Конспект урока музыки на тему «Тутти» (6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Тутти» (6 класс)

Оценка 4.8
Документация +1
docx
искусство +2
6 кл
13.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Тутти» (6 класс)
Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту «Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения оркестровых средств, инструментовки. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова; — осознание и умение определить связи между сказочными образами иллюстрации И. Билибина и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова. Личностные: — формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере иллюстрации И. Билибина, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина; — укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре. Предметные: — знание групп симфонического оркестра (названия, состав).
Урок 30.docx

6 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3 (30). Тутти

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова;

— осознание и умение определить связи между сказочными образами иллюстрации И. Билибина и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова.

Личностные:

— формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере иллюстрации И. Билибина, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина;

— укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре.

Предметные:

— знание групп симфонического оркестра (названия, состав).

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту «Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения оркестровых средств, инструментовки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: И. Билибин. «Тридцать три богатыря»; Симфонический оркестр (фото).

Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» (№ 33 аудиоприложения).

Поэзия: фрагменты из «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина.

Песенный материал: Немецкая народная песня «Музыканты».

Виды деятельности учащихся: Запоминание названий, состава и выразительных возможностей оркестровых групп. Беседа о составе симфонического оркестра. Обсуждение фотографии симфонического оркестра с точки зрения расположения инструментов на сцене. Пение песни (сольно, группами, хором, в виде канона). Обсуждение стихотворного содержания песни: почему музыкантам «всё нипочём»? Анализ нотного примера «Тридцать три богатыря». Сравнительный анализ иллюстрации, музыкального фрагмента и эпизода сказки. Обсуждение особенностей оркестровки симфонического фрагмента Н. Римского-Корсакова. Анализ нотного примера.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и умения объяснить музыкального слова «тутти». Контроль внимательного просмотра и обсуждения иллюстраций. Контроль определения музыкально-выразительных средств в музыке «чуда». Контроль умения учащихся осуществить сравнительный анализ музыкального, живописного и литературного образов. Проверка качества исполнения песни и умения объяснить её содержание. Контроль выполнения заданий и ответа на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе повторения и закрепления полученных знаний

Звучат музыкальные фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (Белка, Царевна-Лебедь).

?

- Что за музыка прозвучала? Кого изображала? Какие музыкальные инструменты передают образ этих персонажей из оперы Н. Римского-Корсакова?

Ответы учащихся.

- Вспомним изображение этих музыкальных инструментов (изображения на слайде презентации):

  https://www.rufact.org/media/static/i/slovary/wordsimgs/bres/chelesta.jpg https://xn--80aaaga2ais1c4e.ot7.ru/admin/uploads/6/7/5/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D1%81-%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B9-4153.gif 

- Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ?

- Как называют такие инструменты, ведущие в оркестровке главную партию? В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

- Что же такое соло?

- Для чего так широко применяется соло инструментов, входящих  в многозвучные оркестровые сочинения?

Ответы учащихся.

2. Постановка темы урока. Целеполагание

Действительно, солирующие инструменты в оркестровых фрагментах произведений ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего принимают участие в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра – Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович, которые тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов.

На этом уроке вы снова услышите звучание симфонического оркестра на примере фрагмента из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и проанализируете особенности оркестровки симфонического фрагмента «33 богатыря».

Также вы познакомитесь с составом симфонического оркестра и выразительными возможностями входящих в его состав оркестровых групп, послушаете звучание всего симфонического оркестра; узнаете, что означает музыкальное понятие «тутти».

Тема урока – «Тутти».

3. Работа по теме

1) Симфонический оркестр

А) Понятие. История. Состав

В Музыкальной энциклопедии читаем: «Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, играющих на струнных смычковых, духовых и ударных инструментах и объединяющихся для совместного исполнения музыкального произведения» (т. 5, с. 19).

История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Рассмотрите фотографию, на ней представлены оркестровые группы, инструменты, их расположение на сцене:

Симфонический оркестр

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:

1)      струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);

2)      деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);

3)      медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);

4)      ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т.д.).

На иллюстрации ниже симфонический оркестр «звучит всеми тончайшими и разнообразнейшими тембрами». Рассмотрите ещё раз расположение групп оркестра:

Фортепиано не всегда входит в состав симфонического оркестра, поэтому его считают в оркестре дополнительным инструментом.

Слева от дирижёра и зрителей располагаются скрипки, справа — виолончели и контрабасы. Прямо перед дирижёром размещаются альты, а за ними — группа деревянных духовых инструментов. В глубине сцены находятся места самых звучных инструментов — групп медных духовых (справа) и ударных (слева).

