Конспект урока: "Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных"
Оценка 4.9

Конспект урока: "Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных"

Оценка 4.9
Лекции
docx
математика
10 кл
04.11.2020
Конспект урока: "Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных"
Конспект урока: "Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных"
Конспект 44.docx

Конспект  № 44

Тема: Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. 

Ход занятия

1. Организационный момент

Перед началом урока преподаватель проводит проверку подготовленности кабинета к занятию.

2. Мотивационный момент

В Америке несколько десятилетий назад была объявлена премия автору, который напишет книгу «Как человек без математики жил». Премия осталась невыданной. По-видимому, ни один из авторов не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.

Вот и вы, наверняка, не представляете сейчас жизни без математики. Знания в области математики нужны нам как в обыденной жизни, так и для получения образования. Вы - выпускники и ваша задача на основе прочных математических знаний получить достойное образование. И цель сегодняшнего урока – максимально использовать все свои знания по  решению систем уравнений.

На доске плакаты с пословицами.

- Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.

- Без муки нет науки.

- Была бы охота - заладится всякая работа.

- Математика – гимнастика ума.

- Ребята, прочитайте пословицы. Выберите наиболее понравившуюся народную мудрость. Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам так понравилась, в чём её смысл? Может она помогла вам поставить перед собой цель на сегодняшний урок?

А мне нравится “ Математика – гимнастика ума”.

- Что такое гимнастика?

Гимнастика – это система упражнений для физического развития человека;

гимнаст – человек ловкий, стройный, сильный, пластичный, красивый.

Также много даёт математика для умственного развития человека - заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер.

3.  Актуализация опорных знаний

3.1. Устная работа.  

- Давайте мы с вами проведем небольшую математическую гимнастику. Для этого устно выполним упражнения.

http://ppt4web.ru/images/1563/45148/640/img3.jpg

2. Решить уравнение:

5х+2=0 (х=-2/5)   

х2 = 16 (х=4)

2 - 10х = 0 (х=0 х=2)

  (х=100)

2х = 32 (х=5)

х3 - 8=0 (х=2)

log 2х = 3 (х=8)

3.2. Фронтальный опрос

- Разминку мы провели, а теперь перейдем к более сложным упражнениям.

- Что значит: решить систему уравнений? – Решить систему – это значит найти пару значений переменных, которая обращает каждое уравнение системы в верное равенство.

- Какие способы решения систем вы знаете? – подстановки, сложения и графический, замены переменных.

4.Изучение нового материала 

4.1. Определение системы уравнений.

Определение. Системой уравнений называют совокупность нескольких уравнений с несколькими неизвестными.

Определение. Решением системы уравнений называют совокупность значений этих неизвестных, обращающих каждое уравнение системы в тождество.

4.2. Основные методы решения систем уравнений

- Какой метод вы выберите для решения следующих систем? Суть метода подстановки?

1.        Способ подстановки:

Алгоритм использования метода подстановки:

1. Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую.

2. Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ.

Из одного уравнений системы выражаем одно неизвестное через другие и подставляем в оставшиеся уравнения системы.

2.      Метод алгебраического сложения

- Суть метода алгебраического сложения. Решить систему методом алгебраического сложения:

Алгоритм использования метода алгебраического сложения:

1. Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной.

2. Сложить или вычесть почленно левые и правые части уравнений системы.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ.

3m+2n=0,5,

2m+5n=4.

 

 

3.      Графический метод решения.

- Суть графического метода.

Алгоритм использования графического метода:

1.Построить графики уравнений в одной системе координат.

2. Найти координаты точки пересечения или указать, что таких точек нет.

3. Записать ответ.

 

4.      Метод введения новой переменной.

Алгоритм использования метода введения новых переменных:

1. Ввести одну или две новые переменные.

2. Записать новое уравнение или систему уравнений.

3. Решить новое уравнение или систему уравнений и найти значения введённых переменных.

4. Сделать обратную замену и найти значения переменных из условия.

5. Записать ответ.

5. Первичное применение приобретенных знаний

5.1. Работа у доски.

Решить систему уравнений тремя различными методами (графическим, подстановкой и сложением)

1 метод -графический

1)   Графиком этой функции является парабола, «ветви» направлены вверх, вершина в точке (0;-4)

2)     Графиком этой функции является прямая.

х

0

1

у

-1

-3

Точки пересечения (1;-3);(-3;5).               Ответ: (1;-3);(-3;5).

2 метод-подстановка.

Решение: Из второго уравнения выражаем у:  .

Подставляем в первое уравнение:

                 

Если , то

Если , то                  Ответ: (1;-3);(-3;5).

