического отрывка М. Цветаевой.

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Вопросы:

·         Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л. Бетховена?

·         Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?

В музыке Бетховен передал всю бурю человеческих эмоций: скорбь, сомнения, ревность, обречённость, страсть, надежду, тоску, нежность и, конечно, любовь. Он и  начинал писать сонату в состоянии великой любви, восторга и надежды, испытывая в тот момент к своей возлюбленной самые нежные чувства.  Много лет спустя, уже будучи совсем глухим, и общавшимся с друзьями и знакомыми с помощью разговорных тетрадей, писал: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был её мужем…» Дописывал же композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде. И это настроение, чувства, которые вложил гений в своё детище, вот уже более двух сотен лет поражают чувства человечества, затрагивают душу каждого слушателя.

Уже после смерти Бетховена в потайном ящике гардероба было найдено письмо «К бессмертной возлюбленной» (так Бетховен озаглавил письмо сам): «Мой ангел, моё всё, моё я… Отчего глубокая печаль там, где господствует необходимость? Разве наша любовь может устоять только ценою жертв путём отказа от полноты, разве ты не можешь переменить положение, при котором ты не всецело моя и я не всецело твой? Что за жизнь! Без тебя! Так близко! Так далеко! Какая тоска и слёзы по тебе — тебе — тебе, моя жизнь, моё всё…».

«Лунную» сонату Бетховена можно назвать памятником любви.

И эти вечные темы - темы смысла жизни, жизни и смерти, борьбы человека (в том числе с самим собой) за своё счастье, темы любви и предательства - встречаются не только в музыке, они обозначены в разных видах искусства – литературе, живописи, скульптуре - уже на протяжении нескольких веков. Это темы, всегда волнующие людей и никогда не теряющие своей уникальности даже с течением времени.

 Ведь что такое искусство? Искусство — это образ, который выражает взгляд художника на мир, это и реализация человеческой потребности сделать мир чуточку красивее.

Например, в человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами литературных произведений, не только определяли последующее развитие литературы, но и влияли на реальную жизнь людей. Многие такие персонажи стали своеобразными символами – как, например, Дон Кихот, а некоторые и по сей день не утратили своего именно живого воздействия: Ромео и Джульетта из одноимённой трагедии У. Шекспира, Наташа Ростова из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и многие другие.

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодня мы продолжим разговор о воплощении темы любви в искусстве. Мы рассмотрим, проанализируем, как пушкинский образ Татьяны Лариной воплотился в музыке оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

Тема урока – «Пушкинский образ в музыке П. Чайковского».

3.      Введение в тему урока

В своей книге «Мой Пушкин» поэт Марина Цветаева описывает, какое поистине судьбоносное впечатление произвела на неё – шестилетнюю! – сцена из пушкинского «Евгения Онегина», поставленная на рождественском вечере в музыкальной школе:

«Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а ОНА встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю… что ЭТО – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова…

Скамейка, на которой они НЕ сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда ЦЕЛОВАЛИСЬ, всегда – когда расставались. Никогда – когда сходились, всегда – расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил… потому и не сел, любила ОНА, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что ОН стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно…

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…

Но ещё одно, не одно, а многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

4.      Образ Татьяны Лариной - для русской музыки

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» стала одной из самых замечательных пушкинских опер, в которой с особой силой зазвучали голоса героев бессмертного романа.

1)      Либретто оперы «Евгений Онегин»

► Прочитайте, ознакомьтесь с кратким содержанием оперы «Евгений Онегин» - см. Приложение.

Онегин, Ленский, Гремин с их превосходными музыкальными характеристиками (эти роли входят в репертуар лучших певцов мира) стали неотъемлемой частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой и глубиной трактован в музыке образ Татьяны – любящей, благородной, страдающей и непреклонной.

Чайковский – вслед за Пушкиным – рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

2)      Слушание Сцены письма из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского (фрагмент)

 

3)       Музыкальный анализ

Сцена письма Татьяны – центральная лирическая кульминация второй картины оперы (даже по времени это  самая большая сцена в опере). Именно в сцене письма Татьяна превращается из мечтательной девочки в любящую девушку, наделённую «воображением мятежным» и «сердцем пламенным и нежным». Музыкальный образ Татьяны создаётся, прежде всего, чудесными мелодиями, в которых слышатся отзвуки задушевной русской романсовой лирики.