Эти четыре группы при их умелом сочетании способны создавать подлинные музыкальные чудеса. Они поражают слушателей то прозрачностью звучания, то плотностью, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

Расположение на сцене инструментов симфонического оркестра

Дополнительный материал по разным оркестровым группам и отдельным музыкальным инструментам вы найдёте в Приложении.

Б) Задания

·         Посчитайте на фотографии количество оркестрантов в каждой группе и общее их число.

·         В программе курса «Искусство. Музыка» вы много раз уже слышали звучание именно симфонического оркестра. Вспомните, назовите знакомые вам произведения для симфонического оркестра.

- Симфонии Моцарта, Бетховена, балеты Чайковского, Стравинского и Прокофьева.

2) Инструменты симфонического оркестра

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца.   А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

Конечно, это окраска голосов музыкальных инструментов или тембры. В  музыке  же свои краски, которыми искусно пользуются композиторы: у каждого инструмента свой неповторимый голос  или, как говорят музыканты, свой тембр.

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но… струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

А) Струнно-смычковая группа

Струнно-смычковые инструменты в симфоническом оркестре, безусловно, самая основная группа. По количеству инструментов в ней - это две третьих состава всего оркестра.

Окончательно сформированы, а также усовершенствованы эти инструменты были в конце 17 века. Смычок же в том виде, в котором существует сегодня, появился лишь в конце 18 века. Уже из названия группы понятно, что сюда входят такие струнные инструменты, в которых именно смычок используется как средство для извлечения звука.

Сюда входит 4 инструмента: скрипка и альт – более высокие, виолончель и контрабас – более низкие по звучанию.

Инструменты этой группы имеют разнообразный, притом очень красивый тембр. К тому же их звучание очень насыщенное, разнообразное по динамике.

По всем этим причинам именно этой группе, как правило, поручается ведение мелодии в любом исполняемом произведении. Эта группа по праву считается фундаментом симфонического оркестра.

Между инструментами группы существуют отличия:

·         Скрипка

Для скрипки характерна необыкновенная певучесть, по своей выразительности она приближается к голосу человека. Кроме того, это – самый техничный инструмент в группе. Она легко справляется со сложнейшими пассажами, трелями, скачками. Если к этому добавить, что это – самый высокий по звучанию инструмент, то становится понятно, почему ей отводится ведущая роль и в группе, и в оркестре в целом.

·         Альт

Альт – очень популярный, солирующий инструмент с мягким, благородным тембром. Признание к нему пришло благодаря выдающимся мастерам прошлого и современности, прежде всего Никколо Паганини, Юрию Башмету, Сурену Кочаряну, Фёдору Дружинину, Паулю Хиндемиту и многим другим.

·         Виолончель

Виолончель звучит на октаву ниже альта, почти до конца 18 века незаслуженно играла роль второстепенного, басового инструмента в оркестре. Сегодня, благодаря её необычайно красивому тембру и техническим возможностям, порой превосходящим скрипку, это – полноценный солирующий инструмент.

·         Контрабас

Контрабас – это басовый инструмент струнно-смычковой группы, её фундамент. К тому же он – самый объёмный по своим габаритам. Музыканты обычно играют на нём стоя. Он несколько тяжеловат по звучанию. В симфоническом оркестре контрабас появился в 17 веке.

Б) Группа деревянных духовых инструментов

Познакомимся поближе с группой деревянных духовых инструментов.  Само название – «духовые» - говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов, т.е. в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали  из дерева…

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название - «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, - например, из пластмассы, металла и даже из стекла.

·         Флейта

Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании миру природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – лёгкий, звонкий, светлый  и подвижный.

·         Гобой

Войдя в состав оркестра в 17 веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов. Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более тёплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

·         Кларнет

Кларнет появился лишь в 18 веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно всё: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

·         Фагот

Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17 веке как самый низкий по звучанию инструмент. Это - бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают»  пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, а может быть и грустным, печальным.

В) Медная духовая группа

Следующая группа духовых инструментов – медная. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь. Часто это - латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

 Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнём с трубы.

·         Труба

В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть фанфары.

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

·         Валторна

Валторна произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины. Тёплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.

Звук – мягкий, «ленивый», тёплый.

·         Туба

Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19 веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

Г) Ударные инструменты

Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят  литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

·         Литавры

Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют  небольшой колотушкой с круглым  мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии.                 

·         Ксилофон

Ксилофон – инструмент с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

 Дополнительный материал об инструментах симфонического оркестра см. в Приложении.

3) Тутти

Многочисленный состав оркестра не означает, что каждый оркестрант играет во время исполнения программы постоянно. Но бывают моменты, когда оркестр по замыслу композитора должен звучать полным составом.

Тутти в переводе с итальянского языка означает «все». Тутти — «отрывок музыкального произведения, исполняемый полным составом оркестра» («Музыкальный словарь Гроува», с. 879).