3 метод - алгебраическое сложение

       Сложим уравнения системы, получим:

Если , то

Если , то               Ответ: (1;-3);(-3;5).

- Какой из способов решения системы вам понравился больше?

1. Решить системы уравнений методом подстановки.

         

            

 3                       

  4 

2. Решить системы уравнений методом сложения.

                                         3 

 

 

 

3. Решить системы уравнений графическим методом:

                    

5.2. Тест по теме «Основные приемы решения систем уравнений»

 

Ответы: В1  -  2 2 1 3 2 4 3 4,            В2 – 3 3 4 2 1 1 4 3

 

6.      Подведение итогов. Рефлексия.

Чему мы научились на сегодняшнем уроке? (Решать системы уравнений способом замены переменной)

- Что необходимо сделать,  для того чтобы решить систему уравнений таким способом? (сделать замену переменной, решить новое уравнение, выполнить обратную замену)

- Что было наиболее сложным (трудным)?

- Какие вопросы остались после проведения занятия?

    7. Домашнее задание. Л 5.п.4.5 № 4.21 (а,б)

Тест по теме «Основные приемы решения систем уравнений»

Вариант 1

А1. Решите систему уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m70f8a7ed.gif
1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m12329786.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m10a8be46.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_7eff369b.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_5b2f100b.gif

А2. Пусть http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m62c02e7f.gif - решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_6b17dd34.gif 
Найдите http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_5efdc704.gif. 1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m708f3260.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m7a191ff2.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m7f0e0abf.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m608c0d05.gif
А3. Пусть http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m62c02e7f.gif - решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m4cd7d08e.gif 
Найдите http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_1cefd1e3.gif. 1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m2717363f.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_mac77923.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m24195064.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m79e1489c.gif
А4. Пусть http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m62c02e7f.gif - решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_7aa2c90f.gif 
Найдите http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_82e3e1d.gif. 1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m410957de.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_1dfea741.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_79122429.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m586d983b.gif
А5. На каком из рисунков изображено графическое решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_7546f85e.gif

1)

2)

3)

4)

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_529cf9ea.png



http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_302242bd.png



http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_76bd59b4.png



http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_6eb0f53d.png

А6. Найдите координаты точки пересечения графиков уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_65fbe7a9.gif и http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_2cd22478.gif.
1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_3e9c8448.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_490b0330.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_77f898f4.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m590cba5d.gif
А7. Сколько точек пересечения имеют графики уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m63848f68.gifи http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m2880e7d5.gif? 
1) 1       2) 2            3) бесчисленное количество               4) ни одной
А8. Сколько решений имеет система уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_1adf6c67.gif 
1) 1              2) 2               3) бесчисленное количество                    4) ни одного

Вариант 2

 А1. Решите систему уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m14888b5c.gif
1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m12329786.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m10a8be46.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_7eff369b.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_5b2f100b.gif
А2. Пусть http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m62c02e7f.gif - решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_5c272cd7.gif 
Найдите http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_5efdc704.gif. 1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m708f3260.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m7a191ff2.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m7f0e0abf.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m608c0d05.gif
А3. Пусть http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m62c02e7f.gif - решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_40db54f4.gif 
Найдите http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_1cefd1e3.gif. 1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m2717363f.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m79e1489c.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_31c73bd7.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m408e8213.gif
А4. Пусть http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m62c02e7f.gif - решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m547b3203.gif 
Найдите http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_82e3e1d.gif. 1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_2eaf9c01.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_10532187.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_3ef02d.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_1dfea741.gif
А5. На каком из рисунков изображено графическое решение системы линейных уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_1d233a81.gif

1)

2)

3)

4)

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_529cf9ea.png



http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_302242bd.png



http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_76bd59b4.png



http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_6eb0f53d.png

А6. Найдите координаты точки пересечения графиков уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m3ca71e0.gif и http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m10f8bf88.gif.
1) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_3e9c8448.gif 2) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_490b0330.gif 3) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_77f898f4.gif 4) http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m590cba5d.gif
А7. Сколько точек пересечения имеют графики уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_7b8163cd.gifи http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m20e697fd.gif? 
1) 1           2) 2                  3) бесчисленное количество                          4) ни одной
А8. Сколько решений имеет система уравнений http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_9/5/d-4673/7z-docs/28_html_m65d91423.gif 
1) 1                2) 2                     3) бесчисленное количество                          4) ни одного


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект № 44 Тема: Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных

Конспект № 44 Тема: Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных

Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение

Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение

Решение: Из второго уравнения выражаем у:

Решение: Из второго уравнения выражаем у:

А6. Найдите координаты точки пересечения графиков уравнений и

А6. Найдите координаты точки пересечения графиков уравнений и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020