Начинается сцена письма кратким оркестровым введением; тема его только что прозвучала в разговоре с няней со словами «Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую». Эту патетическую, страстную мелодию можно назвать темой любви и страданий Татьяны. Татьяна отсылает няню, чтобы остаться одной, и бурное порывистое оркестровое вступление с большим нарастанием динамики вводит  в первый раздел сцены.

Вся сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны. Настроение героини всё время меняется: мучительное душевное состояние, связанное с неизвестностью, боязнь остаться неуслышанной, и чисто девичий страх перед решительным поступком сменяются уверенностью в своих  чувствах и сознанием своей правоты.

Первая тема – восторженная кантилена: «Пускай погибну я…» предшествует сцене письма: «Я к Вам пишу». Рука скользит по бумаге. Но написанное не нравится Татьяне. Первый раздел завершается кратким взволнованным речитативом: «Нет, всё не то! Начну сначала».

Решимость, горячий порыв звучат в этих первых словах Татьяны - «Пускай погибну я!..». Характер этой волевой, стремительной мелодии хорошо определяет ремарка самого Чайковского: «С одушевлением, с силой и страстью».

Спустя некоторое время Татьяна немного успокаивается и начинает заново писать письмо. Поэтому тема, начинающаяся словами «Я к Вам пишу…», более размеренная, задумчивая, даже печальная. На фоне взволнованного звучания оркестра Татьяна поет:  «Я к Вам пишу, чего же боле?». Татьяна произносит эти слова с доверчивой простотой, почти речитативом. Вот так чередуя почти речевые по  краткости интонации с певучими лирическими фразами, Чайковский создаёт продолжительный речитатив, в котором  по  мере развития мысли смелые  и решительные интонации постепенно уступают  место унынию  и нежному сетованию  на судьбу, неожиданно столкнувшую Татьяну с Онегиным («Зачем вы посетили нас?»). Мелодию Чайковский поручает здесь оркестру: эту грустную, неторопливую мелодию, в которой чувствуется затаённое волнение, поёт гобой на фоне трепетного сопровождения струнных инструментов. Оркестровый аккомпанемент великолепно передаёт тревожную нерешительность.

И снова пылкий порыв: «Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердце я!» С этих слов - «Нет, никому на свете» - начинается третий раздел сцены. Здесь возникает полное единство голоса и оркестра на основе постоянного  обмена музыкальными фразами. В последнем разделе письма мы ощущаем необычайное по силе эмоциональное нарастание - темы, в каком-то  смысле однородные, возникают одна из  другой, будто вырастают, как растёт эмоциональное возбуждение Татьяны: от мягкой нежности пленительной кантилены на словах «Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?..» до самозабвенно-пламенного призыва: «Я жду тебя! Единым словом надежды сердца оживи, иль сон тяжёлый перерви...». Кульминация сцены захватывает.

            Кода сцены письма (прошла ночь, «Кончаю, страшно перечесть») непосредственно  переходит в сцену рассвета.

 

► Охарактеризуйте основные музыкально-выразительные средства:

Мелодия - …

Темп - …

Динамика - …

Ритм - …

Лад - …

Оркестровка, гармония - …

 

5.      Вокально-хоровая работа

А. Макаревич. «Пока горит свеча» - разучивание, исполнение - https://youtu.be/Xwl-Bo_6tWs

Характер музыки песни - серьёзный, жёсткий, в роковом стиле.

Текст песни:

1.       Бывают дни, когда опустишь руки,

И нет ни слов, ни музыки, ни сил.

В такие дни я был с собой в разлуке

И никого помочь мне не просил.

И я хотел идти куда попало,

Закрыть свой дом и не найти ключа.

Но верил я - не всё ещё пропало,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Но верил я - не всё ещё пропало,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

 

2.       И спеть меня никто не мог заставить,

Молчание - начало всех начал.

Но если плечи песней мне расправить –

Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.

И пусть сегодня дней осталось мало,

И выпал снег, и кровь не горяча.

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

 

6.      Рефлексия. Образ Татьяны в живописи

Рассмотрите несколько акварелей к роману А. Пушкина «Евгений Онегин» русской художницы и книжного иллюстратора Елены Петровны Самокиш-Судковской. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина принесли художнице широкую известность. Иллюстрации отличаются изысканностью, чувственностью, выполнены в лёгкой манере, в реалистическом стиле с примесью затейливого, декоративного модерна – стиль салонного реализма. Их даже называют театрально-постановочными.

► Постарайтесь определить - каким моментам оперы соответствуют эти изображения?

Е. Самокиш-Судковская.

Иллюстрация к роману

А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

 

 

 

 

 

 

 

Е. Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Е. Самокиш-Судковская.