Слово «тутти» может относиться к разным видам оркестра — симфоническому, духовому, оркестру народных инструментов.

Тутти - противоположность соло. В оркестре часто противостоит звучанию его отдельных групп. Игра оркестра тутти предполагает массивное, объёмное, громкое звучание.

► Вспомните, назовите знакомые вам произведения, в которых симфонический оркестр играл тутти.

- Антракт к III действию оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин», «Танец с саблями» А. Хачатуряна.

4) Оркестровка «Три чуда» Н. Римского-Корсакова («33 богатыря»)

Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках оркестра, мы вновь услышим в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

- Как называется вступление к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане»?

- Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке Александра Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

- Совершенно верно, симфоническая картина «Три чуда» является вступлением к последней картине оперы. Она рисует чудесный город Леденец и диковинки царства Гвидона — Белку, богатырей и Царевну-Лебедь.

Картина начинается призывным сигналом трубы; далее оркестр изображает праздничный перезвон колоколов и фанфары городских глашатаев. Блестящее звучание труб, тембры арфы и колокольчиков создают красочный образ волшебного города.

На предыдущем уроке вы уже знакомились с музыкой 1-го (Белка) и 3-его чуда (Царевна-Лебедь).

Сегодня вы прослушаете музыку 2-го чуда - выходящие из морских волн тридцать три богатыря. Аккордовая маршеобразная мелодия звучит у медных духовых инструментов. Их сопровождают нисходящие фигуры струнных инструментов и свистящие пассажи деревянных духовых.

А) Слушание. Музыкальный анализ

Музыка «второго чуда» - богатырей – нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровом звучании медных духовых – самых мощных инструментов симфонического оркестра.

Б) Работа над нотным примером

Нотно-графическая запись помогает нам представить  звуковой фон «второго чуда»: разбушевавшуюся стихию, завывание ветра.

 

Нотный пример воплощает образы богатырей. Их характеризуют маршевые ритмы, громкая динамика (ff), многозвучная плотная фактура, звучание группы медных духовых инструментов.

В) «Второе чудо» в других видах искусства

В литературе:

 

 

 

В живописи:

https://img-fotki.yandex.ru/get/4124/121447594.23e/0_aadf8_63ee1ed3_XL.jpg

И. Билибин. Тридцать три богатыря

4. Вокальная работа. «Музыканты». Немецкая народная песня

Любая музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота -  любой из этих звуков  входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Музыка настраивает на размышления, будит  фантазию…  

Спойте немецкую народную песню «Музыканты», разученную на прошлом уроке.

Ученики поют песню в виде канона.

- А можно ли исполнить песню «Музыканты» в инструментальном составе?

- Каким инструментам симфонического оркестра ты поручил бы соло? Каким – аккомпанемент?

Ответы учащихся.

5. Итог

Мы узнали и услышали тембровые сочетания, создающие музыкальные чудеса. «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - это музыкальное чудо выразительных возможностей инструментов симфонического оркестра. Симфоническая картина «Три чуда» выражает светлый, радостный, сказочный характер всей оперы «Сказка о царе Салтане».

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят её живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощённая в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами ещё одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии её звучаний.

Да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно  можно сравнить с красками в живописи: насколько разнообразна гамма цветов, настолько и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.

Оркестр – особая страна. Она живёт по  своим законам. Любой  инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает гармонию.

Сегодня вы познакомились с новым музыкальным термином - тутти. Что такое тутти?

- Тутти - исполнение музыки полным составом оркестра.

- Почему музыкальные тембры сравнивают с красками?

- Что можно сказать о голосах музыкальных инструментов: похожи ли они друг на друга?

- Почему симфонический оркестр является одним из достижений человеческой культуры? Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Ответы учащихся.

- А теперь настало время проверить, как вы запомнили группы инструментов симфонического оркестра. Перечислите их.

- Струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы); деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы); медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, туба); ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки).

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?

2)      В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

3)      Запиши в тетрадь  характеристики  тембров группы духовых инструментов:

·         флейта -  тембр лёгкий, звонкий, светлый  и подвижный;

·         гобой - тёплый и густой с «носовым» оттенком;

·         кларнет - чистый, прозрачный и округлый, благородный;

·         фагот - сдавленный, ворчливый, «хрипун»»

·         труба -  яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный;

·         валторна:  мягкий, «ленивый», тёплый;

·         туба: густой и глубокий, «неповоротливый».

 

4)      Выполни рисунок к песне «Музыканты».

 

 

 

 

Приложение

Об оркестровых группах

Из книги: Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий / ред. Т. Ливанова. 2-е изд., доп. М., 1978, 200 с.

