Конспект урока музыки "Зимнее утро"
Оценка 4.6

Конспект урока музыки "Зимнее утро"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
08.01.2023
Конспект урока музыки "Зимнее утро"
Конспект урока музыки "Зимнее утро" 4 класс
Конспекта урока музыки 25.11.docx

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

 

 

 

 

Конспект пробного урока музыки

в 4 «А» классе МБОУ «Вёшенская СОШ»

студентки 3-Н группы

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Володиной Снежаны Сергеевны

 

 

 

 

ст. Вешенская

2022-2023 уч.год


 

Тема: «Зимнее утро»

Дата: 29.11.2022

Класс: 4-А

Учитель: Саклакова Н. М.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для приобретения обучающимися опыта эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

образовательные:

- познакомить обучающихся с понятиями: выразительность, изобразительность;

- повторить основные понятия, термины: характер, настроение музыки, музыкальная фраза, песня;

- прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

- послушать пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского

- сравнить настроение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и музыки пьесы «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского

- прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

- послушать русскую народную песню и хор В Шабалина с одинаковым названием «Зимняя дорога» и найти в них отличие

- выполнить задание на стр.45 учебника «Музыка» 4 класс.

развивающие:

- развивать способность к выявлению настроения и чувства человека, выраженные в музыке;

- развивать умение применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по жанрам музыкального искусства.

воспитательные:

- способствовать формированию личностного смысла постижения искусства и расширению ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись стихотворений, аудиозапись музыкальных произведений П. И. Чайковского и В. Шебалина, картинки для рефлексии деятельности учащихся.

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снежана Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мы с хорошим настроением начнём наше занятие. А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем работать.

-Ребята, перед началом нашей работы я напомню вам правила посадки: сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, стул подвинуть к столу так, чтобы между туловищем и столом проходил кулак, ноги держим прямо, стопы на полу, руки на столе лежат свободно.

-Теперь, когда мы сидим с вами правильно давайте посмотрим всё ли готово у нас к уроку? У всех есть учебники музыки? Ребята, как вы уже заметили, у вас на столах лежат карточки, сейчас мы их не трогаем. Я скажу, когда мы будем работать с ними. У всех всё готово? Тогда мы начинаем

Приветствие. Настрой на активную и продуктивную работу

2. Актуализация знаний

2 мин

Выявляет уровень

знаний учащихся,  

проверяет тех, кто

быстро

справляется с

работой.

Выявляет уровень

знаний учащихся,  

проверяет тех, кто

быстро

справляется с

работой.

Послушайте строки и скажите, кому они принадлежат:

- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

- Кому принадлежат эти строки?

-О каком времени года идёт речь?

- А с каким музыкальным произведением познакомились на прошлом уроке?

- Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.

Отвечают на вопросы, включаются в работу

А.С. Пушкину. Об осени.

-«Осенняя песнь» П. И. Чайковского

3. Постановка цели, определение темы урока 1мин

- С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

-Ребята, на нашем уроке мы с вами рассмотрим произведения, где описывается и рисуется зима.

-А в наших карточках мы будем фиксировать анализ этих произведений

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и её цель

-Утро

 - С помощью музыки, красок, поэзии.

4. Этап открытия новых знаний.

15 мин

- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

- А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина

Чтение

- Какой же образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина

- Какое же зимнее утро?

- Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

1. Какая погода описывается в стихотворении?

2. Кто дремлет в начале стихотворения?

3. Продолжите строчку из стихотворения: «Открой сомкнуты ...».

4. Какой звездой призывает явиться Пушкин?

5. Когда мела вьюга?

6. С чем Пушкин сравнивает Луну?

7. Как лежит снег?

8. В стихе есть только одно описание с применением слова «чёрный». Что это за описание?

9. Что сквозь иней зеленеет?

10. Что предлагает навестить Пушкин?

- Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.И. Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

- А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника.

- Ребята, вам знаком этот композитор?

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

После прослушивания произведения мы с вами выявим что изображает музыка (рисует), а то выражает произведение (какие чувства вызывает у вас).

Выразительность-передача мыслей, чувств и настроения человека.

Композитору, чтобы написать музыку (создать музыкальный образ), тоже необходимы «краски», только называются они выразительными средствами музыки.

Изобразительность- создание образа. Музыка рисует образ движения, действия, картины природы.

- Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки.

-Кто может напомнить нам правила слушателей?

Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно, а после прослушивания ответьте на вопросы:

- Какие у вас возникли ощущения?                      

-Что выражает музыка?

- Что изображает музыка? Какую картину вы представили?

Слушание музыкального произведения «Зимнее утро» П. Чайковского

- Какие у вас возникли ощущения?                      

-Что выражает музыка?

-Когда вы слушали «Зимнее утро» П. И. Чайковского, какая возникла картина (что изображает музыка) Что представили? Нарисуйте слова, опишите воображаемую картину (фиксация в карточках)

- А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

-Давайте сравним настроение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и музыкального произведения «Зимнее утро» П. И. Чайковского

Слушают стихотворение. Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.

Красивое морозное утро

Светлые, жизнерадостные.

- Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

 

 

 

 

 

 

- Музыка хмурая, вьюжная, тревожная

- Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

- Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

- Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая

5.Физкультминутка

Видеофрагмент

Дети выполняют физические упражнения

6. Этап открытия новых знаний

10 мин

-Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога».

- А сейчас определим образ зимы в этом стихотворении

1. Каким эпитетом автор описывает поляны?

2. Что пробирается «сквозь волнистые туманы?

3. Какими эпитетами автор описывает дорогу?

4. Как гремит колокольчик?

5. В чьих долгих песнях слышится что-то родное?

6.  Каким эпитетом автор описывает вёрсты?

7.  Как зовут женщину, к которой обращается автор?

8.  «Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
... нас не разлучит.»

9. Каким автор неоднократно называет свой путь?

10. Как автор описывает колокольчик в конце стихотворения?

-Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов.  

Теперь мы с вами послушаем произведение «Зимняя дорога» на стихи А. С. Пушкина композитора В. Шебалина. Но вам нужно подумать, на сколько совпадает наше видение стихотворения с музыкой композитора.

Совпали ли наши с вами средства выразительности с тем, что вы услышали в произведении В. Шебалина? (фиксация в карточках)

Слушают стихотворение. Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы

7. Подведение итогов.

10 мин

-Ребята, а сейчас вы выполните творческое задание: нарисуйте, как вы представили зимнее утро или зимнюю дорогу

-Что мы сегодня выполняли на уроке?

-Какие стихотворения слушали и анализировали? Кто автор?

-Какие произведения слушали и анализировали? Кто композитор?

Записываем домашнее задание: стр. 45, прочитать, выполнить задание

Отвечают на итоговые вопросы урока. Записывают домашнее задание

8. Рефлексия. 3 мин

Выбери одну из разноцветных нот:

Я работал на уроке много и с увлечением;

Мне было интересно, но я был не очень активен;

Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.

Большинству из вас всё было понятно и всё получалось…

Вот и подошёл к концу наш урок, спасибо всем, кто активно работал сегодня! До свидания! До новых встреч!

Анализируют и оценивают свою собственную деятельность

 

Подпись методиста: _________________ (Антипова Н. В.)      

Оценка:______(____________) Антипова Н. В.


 

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

Тема: «Зимнее утро» Дата: 29

Тема: «Зимнее утро» Дата: 29

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь

Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь

Кто может напомнить нам правила слушателей?

Кто может напомнить нам правила слушателей?

Этап открытия новых знаний 10 мин -Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога»

Этап открытия новых знаний 10 мин -Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2023