5 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3 (30). Сказочные герои в музыке
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование и укрепление навыков искусствоведческого анализа, сравнения музыкальных и литературных образов.
Личностные:
— укрепление учебно-познавательного интереса к русским сказкам, балетам.
Предметные:
— укрепление навыков анализа музыкальных произведений.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведениям И. Стравинского и М. Мусоргского.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Музыка: И. Стравинский. «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» (№ 43 аудиоприложения); М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (№ 44 аудиоприложения).
Изобразительное искусство: А. Головин. Эскиз декорации «Кащеево царство»; Л. Бакст. Эскизы костюмов Жар-птицы; С. Малютин. «Кащей».
Песенный материал: А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. «Волшебник».
Дополнительный материал: портреты композиторов.
Виды деятельности учащихся: Прослушивание и анализ музыкальных фрагментов; просмотр и обсуждение эскизов декораций и костюмов. Сравнительный анализ музыкальных и живописных образов. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания на основе личностных ценностей. Выявление контраста между крайними и средним разделами в пьесе М. Мусоргского. Пение песни «Волшебник».
Формы педагогического контроля: Контроль выполнения рубрики «Вопросы», проверка выполнения творческого задания в «Дневнике музыкальных наблюдений» (рисование любимого сказочного героя). Контроль нравственно-личностной ориентации учащихся при усвоении содержания.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Вход детей под музыку И. Стравинского «Заколдованный сад Кощея».
- Какая по характеру музыка прозвучала? Что такие музыкальные звуки могут изображать?
- Музыка звучала таинственно, фантастично, затаённо и тревожно, будто что-то сейчас должно случиться, будто попали в страшную сказку.
- На прошлом уроке вы слушали уже сказочную музыку русских композиторов. Назовите эти произведения.
Дети называют.
- Какими средствами Н. Римский-Корсаков передал красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок»?
Ответы учащихся.
- Как звучала музыка «Па-де-де» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»?
Ответы учащихся.
- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Какой образ перед вами возник?
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С. Пушкин
- Эти строки А. Пушкина из «Сказки о царе Салтане» рисуют образ сказочного кораблика, который «бежит себе в волнах на надутых парусах». Действительно кажется, что он живой.
- Соотнесите друг с другом услышанную в начале урока музыку и текст А.С. Пушкина из его сказки. Как думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок?
- Наверное, мы продолжим говорить о сказке, будем слушать сказочную музыку.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
- Совершенно верно, тема нашего урока сегодня - «Сказочные герои в музыке».
Вы познакомитесь со сказочной музыкой двух русских композиторов, живших и творивших в разных столетиях – И.Ф. Стравинского (20-й век) и М.П. Мусоргского (19-й век), проанализируете прослушанную музыку; сравните музыкальные образы, представленные композиторами, со сказочными литературными и живописными образами; разучите также песню про волшебника.
Все музыкальные фрагменты этого урока близки друг другу - они изображают сказочные пейзажи и образы «нечистой силы».
3. Работа по теме
1) Образы в балете И. Стравинского «Жар-птица»
А) Образ Жар-птицы в музыке и живописи
Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов — Жар-птице посвящён балет И. Стравинского.
И.Ф. Стравинский
Ранее вы уже знакомились с фрагментами из других балетов И. Стравинского: «Петрушка» и «Весна священная». «Жар-птица» — это первый балет композитора, который тоже был показан в рамках «Русских сезонов» в Париже и имел большой успех. Сюжет его основан на русских народных сказках.
Жар-птица неслыханно прекрасна. Её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет. Но пейзаж, в котором она является, — безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками. Это ярко передано в декорации А. Головина «Кащеево царство».
Рассмотрите внимательно эскиз декорации А. Головина: нечто загадочное, сказочное исходит от этой декорации.
А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации
Музыка «Кащеева царства» ещё больше усиливает впечатление фантастической сказочности.
Французский критик Анри Леон писал о балете «Жар-птица», что это произведение представляет собою «…чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая тёмно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра». То есть, другими словами, это произведение И. Стравинского — чудо, и прекрасно в нём всё: и форма, и движение, и звуки. Декорации заднего плана как будто написаны теми же красками, что и музыка, звучащая в оркестре, в которой слышны голоса волшебников, ведьм, гномов и, конечно, самой Жар-птицы.
