Конспект урока на тему " Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения."

Конспект урока на тему " Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения."

Медиа
Разработки уроков
docx
Русский язык
02.12.2019
Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения. Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений; 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения. I. Опрос-закрепление. Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный. Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования. Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь. Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение. Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный. • Упр. 128 или 131 проверяются выборочно. На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого. Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль (не)чиста. Закрывается тополь взъерошен(н)ый Серебристой изнанкой листа. З а д а н и я к тексту: 1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием. II. Работа по теме. Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке. — Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями. — Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание. — Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении? Учащиеся делают выводы: 1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения. 2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные. Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы. Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы: 1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон. 2. Определения, отвечающие на вопрос к а к о й?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет. Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов. III. Закрепление материала. 1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого. 2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. 3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными. 4. Самостоятельная работа. В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика. Гаснет свет, и жадными глазами Ребятишки в прошлое глядят. И оно проходит в темном зале Шагом наступающих солдат, Грохотом далекого снаряда, Немудреной песенкой бойца, Силой правды, славой Волгограда, Орденом и ранами отца. (М. Агашина) Тестовые задания 1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения? а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. б) Меня не интересует выдуманная жизнь. в) Всякий разговор она сводила на спор. г) Каждый был готов отвечать. Ответ: г. 2. Найдите предложение с несогласованным определением. а) Мужчины постарше собирались на охоту. б) На третий день снегопад прекратился. в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом. г) Твой путь будет тернист. Ответ: а. 3. Найдите предложение с согласованным определением. а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом. б) Поездку домой ожидали все. в) На фотографии изображен человек лет тридцати. г) деревенские улицы тонули в зелени. Ответ: г. IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138. Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения. Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений; 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения. I. Опрос-закрепление. Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный. Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования. Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь. Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение. Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный. • Упр. 128 или 131 проверяются выборочно. На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого. Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль (не)чиста. Закрывается тополь взъерошен(н)ый Серебристой изнанкой листа. З а д а н и я к тексту: 1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием. II. Работа по теме. Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке. — Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями. — Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание. — Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении? Учащиеся делают выводы: 1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения. 2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные. Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы. Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы: 1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон. 2. Определения, отвечающие на вопрос к а к о й?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет. Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов. III. Закрепление материала. 1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого. 2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. 3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными. 4. Самостоятельная работа. В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика. Гаснет свет, и жадными глазами Ребятишки в прошлое глядят. И оно проходит в темном зале Шагом наступающих солдат, Грохотом далекого снаряда, Немудреной песенкой бойца, Силой правды, славой Волгограда, Орденом и ранами отца. (М. Агашина) Тестовые задания 1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения? а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. б) Меня не интересует выдуманная жизнь. в) Всякий разговор она сводила на спор. г) Каждый был готов отвечать. Ответ: г. 2. Найдите предложение с несогласованным определением. а) Мужчины постарше собирались на охоту. б) На третий день снегопад прекратился. в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом. г) Твой путь будет тернист. Ответ: а. 3. Найдите предложение с согласованным определением. а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом. б) Поездку домой ожидали все. в) На фотографии изображен человек лет тридцати. г) деревенские улицы тонули в зелени. Ответ: г. IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138. Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения. Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений; 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения. I. Опрос-закрепление. Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный. Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования. Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь. Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение. Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный. • Упр. 128 или 131 проверяются выборочно. На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого. Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль (не)чиста. Закрывается тополь взъерошен(н)ый Серебристой изнанкой листа. З а д а н и я к тексту: 1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием. II. Работа по теме. Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке. — Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями. — Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание. — Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении? Учащиеся делают выводы: 1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения. 2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные. Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы. Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы: 1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон. 2. Определения, отвечающие на вопрос к а к о й?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет. Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов. III. Закрепление материала. 1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого. 2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. 3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными. 4. Самостоятельная работа. В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика. Гаснет свет, и жадными глазами Ребятишки в прошлое глядят. И оно проходит в темном зале Шагом наступающих солдат, Грохотом далекого снаряда, Немудреной песенкой бойца, Силой правды, славой Волгограда, Орденом и ранами отца. (М. Агашина) Тестовые задания 1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения? а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. б) Меня не интересует выдуманная жизнь. в) Всякий разговор она сводила на спор. г) Каждый был готов отвечать. Ответ: г. 2. Найдите предложение с несогласованным определением. а) Мужчины постарше собирались на охоту. б) На третий день снегопад прекратился. в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом. г) Твой путь будет тернист. Ответ: а. 3. Найдите предложение с согласованным определением. а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом. б) Поездку домой ожидали все. в) На фотографии изображен человек лет тридцати. г) деревенские улицы тонули в зелени. Ответ: г. IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.
Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения..docx

 

 

 Определение. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений; 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения.

