Конспект урока музыки на тему «Вечные сюжеты» (8 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Вечные сюжеты» (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 4
8 кл
01.03.2021
Конспект урока музыки на тему «Вечные сюжеты» (8 класс)
Аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак». Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 8 урока 3 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты. Личностные: — понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке. Предметные: — знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».
Урок 8.docx

8 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 8. Вечные сюжеты

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.

Личностные:

— понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.

Предметные:

— знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Б. Беллотто. «Вид на Колизей»; Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».

Фотография: сцена из балета «Спартак».

Музыка: А. Хачатурян. «Смерть гладиатора», Адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак».

Песенный материал: М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. «Песня о дружбе».

Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак». Участие в беседе об особенностях музыки А.  Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции. Беседа о личности и подвиге Спартака. Анализ двух нотных примеров. Разучивание и исполнение песни. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания новых слов, терминов: гладиатор, патриций, легионер, Колизей. Контроль знания черт творчества А. Хачатуряна и содержания балета «Спартак». Контроль использования учащимися при ответах на вопросы и выполнении заданий учебника ресурсов сети Интернет.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

?

Чем отличается наша современность от предшествующих эпох? В чём её объективные преимущества и недостатки?

При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства.

Рассмотрите, сравните картины. Подумайте, для чего авторы-живописцы, сознательно воспевая какие-либо сугубо технические достижения прогресса в своих произведениях, казалось бы отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, стремились «одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора»?

К. Юон. Утро индустриальной Москвы. 1949 г.

Ю. Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию. 1927 г. https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR1SAQVyuXt1x4AE08G5Ykvw

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве – а он просуществовал достаточно долго – всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.

2.      Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема урока – «Вечные сюжеты» в искусстве.

Сегодня мы поговорим о совершенстве воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке. На примере фрагментов балета «Спартак» армянского советского композитора А. Хачатуряна вы познакомитесь с творчеством этого композитора XX в., определите особенности его музыки, соединяющей армянские и европейские традиции. Мы поговорим о личности и подвиге Спартака, рассмотрим, проанализируем картины и сравним их с музыкой из балета А. Хачатуряна.

3.      Работа по теме урока

1)      Личность и творчество А. Хачатуряна

Известный композитор Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений – балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде, возглавившего восстание рабов в Древнем Риме. Композитор писал, что чувствовал близость образа Спартака современной эпохе: «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени», тем самым подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.

 А. Хачатурян. 1903-1978 гг.

Арам Хачатурян —  армянский композитор XX  в. Родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами.

Среди его произведений - музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад», балеты «Гаянэ» и «Спартак», симфонии, концерты, музыка для театра и кино.

2)      Балет «Спартак» А. Хачатуряна

А. Содержание

Балет «Спартак» был закончен в 1954 г. В балете четыре действия. Главной темой является столкновение противоборствующих сил —  Спартака, гладиаторов и враждебного им мира римских патрициев во главе с Марком Лицинием Крассом.

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей. Гладиаторы, патриции, рабы, легионеры, пираты, торговцы и простые горожане – такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.

Гладиатор – в древнем Риме – боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка или с другим бойцом или с диким зверем.

Патриций – аристократ в Древнем Риме.

Легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.

Колизей - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени.

https://artrue.ru/wp-content/uploads/2017/09/Bellotto_Vid_kolizeya-i-kaprichcho-900x1024.jpgБ. Беллотто. Вид на Колизей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://pbs.twimg.com/media/EYiHSIGWAAII-qm.jpg

Ж.-Л. Жером. Смерть гладиатора

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.

Подробнее содержание балета см. в Приложении.

Б. Слушание и музыкальный анализ

В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.

Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.

Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печально-драматичной.

А) А. Хачатурян. «Смерть гладиатора». Из балета «Спартак». Фрагмент

Б) А. Хачатурян. Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак». Фрагмент

Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один их самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.

Сцена из балета «Спартак»

https://pbs.twimg.com/media/DwZzjB4XQAEa7oT.jpg

В. Работа над нотными примерами

Ученики разбирают на уроке, посвящённом балету «Спартак», два контрастных нотных примера:

Музыка нотного примера 28 («Смерть гладиатора») передаёт горестные чувства. Стонущие певучие интонации в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике выражают скорбь и печаль.

Нотный пример 29 выражает чувства противоположные — восторг любви, гимн горячему человеческому чувству. Адажио Спартака и Фригии основано на светлой певучей мелодии в верхнем регистре, изложенной полнозвучными аккордами. Пышная объёмная фактура основана на совместном звучании низкого и высокого регистров с заполненным широкими аккордами средним регистром. Мажорный лад, громкая динамика придают музыке черты ликующего гимна.