Струнные инструменты делятся на две большие группы: смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и щипковые (лютни, мандолины, цитры, домры, арфы и т.д.). В первых звук извлекается трением о струны смычка, а также вращающегося колеса (народный струнный инструмент лира, но не древнегреческая, на которой играли щипком). На щипковых звук возникает от ущемления струны либо пальцем, либо деревянной или металлической пластинкой (плектр). (С. 43.)

Деревянные духовые инструменты (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) — группа сольных и, главным образом, оркестровых инструментов, которые изготовляются преимущественно из дерева разных сортов. Звук извлекается вдуванием воздуха в трубку через отверстие (непосредственно вырезанное сбоку цилиндрической трубки  —  у флейты, и отверстие в мундштуке, вкладываемом в губы, — у кларнета), или через трость с язычками (гобой, фагот). Длина воздушного столба видоизменяется посредством зажимания или открывания отверстий в трубке (прямой или изогнутой); это достигается с помощью системы клапанов, различной у различных инструментов. В отношении тембра деревянные инструменты можно разделить, следуя Римскому-Кор­сакову («Основы оркестровки»), на инструменты тёмной звучности, носового тембра (гобои, фаготы) и инструменты светлой звучности, грудного тембра (флейты, кларнеты). (С. 37.)

Медные духовые инструменты  —  инструменты, изготовляемые из металла. Как и у деревянных духовых, звук производится вдуванием воздуха, напором воздушной струи, идущей через плотно прилегающие к мундштуку губы исполнителя. Воздушная струя приводит в движение столб воздуха в медном полом пространстве трубок различных диаметров и длины; прямой цилиндрической (тромбоны и трубы), конусообразной, с широким раструбом (трубы и валторны), загнутой на конце (саксофоны). Наиболее завитая (округлая) трубка у валторн. Отверстия в трубках, то открываемые, то закрываемые клапанами, а также особо устроенные приспособления (вентили и пистоны), позволяют уменьшать, удлинять, сжимать, разрежать плотность воздушного столба и тем самым изменять звук. Виды медных духовых инструментов не менее разнообразны, чем деревянных. Обычный состав медных инструментов в симфоническом оркестре — это две-три трубы, от четырёх до восьми валторн, три тромбона и бас-туба. (С. 81.)

Ударные — до превращения музыки в эмоциональный язык с тонами строго определённой высоты и их точно установленными соотношениями и функциями различнейшие виды ударных и ударно-звенящих инструментов (от самого примитивного: ладоши человека) играли большую роль, особенно в музыке, обусловленной мускульно-моторными ощущениями (работа, игра, танец), в которой ритм был дифференцированнее (различимее, расчленённее) тонов. Это доказывает музыка первобытных культур. В современном оркестре ударные опять начинают получать большое значение. Основные их группы: а) ударные и звенящие с определёнными интонациями — как те, в которых звук производится ударом палочек или рукояткой, так и ударно-клавишные. Сюда относятся литавры, колокола и колокольчики (металлофон), челеста и фортепиано (струнно-ударный инструмент); б) ударные и звенящие без определённых интонаций: высокие — треугольник, кастаньеты, бубенчики; средние  —  бубен, малый барабан, тарелки; низкие — большой (турецкий) барабан и тамтам. (С. 160.) 10.


 

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 3 (30)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 3 (30)

Проверка качества исполнения песни и умения объяснить её содержание

Проверка качества исполнения песни и умения объяснить её содержание

Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович, которые тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов

Бетховен, Берлиоз, Глинка, Шостакович, которые тщательно использовали все выразительные возможности музыкальных инструментов

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов: 1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы); 2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы); 3) медные духовые (трубы,…

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов: 1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы); 2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы); 3) медные духовые (трубы,…

Дополнительный материал по разным оркестровым группам и отдельным музыкальным инструментам вы найдёте в

Дополнительный материал по разным оркестровым группам и отдельным музыкальным инструментам вы найдёте в

Альт Альт – очень популярный, солирующий инструмент с мягким, благородным тембром

Альт Альт – очень популярный, солирующий инструмент с мягким, благородным тембром

Фагот Последний участник группы деревянных инструментов – фагот

Фагот Последний участник группы деревянных инструментов – фагот

Литавры Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником

Литавры Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником

Картина начинается призывным сигналом трубы; далее оркестр изображает праздничный перезвон колоколов и фанфары городских глашатаев

Картина начинается призывным сигналом трубы; далее оркестр изображает праздничный перезвон колоколов и фанфары городских глашатаев

Нотный пример воплощает образы богатырей

Нотный пример воплощает образы богатырей

В живописи: И. Билибин.

В живописи: И. Билибин.

Да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная

Да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная

Приложение Об оркестровых группах

Приложение Об оркестровых группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2021