 

I. Опрос-закрепление.

Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный.

Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования.

Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь.

Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение.

Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный.

 

• Упр. 128 или 131 проверяются выборочно.

На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого.

 

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль (не)чиста.

Закрывается тополь взъерошен(н)ый

Серебристой изнанкой листа.

 

З а д а н и я   к тексту: 1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.

 

II. Работа по теме.

Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке.

— Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями.

— Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание.

— Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?

Учащиеся делают выводы:

1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения.

2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.

Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы.

 

Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы:

1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон.

2. Определения, отвечающие на вопрос   к а к о й?,  указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.

 

III. Закрепление материала.

1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого.

2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.

4. Самостоятельная работа.

В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика.

Гаснет свет, и жадными глазами

Ребятишки в прошлое глядят.

И оно проходит в темном зале

Шагом наступающих солдат,

Грохотом далекого снаряда,

Немудреной песенкой бойца,

Силой правды, славой Волгограда,

Орденом и ранами отца.

(М. Агашина)

 

Тестовые задания

1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения?

а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

б) Меня не интересует выдуманная жизнь.

в) Всякий разговор она сводила на спор.

г) Каждый был готов отвечать.

Ответ: г.

 

2. Найдите предложение с несогласованным определением.

а) Мужчины постарше собирались на охоту.

б) На третий день снегопад прекратился.

в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.

г) Твой путь будет тернист.

Ответ: а.

 

3. Найдите предложение с согласованным определением.

а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.

б) Поездку домой ожидали все.

в) На фотографии изображен человек лет тридцати.

г) деревенские улицы тонули в зелени.

Ответ: г.

 

IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели урока: 1) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения, 2) научить производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

 

I. Повторение материала.

1. Проверка домашнего задания по упр. 145, 146, 159.

2. Словарный диктант «Проверим себя».

Несмотря на холод, вышел, в течение недели, впоследствии сделали, в продолжение дня, в течении реки, вследствие болезни, полез наверх, сначала подумай, с начала пути, еле-еле, по-настоящему.

Для проверки эти слова написаны заранее на доске и закрыты до окончания диктанта.

 

II. Знакомство с планом разбора двусоставного предложения на с. 79—80.

 

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 160 учащиеся производят синтаксический разбор двух предложений письменно и двух — устно.

2. На доске проецируется задание:

Составить и записать предложения, используя в качестве сказуемых устойчивые словосочетания.

Иметь значение, играть роль, оказывать влияние, произвести впечатление, дать обещание, отдавать предпочтение, внести предложение, отдать приказ, одержать победу.

 

3. Контрольный опрос по балльной системе.

1) Определите тип синтаксической связи: всеми уважаемый, крупный успех, большой и красивый, платье в горошек, пятое мая, выше голову, смысл жизни, жил да был, начал готовить. (3 балла.)

2) Назовите синтаксическую связь, которая нарушена: белый платком, читать книгой. (2 балла.)

3) Докажите, что это не предложения:

 

Пыль ветер поднять долго не улечься.

Пыль, поднятая ветром, долго не улегаясь. (2 балла.)

 

4) Определите предикативное значение предложений:

 

Мы были там в прошлом году.

Не ходи сюда! (2 балла.)

 

5) Найдите грамматическую основу в предложениях:

 

Он долго водил всех за нос.

Все трое братьев были похожи.

Мальчика позвали обедать.

Его лоб украшает венец.

Лунная летняя ночь. (5 баллов.)

 

6) Укажите сказуемое и его тип.

У тебя будет экзамен?

Написал бы ты ему.

Сможет ли он справиться?

Она оказалась умницей.

Я буду завтра читать весь день. (5 баллов).

 

7) Докажите, что подлежащее может быть выражено разными частями речи. (5 баллов.)

 

IV. Домашнее задание: а) запомнить план разбора двусоставного предложения; б) выполнить упр. 161 на с. 80.

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)