4. Вокально-хоровая работа: «Баллада о дружбе», муз. М. Дунаевского, стихи Ю. Ряшенцева

1) История создания песни

Музыку к песне «Баллада о дружбе» из трёхсерийного фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978 г.) режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича написал Максим Дунаевский.

Сюжет фильма выстроен по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра» и рассказывает о событиях, происходящих во Франции в начале XVII века: бедный гасконский шевалье д’Артаньян отправляется в Париж для того, чтобы вступить в роту королевских мушкетёров, как некогда отец до него. Вскоре вспыхивает война Франции с Англией. Много приключений и историй происходит с главным героем и его новыми друзьями, но в конечном итоге д’Артаньян заслуженно становится лейтенантом королевских мушкетёров.

Поэт Юрий Ряшенцев написал тексты песен. Ю. Ряшенцев: «Я не пытался притворяться французом. Хотя, как ни странно, что-то из мушкетёрского быта было мне близко. Я пережил войну. Я помню ночные улицы Москвы, когда, учась во вторую смену, возвращался из школы домой. По дороге на меня и моих одноклассников нападала шпана с Усачёвского рынка, которую можно было рассматривать как «гвардейцев кардинала», и нам, «мушкетёрам», это давало основания для дружбы».

Успех вышедшей на экраны картины был необычайный. Дети во всех дворах стали отчаянно фехтовать на палках. А о песнях и говорить нечего. Для композитора Максима Дунаевского этот фильм стал судьбоносным. Все популярные композиции картины, полюбившиеся зрителям, принадлежат перу Максима Исааковича: это и «Баллада Атоса», и «Песенка Арамиса», и «Смерть Констанции», и «Песенка мушкетёров», и «Баллада об опасной дороге», и «Отчаяние королевы» - всего больше двадцати песен.

Максим Исаакович Дунаевский (род. 1945 г.) – советский и российский композитор, Народный артист России. Сын композитора Исаака Дунаевского и балерины Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова и Московского театра оперетты Зои Ивановны Пашковой.

За годы творческой деятельности он написал музыку более чем к пятидесяти фильмам, мультфильмам и мюзиклам. Среди его произведений – концерт для фортепиано с оркестром, 1970, кантата для хора a cappella «Старые корабли» (на стихи А. Лундквиста, 1970), произведения для камерно-инструментальных ансамблей, сонаты, циклы романсов, хоры. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский писал музыку для театра, для кино и эстрады. Как автор песен композитор сотрудничал с такими поэтами, как Леонид Дербенёв, Наум Олев, Юрий Ряшенцев, Илья Резник, Роберт Рождественский, Николай Денисов.

Помимо творчества, Максим Дунаевский активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью. Он является членом экспертного совета Первого канала телевидения по отбору на конкурс «Евровидение» и ежегодной музыкальной программы «Новые песни о главном».

Любопытным фактом является его заявление о современной поп-музыке: «Я не хочу называть имён (примеч. - певцов) и как-то это комментировать. Думаю, большинству из них хорошо бы за столом петь. Пение требует большого профессионализма. Мало быть популярной фигурой. Этому надо учиться. Сейчас поют все, кому не лень. Могу сказать по-другому: у кого есть деньги. Другое дело, что с последним эфиром исчезает любое упоминание, в памяти стираются имя и внешность исполнителя, который совсем недавно был известен».

2) Слушание - https://youtu.be/tIbiajryFWY

3) Разучивание - https://youtu.be/lHKsTEtma4I

Текст песни:

На волоске судьба твоя,

Враги полны отваги,

Но, слава богу, есть друзья,
Но, слава богу, есть друзья

И, слава богу, у друзей есть шпаги.

Когда твой друг в крови,
А ля гер ком, а ля гер(о),
Когда твой друг в крови,
Будь рядом до конца!
Но другом не зови, -
На войне, как на войне, -
Но другом не зови
Ни труса, ни лжеца.

И мы горды, и враг наш горд,
Рука, забудь о лени!
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
В конце концов, согнёт свои колени.

Противник пал, беднягу жаль,
Но наглецы несносны.
Недолго спрятать в ножны сталь,
Недолго спрятать в ножны сталь,
Но гордый нрав не спрячешь в ножны!

5. Итог

Мы увидели, что в XX и XXI  веках композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Что, по-твоему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?

2)      Прослушай фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». Подумай, чем они отличаются и в чём проявляются черты сходства – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируй свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов. М., 2002. 208 с.