Балет начинается с таинственных звучаний, характеризующих сад Кащея. В оркестре будто будут слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов:
«…На горе, среди скал, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного... замок обнесён золотой резной решёткой, а сад — высокой каменной стеной. Медленно появляется Всадник ночи на чёрном коне, в чёрной одежде. Когда он удаляется, темнеет; только золотые яблоки светятся на дереве…»
Б) Слушание и музыкальный анализ. И. Стравинский. «Заколдованный сад Кащея». Из балета «Жар-птица». (Фрагмент)
С. Малютин. Кащей
В) Работа над нотным примером
В нотном примере 45 «Заколдованный сад Кащея» ученики отмечают выразительные средства, создающие настроение мрачной таинственности: тихую динамику pp, причудливые ритмы, созвучия в низком регистре.
Г) Работа с учебником
- Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 160, выполненные Львом Бакстом. Для того, чтобы достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.
Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков.
Л. Бакст. Два эскиза костюмов Жар-птицы
Подробнее о балете «Жар-птица» см. Приложение.
2) Сказочная тема в искусстве
То, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно увидеть ещё в одном необыкновенно красочном живописном и музыкальном произведении – фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки».
Это произведение представляет целую галерею излюбленных русским искусством тем: сказочной, фантастической, богатырской… Каждая пьеса цикла – это настоящая картина-образ, меткая, яркая, достоверная.
Вы уже знаете цикл «Картинки с выставки», - мы с вами слушали несколько пьес из этого цикла.
А) Музыкальная мини-викторина
- Узнайте на слух пьесы, вспомните их названия.
Звучат фрагменты пьес «Два еврея, богатый и бедный», «Гном».
- Назовите пьесы. О чём рассказывает в них музыка?
- Музыка пьесы «Два еврея, богатый и бедный» рисует характеры двух очень разных людей. В ней мы слышим яркую выразительность музыкального контраста.
- Пьеса «Гном» посвящена забавному гномику, превращённого композитором в глубоко страдающего человека.
- Да, это так. А что явилось толчком к написанию М. Мусоргским этого цикла?
- Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.
Б) Выставка Виктора Гартмана и «Картинки с выставки» М. Мусоргского
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет.
Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
В. Гартман, русский архитектор, сценограф, художник и орнаментист
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три недели.
Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять. Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что-то родное русскому сердцу слышится в этой музыке — звучит русский распев, а потом мелодия «Прогулки» сопровождает нас по выставке, служа как бы связующим звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную ткань очередной картинки — изменённая и преобразованная, но всегда узнаваемая.
Это музыкальный автопортрет композитора. Русский человек пришёл на выставку работ русского по духу художника: «В интермедиях, — усмехался Мусоргский, — моя физиономия видна».
Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату — «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д.
«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из них — оркестровка французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого «Болеро».
Композитор сознательно стремился к «картинности» своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался совершенно прав.
В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует музыкальный портрет Бабы-Яги, излюбленного персонажа русских волшебных сказок и русского классического искусства. «Баба-Яга» — предпоследняя пьеса цикла, один из самых ярких его образов. Гартман набросал эскиз для часов, на котором изобразил домик на курьих ножках — жилище лесной колдуньи. А композитор сделал домик обитаемым.
Мусоргский пишет яркий музыкальный портрет героини народных сказок, наделяет её буйным нравом. Старая, злобная колдунья, с устрашающим обликом – хромая, горбатая, Баба Яга живёт в глухом лесу, в избушке на курьих ножках.
В пьесе Мусоргского изображён полёт Бабы Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом». В музыке мы слышим и бег, и полёт, и залихватское пение Бабы Яги, и таинственные звуки чащи, и тихое постукивание незваного гостя.
В музыке слышно, как оживает ночной колдовской лес. Особенно в середине пьесы, когда музыка как бы затихает, можно различить голоса сказочных обитателей. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. И над всеми этими таинственными звуками слышен свист летящей ступы Бабы Яги.
Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги - в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок — смешную и страшную — изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле a la russe.
В. Гартман. Эскиз настенных часов в виде избушки на курьих ножках
Послушайте это живописное произведение внимательно, разбейте его на части и охарактеризуйте.
В) Слушание и музыкальный анализ «Бабы Яги» М. Мусоргского
- Какие у вас есть мнения по поводу этой музыки?
- Прозвучала пьеса «Баба Яга» М.П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, - изображён, наверное, полёт Бабы Яги в ступе.
Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, - музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.
М. Мусоргский
- Действительно, Баба Яга Мусоргского - настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются звуками колдовского леса: старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера; скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки, весело щебечут птицы.
Но вот в музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков - злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.
