ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»
Конспект пробного урока музыки
в 4 «А» классе МБОУ «Вёшенская СОШ»
студентки 3-Н группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Володиной Снежаны Сергеевны
ст. Вешенская
2022-2023 уч.год
Тема: «Зимнее утро»
Дата: 29.11.2022
Класс: 4-А
Учитель: Саклакова Н. М.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для приобретения обучающимися опыта эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Задачи:
образовательные:
- познакомить обучающихся с понятиями: выразительность, изобразительность;
- повторить основные понятия, термины: характер, настроение музыки, музыкальная фраза, песня;
- прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
- послушать пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского
- сравнить настроение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и музыки пьесы «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского
- прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
- послушать русскую народную песню и хор В Шабалина с одинаковым названием «Зимняя дорога» и найти в них отличие
- выполнить задание на стр.45 учебника «Музыка» 4 класс.
развивающие:
- развивать способность к выявлению настроения и чувства человека, выраженные в музыке;
- развивать умение применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развивать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по жанрам музыкального искусства.
воспитательные:
- способствовать формированию личностного смысла постижения искусства и расширению ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись стихотворений, аудиозапись музыкальных произведений П. И. Чайковского и В. Шебалина, картинки для рефлексии деятельности учащихся.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент 2 мин |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снежана Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мы с хорошим настроением начнём наше занятие. А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем работать. -Ребята, перед началом нашей работы я напомню вам правила посадки: сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, стул подвинуть к столу так, чтобы между туловищем и столом проходил кулак, ноги держим прямо, стопы на полу, руки на столе лежат свободно. -Теперь, когда мы сидим с вами правильно давайте посмотрим всё ли готово у нас к уроку? У всех есть учебники музыки? Ребята, как вы уже заметили, у вас на столах лежат карточки, сейчас мы их не трогаем. Я скажу, когда мы будем работать с ними. У всех всё готово? Тогда мы начинаем |
Приветствие. Настрой на активную и продуктивную работу |
2. Актуализация знаний 2 мин |
Выявляет уровень знаний учащихся, проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Выявляет уровень знаний учащихся, проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Послушайте строки и скажите, кому они принадлежат: - Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. - Кому принадлежат эти строки? -О каком времени года идёт речь? - А с каким музыкальным произведением познакомились на прошлом уроке? - Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы. |
Отвечают на вопросы, включаются в работу - А.С. Пушкину. Об осени. -«Осенняя песнь» П. И. Чайковского |
3. Постановка цели, определение темы урока 1мин |
- С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток? - Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? -Ребята, на нашем уроке мы с вами рассмотрим произведения, где описывается и рисуется зима. -А в наших карточках мы будем фиксировать анализ этих произведений |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и её цель -Утро - С помощью музыки, красок, поэзии. |
4. Этап открытия новых знаний. 15 мин |
- Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда? - А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина Чтение - Какой же образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина - Какое же зимнее утро? - Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении? 1. Какая погода описывается в стихотворении? 2. Кто дремлет в начале стихотворения? 3. Продолжите строчку из стихотворения: «Открой сомкнуты ...». 4. Какой звездой призывает явиться Пушкин? 5. Когда мела вьюга? 6. С чем Пушкин сравнивает Луну? 7. Как лежит снег? 8. В стихе есть только одно описание с применением слова «чёрный». Что это за описание? 9. Что сквозь иней зеленеет? 10. Что предлагает навестить Пушкин? - Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.И. Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились». - А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. - Ребята, вам знаком этот композитор? Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений. После прослушивания произведения мы с вами выявим что изображает музыка (рисует), а то выражает произведение (какие чувства вызывает у вас). Выразительность-передача мыслей, чувств и настроения человека. Композитору, чтобы написать музыку (создать музыкальный образ), тоже необходимы «краски», только называются они выразительными средствами музыки. Изобразительность- создание образа. Музыка рисует образ движения, действия, картины природы. - Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки. -Кто может напомнить нам правила слушателей? Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно, а после прослушивания ответьте на вопросы: - Какие у вас возникли ощущения? -Что выражает музыка? - Что изображает музыка? Какую картину вы представили? Слушание музыкального произведения «Зимнее утро» П. Чайковского - Какие у вас возникли ощущения? -Что выражает музыка? -Когда вы слушали «Зимнее утро» П. И. Чайковского, какая возникла картина (что изображает музыка) Что представили? Нарисуйте слова, опишите воображаемую картину (фиксация в карточках) - А в каком темпе исполняется это произведение и почему? -Давайте сравним настроение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и музыкального произведения «Зимнее утро» П. И. Чайковского |
Слушают стихотворение. Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. - Красивое морозное утро - Светлые, жизнерадостные. - Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.
- Музыка хмурая, вьюжная, тревожная - Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено. - Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась. - Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая |
5.Физкультминутка |
Видеофрагмент |
Дети выполняют физические упражнения |
6. Этап открытия новых знаний 10 мин |
-Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога». - А сейчас определим образ зимы в этом стихотворении 1. Каким эпитетом автор описывает поляны? 2. Что пробирается «сквозь волнистые туманы? 3. Какими эпитетами автор описывает дорогу? 4. Как гремит колокольчик? 5. В чьих долгих песнях слышится что-то родное? 6. Каким эпитетом автор описывает вёрсты? 7. Как зовут женщину, к которой обращается автор? 8. «Звучно стрелка часовая 9. Каким автор неоднократно называет свой путь? 10. Как автор описывает колокольчик в конце стихотворения? -Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. Теперь мы с вами послушаем произведение «Зимняя дорога» на стихи А. С. Пушкина композитора В. Шебалина. Но вам нужно подумать, на сколько совпадает наше видение стихотворения с музыкой композитора. Совпали ли наши с вами средства выразительности с тем, что вы услышали в произведении В. Шебалина? (фиксация в карточках) |
Слушают стихотворение. Слушают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы |
7. Подведение итогов. 10 мин |
-Ребята, а сейчас вы выполните творческое задание: нарисуйте, как вы представили зимнее утро или зимнюю дорогу -Что мы сегодня выполняли на уроке? -Какие стихотворения слушали и анализировали? Кто автор? -Какие произведения слушали и анализировали? Кто композитор? Записываем домашнее задание: стр. 45, прочитать, выполнить задание |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Записывают домашнее задание |
8. Рефлексия. 3 мин |
Выбери одну из разноцветных нот: Я работал на уроке много и с увлечением; Мне было интересно, но я был не очень активен; Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен. Большинству из вас всё было понятно и всё получалось… Вот и подошёл к концу наш урок, спасибо всем, кто активно работал сегодня! До свидания! До новых встреч! |
Анализируют и оценивают свою собственную деятельность |
Подпись методиста: _________________ (Антипова Н. В.)
Оценка:______(____________) Антипова Н. В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.