Содержание балета «Спартак» (с. 156–158)

I действие. 1-я картина. «Нашествие». Римский полководец Красс, известный хитростью и жестокостью, со своими легионерами захватывает соседние земли и забирает в рабство мирных жителей. Легионеры уничтожают всякое сопротивление на своём пути. Участь рабов разделяет Спартак и его возлюбленная Фригия. Спартак не может смириться с потерей свободы. Его человеческое достоинство попрано, и он будет бороться.

2-я картина. «Рабство». На рынке безжалостные торговцы продают рабов. Разлучают близких людей, разрушают семьи. Спартака и Фригию продают разным хозяевам. Спартак бурно протестует, но бесполезно: Спартак и Фригия разлучены.

3-я картина. «Оргия». Эгину беспокоит интерес Красса к его новой рабыне Фригии. Желая привлечь его внимание к себе, Эгина устраивает грандиозную оргию. Наибольшим развлечением становится зрелище сражения двух гладиаторов — бесправных рабов Красса, у которых завязаны глаза. Один из них — Спартак. С ужасом осознаёт Спартак, что его вынудили стать убийцей. Он оплакивает гибель своего товарища и всё сильнее жаждет свободы.

4-я картина. «Бегство». Гладиаторы обречены, так как каждый из них, развлекая гостей Красса, должен сражаться насмерть. Во главе со Спартаком они обсуждают возможности своего спасения. Спартак их убеждает: единственный путь к освобождению  —  это восстание. Гладиаторы дают друг другу клятву верности в борьбе за свободу. Сбив оковы, они спешно покидают Рим.

II действие. 1-я картина. «Восстание». Восстание гладиаторов становится воистину народным. Огромные массы людей, страдающих от римского нашествия, присоединяются к борцам за свободу. Спартака признают вождём восстания.

2-я картина. «Любовь». Спартак не представляет себе жизни без Фригии. Он разыскивает её во дворце Красса. Ничто не может омрачить радости свидания. Вдвоём им не страшны никакие преграды. Они больше никогда не разлучатся. Спартак и Фригия исчезают в ночи. Эгина с патрициями спешит на пир к Крассу.

3-я картина. «Пиршество». Красс в своём дворце наслаждается сознанием власти и победы. Приближённые его чествуют, рабыни развлекают танцами. В разгар пира раздаются воинственные звуки труб — это воины Спартака ворвались во дворец. В суматохе Красс тайно бежит, не приняв боя.

4-я картина. «Победа». Гладиаторы захватывают в плен Красса. Спартак предлагает Крассу достойно с ним сразиться. Красс принимает вызов, и Спартак побеждает. Красс не может выдержать унижения и требует для себя смерти. Но Спартак настолько презирает его, что прогоняет.

III действие. 1-я картина. «Заговор». Красс в отчаянии от своего поражения, Эгина пытается вдохнуть в него уверенность. Под её влиянием Красс пробуждается к жизни и созывает свои войска. Эгина желает им победы.

2-я картина. «Раскол». Радость взаимной любви освещает жизнь Спартака и Фригии. Беда приходит неожиданно — получено известие о новом походе Красса. Спартак намерен принять сражение. Но многие его военачальники не согласны и со своими людьми малодушно покидают Спартака.

3-я картина. «Предательство». Тайно проникают Эгина и её подруги-куртизанки в стан гладиаторов и развлекают их до тех пор, пока легионеры Красса не захватывают лагерь восставших.

4-я картина. «Гибель». Войска Спартака терпят поражение. Гибнут его друзья. Спартак последним принимает неравный бой. Мужественно встречает он смерть, когда легионеры поднимают его, ещё живого, на пиках.

Эпилог. «Реквием». С огромной нежностью и любовью Фригия провожает в последний путь любимого. Она восхищается его подвигом и верит, что мечты Спартака сбудутся.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 8

КЛАСС III ЧЕТВЕРТЬ Урок 8

ХОД УРОКА 1. Организация урока

ХОД УРОКА 1. Организация урока

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве – а он просуществовал достаточно долго – всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в…

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве – а он просуществовал достаточно долго – всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в…

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у

Ж.-Л. Жером. Смерть гладиатора

Ж.-Л. Жером. Смерть гладиатора

Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио

Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио

Сюжет фильма выстроен по роману

Сюжет фильма выстроен по роману

На волоске судьба твоя, Враги полны отваги,

На волоске судьба твоя, Враги полны отваги,

Приложение Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов

Приложение Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов

Спартак намерен принять сражение

Спартак намерен принять сражение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2021