Учитель: Клименко Ольга Анатольевна
Дата: План-конспект урока по алгебре
Класс: __ Урок № ____.
Перестановки и размещения
Цель: дальнейшая отработка решения задач на перемещение и размещение, проверка степени усвоения решения задач.
Задачи урока:
Образовательная: продолжить формирование навыков действий:___________________________ ________________________________________________________________________________________
Развивающая: Совершенствовать навыки ___________________________________________________
Развитие математической грамотной речи, эмоционально-волевую сферу, память, внимание, логическое и алгоритмическое мышление, развить поисковую и познавательную деятельность.
Воспитательная: воспитывать интерес к учебе, предмету математике; умение работать в парах, в команде; самостоятельность, Способствовать развитию объективной самооценки обучающихся ________________________________________________________________________________________
Вид урока: комбинированный
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: беседа, лекция,__________________________________________________________
Материалы и оборудование: учебник по алгебре, _____________________________________________
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Определите на какое понятие задача: перестановка – размещение?
Вопросы:
1.Даны цифры 1,2,3,4. Сколько любых чисел можно составить, используя эти цифры?
2. Даны цифры 1,2,3,4. Сколько любых 3-х значных чисел можно составить, используя эти цифры?
3. Даны цифры 1,2,3,4. Сколько любых трёхзначных чисел можно составить, используя эти цифры не более одного раза?
III. Решение задач.
Все вместе: №№734,754 (1 уровень сложности)
№734 Сколькими способами 9 человек могут, встать в очередь в театральную кассу?
Решение:
Присвоим каждому человеку номер 9 (от 1 до 9). Тогда каждый способ расположения этих людей в очереди будет представлять собой последовательность из 9 цифр, порядок которых может меняться.
Количество способов,
которыми 9 человек могут встать в очередь, равно Р=
9!=362 880.
Ответ: 362 880 способов.
№754 Сколькими способами может разместиться семья из трех человек в четырехместном купе, если других пассажиров в купе нет?
Решение.
Пронумеруем места в купе (с № I по № 4) и будем «выдавать» каждому из трех членов семьи номер места. Из 4 элементов (номеров мест) будут делаться выборки по 3 элемента, при этом важен не только состав выборки, но и порядок расположения в ней элементов (кто именно и на каком месте поедет). Число способов равно числу размещений из 4 по 3:
способа.
Можно рассуждать, непосредственно
применяя правило произведения: для первого члена семьи можно выбрать любое из 4
мест, для второго - любое из 3 оставшихся, для третьего - любое из двух
оставшихся, всего способа рассадить семью в
купе.
Ответ: 24 способа.
№743,764б (2 уровень сложности)
№743 Сколько существует перестановок букв слова «конус», в которых буквы «к», «о», «н» стоят рядом в указанном порядке?
Решение:
Буквы «к», «о», «н» стоят рядом в указанном порядке, поэтому конструкцию «кон» можно считать одной буквой. Значит нужно найти количество перестановок из трех элементов:
Р=
3! = 6
Ответ: 6 перестановок.
№764(б) Сколько можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 (без их повторения) различных трехзначных чисел, которые являются:
а) четными; б) кратными 5?
Решение.
Выбираем 3 цифры из 5 данных, причем:
а) последней цифрой должна быть 2 или 4; количество вариантов
(фиксирована 2) +
(фиксирована 4) = 2*4*3= 24 числа;
б) последней цифрой должна быть 5; количество вариантов равно
(фиксирована 5) = 4 * 3 = 12 чисел.
Ответ: а) 24 числа; б) 12 чисел.
№744, 764а (3 уровень сложности)
№744 Сколькими способами можно расставить на полке 12 книг, из которых 5 книг — это сборники стихов, так, чтобы сборники стихов стояли рядом в произвольном порядке?
Решение:
Из 12 элементов 5
элементов можно «склеить» Р= 5!= 120
различными способами.
Число различных
перестановок из 8 элементов (7 элементов + «склейка») равно Р=8!=40 320.
Общее число способов расставить12 книг, из которых 5 книг должны стоять рядом, равно 120•40 320=4 838 400.
Ответ: 4 838 400 способов.