Иллюстрация к роману

А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Итог

Сцена письма Татьяны — масштабная новаторская монологическая сцена. Чайковский так восхищённо и горячо относился к образу главной героини, что не просто написал для неё арию, а посвятил ей целую крупную сцену, в которой подробно исследуются все перемены её настроений, порывы, мысли и чувства в момент совершения важного и смелого поступка —  написания признания в любви малознакомому человеку, которого она увидела впервые только в этот день. Татьяна проявляет себя в этой сцене не как обычная барышня первой половины XIX в., а как свободная, страстная, эмоциональная натура.

Создание такого образа у Чайковского связано с тем, что композитор написал свою оперу спустя полвека после создания пушкинского романа - Татьяна у Чайковского девушка уже второй половины XIX в., потому она ведёт себя смело, открыто и искренне признаётся в своих чувствах.

Татьяна Ларина находится в ряду самых значительных женских образов русского музыкального искусства, в котором стоят и Ярославна из «Князя Игоря» А. Бородина, и Наташа Ростова из «Войны и мира» С. Прокофьева… Тема любви, такой разной, нередко предстающей в состоянии высокого страдания, открыла новую грань в понимании этого чувства, такого огромного и важного в жизни каждого человека.

8. Вопросы и задания

1)      Какие черты характера Татьяны, по-твоему, особенно выразительно переданы в музыке П. Чайковского?

2)      Чем обусловлены частые смены эмоциональных состояний в музыке Сцены письма?

 

 

Приложение

Из книги: Русская музыкальная литература. Выпуск III. 3-е изд. Л., 1972. 328 с.

Краткое содержание оперы «Евгений Онегин» (с. 230)

I действие. 1-я картина. Усадьба Лариных. Летний день. Сёстры Татьяна и Ольга поют дуэт. В беседе с няней вспоминает свою молодость Ларина —  их мать. Приходят крестьяне поздравить барышню с окончанием уборки урожая; их песни и пляски привлекают внимание Татьяны и Ольги. Приезжает влюблённый в Ольгу Ленский и его друг Онегин. Новый гость производит сильное впечатление на Татьяну.

2-я картина. Комната Татьяны. Встревоженная вспыхнувшим чувством любви к Онегину, девушка просит няню рассказать ей о её юности, о старине, но, будучи не в силах отвлечься от собственных дум, она прерывает рассказ няни. Оставшись одна, она признаётся в письме Онегину в своём чувстве. Наступает утро. Слышна свирель пастуха. Вошедшую няню Татьяна просит послать внука с письмом к новому соседу. Смятение и тревога охватывают её душу.

3-я картина. Сад. Слышна песня собирающих ягоды девушек. Вбегает Татьяна, взволнованная приездом Онегина. Происходит их встреча. Онегин учтиво и холодно читает Татьяне нравоучение.

II действие. 1-я картина. Бал в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Француз Трике поёт поздравительные куплеты. Беспечно веселятся гости. Но веселье неожиданно прерывается ссорой Ленского с Онегиным. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

2-я картина. Зимний пейзаж. Раннее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Ленский томим мрачными предчувствиями. Появляется Онегин со своим секундантом. Нелепость произошедшей ссоры ясна для каждого из друзей, но, согласно представлениям светского общества о чести, дуэль неизбежна. Картина заканчивается гибелью Ленского.

III действие. 1-я картина. Бал в Петербурге. Среди гостей — Татьяна и её муж, князь Гремин. Здесь же — вернувшийся из странствий Онегин. Татьяна умело скрывает своё волнение, вызванное нежданной встречей. В душе Онегина вспыхивает любовь к Татьяне.

2-я картина. Дом Греминых. Татьяна грустит и вспоминает прошлое. Внезапно появляется Онегин и признаётся ей в своём чувстве, но Татьяна остаётся верна своему супружескому долгу.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 14

КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 14

КОНСПЕКТ УРОКА 1. Организация урока

КОНСПЕКТ УРОКА 1. Организация урока

Тема урока – «Пушкинский образ в музыке

Тема урока – «Пушкинский образ в музыке

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание

Оркестровый аккомпанемент великолепно передаёт тревожную нерешительность

Оркестровый аккомпанемент великолепно передаёт тревожную нерешительность

Я в сотый раз опять начну сначала,

Я в сотый раз опять начну сначала,

Е. Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману

Е. Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману

Приложение Из книги: Русская музыкальная литература

Приложение Из книги: Русская музыкальная литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020