Конспект № 44
Тема: Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных.
Ход занятия
1. Организационный момент
Перед началом урока преподаватель проводит проверку подготовленности кабинета к занятию.
2. Мотивационный момент
В Америке несколько десятилетий назад была объявлена премия автору, который напишет книгу «Как человек без математики жил». Премия осталась невыданной. По-видимому, ни один из авторов не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.
Вот и вы, наверняка, не представляете сейчас жизни без математики. Знания в области математики нужны нам как в обыденной жизни, так и для получения образования. Вы - выпускники и ваша задача на основе прочных математических знаний получить достойное образование. И цель сегодняшнего урока – максимально использовать все свои знания по решению систем уравнений.
На доске плакаты с пословицами.
- Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.
- Без муки нет науки.
- Была бы охота - заладится всякая работа.
- Математика – гимнастика ума.
- Ребята, прочитайте пословицы. Выберите наиболее понравившуюся народную мудрость. Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам так понравилась, в чём её смысл? Может она помогла вам поставить перед собой цель на сегодняшний урок?
А мне нравится “ Математика – гимнастика ума”.
- Что такое гимнастика?
Гимнастика – это система упражнений для физического развития человека;
гимнаст – человек ловкий, стройный, сильный, пластичный, красивый.
Также много даёт математика для умственного развития человека - заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер.
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Устная работа.
- Давайте мы с вами проведем небольшую математическую гимнастику. Для этого устно выполним упражнения.
2. Решить уравнение: 5х+2=0 (х=-2/5) х2 = 16 (х=4) 5х2 - 10х = 0 (х=0 х=2) (х=100) 2х = 32 (х=5) х3 - 8=0 (х=2) log 2х = 3 (х=8) |
3.2. Фронтальный опрос
- Разминку мы провели, а теперь перейдем к более сложным упражнениям.
- Что значит: решить систему уравнений? – Решить систему – это значит найти пару значений переменных, которая обращает каждое уравнение системы в верное равенство.
- Какие способы решения систем вы знаете? – подстановки, сложения и графический, замены переменных.
4.Изучение нового материала
4.1. Определение системы уравнений.
Определение. Системой уравнений называют совокупность нескольких уравнений с несколькими неизвестными.
Определение. Решением системы уравнений называют совокупность значений этих неизвестных, обращающих каждое уравнение системы в тождество.
4.2. Основные методы решения систем уравнений
- Какой метод вы выберите для решения следующих систем? Суть метода подстановки?
1. Способ подстановки:
Алгоритм использования метода подстановки:
1. Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую.
2. Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение.
3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.
4. Найти соответствующее значение второй переменной
5. Записать ответ.
Из одного уравнений системы выражаем одно неизвестное через другие и подставляем в оставшиеся уравнения системы.
2. Метод алгебраического сложения
- Суть метода алгебраического сложения. Решить систему методом алгебраического сложения:
Алгоритм использования метода алгебраического сложения:
1. Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной.
2. Сложить или вычесть почленно левые и правые части уравнений системы.
3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.
4. Найти соответствующее значение второй переменной
5. Записать ответ.
3m+2n=0,5,
2m+5n=4.
3. Графический метод решения.
- Суть графического метода.
Алгоритм использования графического метода:
1.Построить графики уравнений в одной системе координат.
2. Найти координаты точки пересечения или указать, что таких точек нет.
3. Записать ответ.
4. Метод введения новой переменной.
Алгоритм использования метода введения новых переменных:
1. Ввести одну или две новые переменные.
2. Записать новое уравнение или систему уравнений.
3. Решить новое уравнение или систему уравнений и найти значения введённых переменных.
4. Сделать обратную замену и найти значения переменных из условия.
5. Записать ответ.
5. Первичное применение приобретенных знаний
5.1. Работа у доски.
Решить систему уравнений тремя различными методами (графическим, подстановкой и сложением)
1 метод -графический
1) Графиком этой функции является парабола, «ветви» направлены вверх, вершина в точке (0;-4)
2) Графиком этой функции является прямая.
|
|
Точки пересечения (1;-3);(-3;5). Ответ: (1;-3);(-3;5).
2 метод-подстановка.
Решение: Из второго уравнения выражаем у: .
Подставляем в первое уравнение:
Если , то
Если , то Ответ: (1;-3);(-3;5).
3 метод - алгебраическое сложение
Сложим уравнения системы, получим:
Если , то
Если , то Ответ: (1;-3);(-3;5).
- Какой из способов решения системы вам понравился больше?
1. Решить системы уравнений методом подстановки.
3
4
2. Решить системы уравнений методом сложения.
3
3. Решить системы уравнений графическим методом:
5.2. Тест по теме «Основные приемы решения систем уравнений»
Ответы: В1 - 2 2 1 3 2 4 3 4, В2 – 3 3 4 2 1 1 4 3
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему мы научились на сегодняшнем уроке? (Решать системы уравнений способом замены переменной)
- Что необходимо сделать, для того чтобы решить систему уравнений таким способом? (сделать замену переменной, решить новое уравнение, выполнить обратную замену)
- Что было наиболее сложным (трудным)?
- Какие вопросы остались после проведения занятия?
7. Домашнее задание. Л 5.п.4.5 № 4.21 (а,б)
Тест по теме «Основные приемы решения систем уравнений»
Вариант 1
А1. Решите систему уравнений
1) 2) 3) 4)
А2. Пусть - решение системы линейных уравнений
Найдите . 1) 2) 3) 4)
А3. Пусть - решение системы линейных уравнений
Найдите . 1) 2) 3) 4)
А4. Пусть - решение системы линейных уравнений
Найдите . 1) 2) 3) 4)
А5. На каком из рисунков изображено графическое
решение системы линейных уравнений
1) |
2) |
3) |
4) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
А6. Найдите координаты точки пересечения графиков уравнений и .
1) 2) 3) 4)
А7. Сколько точек пересечения имеют графики
уравнений и ?
1) 1
2) 2 3)
бесчисленное количество 4) ни
одной
А8. Сколько решений имеет система уравнений
1) 1
2) 2 3)
бесчисленное количество 4) ни
одного
Вариант 2
А1. Решите систему уравнений
1) 2) 3) 4)
А2. Пусть - решение системы линейных уравнений
Найдите . 1) 2) 3) 4)
А3. Пусть - решение системы линейных уравнений
Найдите . 1) 2) 3) 4)
А4. Пусть - решение системы линейных уравнений
Найдите . 1) 2) 3) 4)
А5. На каком из рисунков изображено графическое
решение системы линейных уравнений
1) |
2) |
3) |
4) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
А6. Найдите координаты точки пересечения графиков уравнений и .
1) 2) 3) 4)
А7. Сколько точек пересечения имеют графики
уравнений и ?
1) 1
2) 2 3)
бесчисленное количество 4) ни одной
А8. Сколько решений имеет система уравнений
1) 1
2) 2 3)
бесчисленное количество 4) ни
одного
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.