№764(а) Сколько можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 (без их повторения) различных трехзначных чисел, которые являются:
а) четными; б) кратными 5?
Решение.
Выбираем 3 цифры из 5 данных, причем:
а) последней цифрой должна быть 2 или 4; количество вариантов
(фиксирована 2) +
(фиксирована 4) = 2*4*3= 24 числа;
б) последней цифрой должна быть 5; количество вариантов равно
(фиксирована 5) = 4 * 3 = 12 чисел.
Ответ: а) 24 числа; б) 12 чисел.
IV. Самостоятельная работа
I вариант
|
II вариант
|
1) В танцевальном кружке лучше всех танцуют 4 девочки: Аня, Ира, Оля, Яна и 3 мальчика: Боря, Юра, Гриша. На конкурс отправляют одну танцевальную пару. Сколько существует вариантов? ( решить задачу двумя способами: графически и с помощью формулы)
|
1) У Лены есть 3 нарядных платья: белое, чёрное, красное. И 4 банта: белый, чёрный, красный и жёлтый. Сколько вариантов наряда существует? ( решить задачу двумя способами: графически и с помощью формулы)
|
2) Сколькими способами 5 человек могут встать в очередь в билетной кассе?
|
2) Сколькими способами можно поставить на полке 6 различных книг?
|
3) В чемпионате по футболу участвуют 16 команд. Сколькими способами могут распределяться 3 призовых места?
|
3) Сколькими способами тренер может определить очерёдность: кто из 7-ми спортсменок побежит по 4 этапам?
|
V. Д/з №№733, 761 (1 уровень); 745, 844 (2,3 уровень)
№733 Курьер должен разнести пакеты в 7 различных учреждений. Сколько маршрутов он может выбрать?
Решение: Под маршрутом следует понимать порядок посещения курьером учреждений. Пронумеруем учреждения номерами от 1 до 7, тогда маршрут будет представляться последовательностью из 7 цифр, порядок которых может меняться.
Количество маршрутов
равно числу перестановок из 7 элементов: Р=7!=5 040.
Ответ: 5040 маршрутов
№761 (1 уровень) ). На плоскости отметили 5 точек. Их надо обозначить латинскими буквами. Сколькими способами это можно сделать (в латинском алфавите 26 букв)?
Решение.Выбираем 5 букв для обозначения точек из 26 букв в алфавите; порядок выбора имеет значение (какую точку какой буквой обозначим):
способов.
Ответ: 7 893 600 способов
745 Сколькими способами 5 мальчиков и 5 девочек могут занять в театре в одном ряду места с 1-го по 10-е? Сколькими способами они могут это сделать, если мальчики будут сидеть на нечетных местах, а девочки — на четных?
Решение а) 5 мальчиков и 5 девочек могут занять в театре в
одном ряду места с первого по десятое Р=10!=3 628 800
различными способами.
б) Если мальчики могут
сидеть только на нечётных местах, а девочки- только на чётных, то мы можем
менять местами только мальчиков с мальчиками( Р=
5!= 120 вариантов для мальчиков), а девочек с девочками(Р
= 5!= 120 вариантов для девочек).
Каждый вариант расположения мальчиков может сочетаться с каждым из вариантов расположения девочек, поэтому по правилу произведения общее число способов рассадить детей в этом случае 120•120=14 400.
Ответ: а) 3 628 800 способов; б) 14 400 способов.
№ 844 (2,3 уровень)
Сколькими способами четыре пассажира: Алексеев, Смирнов, Федоров и Харитонов – могут разместиться в девяти вагонах поезда, если:
А) все они хотят ехать в разных вагонах;
Б) Алексеев и Смирнов хотят ехать в одном вагоне, а Федоров и Харитонов – в других вагонах, причем различных?
Решение: а) Четыре пассажира могут разместиться в
9 вагонах, если они хотят ехать каждый в разных вагонах, способами. Значит, всего способов
9
8
7
6 = 3024.
б) Алексеев и
Смирнов могут выбрать один из 9 вагонов 9 способами. После этого Федоров и
Харитонов могут выбрать по одному из 8 вагонов способами.
Так как каждому выбору Алексеева и Смирнова соответствует
выборов Федорова и Харитонова, то
всего способов окажется 9
, т.е 504.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.