Г) Работа над нотным примером
В нотном примере 46 дана мелодия песни Бабы Яги. Она изложена широкими полнозвучными аккордами и имеет черты русской разбойничьей песни. Аккомпанемент в низком регистре можно сравнить со взмахами помела или с тёмным лесом, мелодию в верхнем регистре — с полётом Бабы-Яги по небу.
4. Разучивание: А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. «Волшебник-недоучка». - https://youtu.be/xU7lgiPNTw4
Текст песни:
1. Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун –
Всё может магия.
Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг
Лишь на бумаге я.
Припев: Даром преподаватели
Время со мною тратили.
Даром со мною мучился
Самый искусный маг. Да, да, да!
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно.
Всё, что не задавали мне,
Делал я кое-как.
2. Сделать хотел грозу,
А получил - козу.
Розовую козу
С жёлтою полосой.
Вместо хвоста - нога,
А на ноге - рога.
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.
Припев.
3. Сделать хотел утюг –
Слон получился вдруг.
Крылья, как у пчелы,
Вместо ушей - цветы.
Ночью мне снится сон:
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
«Что с нами сделал ты,
Что с нами сделал ты!?»
Припев.
5. Итог
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи своих выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...
6. Рефлексия. Вопросы
1) Каким в музыке И. Стравинского предстаёт фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
2) Как проявляется в музыке пьесы «Избушка на курьих ножках (Баба Яга)» М. Мусоргского контраст между крайними разделами и серединой?
3) Какие картины представляются тебе в музыке этой пьесы? Нарисуй в цвете (красками или карандашами).
Приложение
Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов. М., 2002. 208 с.
Краткое содержание балета «Жар-птица»
В зловещее Кащеево царство, спрятанное высоко в горах и окружённое скалами, пытается проникнуть Иван-царевич в погоне за прекрасной Жар-птицей.
Пронёсшийся на чёрном коне Всадник Ночи по - крывает царство мраком, однако среди золотых яблок внезапно вспыхивает свет — над садом пролетает Жарптица. Преодолев все преграды и оказавшись в саду, Иван-царевич хочет поймать её, но всё время натыкается на каменные глыбы. Присмотревшись, он понимает, что это витязи, которые, стремясь освободить когда-то пленённых Кащеем царевен, погибли, превращённые злым чародеем в камни.
Таинственная Жар-птица летает по саду, и как только она садится на дерево и начинает клевать золотые яблоки, Иван-царевич ловит её. Жалобы и просьбы сказочной диковины трогают сердце юноши, и он отпускает свою пленницу. В благодарность Жар-птица дарит Ивану-царевичу огненное перо и улетает.
Спрятав перо, царевич пытается выбраться из сада, как вдруг видит выбегающих поиграть золотыми яблоками двенадцать прекрасных царевен и прекраснейшую из них — Царевну Ненаглядную Красу.
Незаметно светлеет небо, и мимо, возвещая наступление утра, проносится Всадник на белом коне. Царевич бросается вслед за убегающими в замок девушками, однако Царевна Ненаглядная Краса останавливает его: ведь если он пройдёт Золотые ворота, его ждёт смерть. Однако храбрость Царевича не знает границ — он разрубает решетку сада своей саблей, раздаются волшебные звоны, и в сад выбегают устрашающие своим видом слуги Кащея.
Появляется сам Кащей. Увидев его, Иван-царевич плюет в лицо ненавистного старца. Разъярённый Кащей, не слушая мольбы прибежавшей Царевны Ненаглядной Красы, начинает свою казнь — превращение царевича в камень. Но тот не сдаётся — вспомнив о пёрышке Жар-птицы, он высоко поднимает его и размахивает волшебным огненным флажком. Прилетает Жар-птица и, совершая чудеса, помогает всем пленникам Кащеева царства. Сначала она вовлекает Кащея и его челядь в стремительную завораживающую пляску, а потом заставляет их погрузиться в глубокий сон.
Жар-птица подводит Ивана-царевича к дуплу дерева, из которого юноша достаёт ларец, а из ларца и яйцо. Нажимает на него — и Кащей начинает метаться; перебрасывает из руки в руку — и Кащей летает из стороны в сторону; разбивает яйцо — и Кащей падает замертво, а потом и исчезает. Вместе с ним исчезает и поганое царство.
Оживают каменные витязи, находят своих невест. Иван-царевич объявляет своей женой Царевну Ненаглядную Красу. В сказочном граде воцаряются мир, любовь и всеобщая радость. (С. 139, 140.).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.