Тема. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства
Цель: 1.Ввести алгоритм решения логарифмических уравнений, используя свойства логарифмов и логарифмической функции.
Научиться решать логарифмические уравнения, используя различные способы решения. Показать применение темы на итоговой аттестации.
2. Развивать умение обобщать учебный материал, выделять главное и применять в решении.
3. Воспитывать интерес к предмету.
I. Организационный момент.
Сегодня мы начнем изучать тему Логарифмические уравнения и неравенства
Мы научимся решать различные виды логарифмических уравнений, рассмотрим разные способы и алгоритмы их решения. начиная с элементарных, с которыми мы уже познакомились на прошлом уроке при изучении свойств логарифмической функции. Также посмотрим применение этой темы на едином государственном экзамене. Для того, чтобы хорошо усвоить эту тему, нужно хорошо знать свойства логарифмов и логарифмической функции. С этого и начнем.
Что из себя представляет логарифмическая функция?
например, какие свойства имеет эта функция? ( убывающая, ооф)
Примеры возрастающих? Убывающих ? Что объединяет эти функции? -точка (1;0), ооф, множество значений функции. Посмотрим на экран.
Используя свойства функций можно сравнивать значения логарифмов и решать неравенства ( примеры на доске)
В качестве аргумента может быть и не просто х, а буквенное выражение. Такую ф. мы в 11 классе назовем «сложная функция». Как найти ооф такой функции? – решить неравенство.
Дома вы находили ооф таких функций. № 831 – послушаем …
Проверим, все ли поняли? (на доске)
Найдем ооф еще 2 функций –
Теперь вспомним свойства логарифмов. ..Рассмотрим примеры их применения
Эти задания из базового варианта егэ:
Если можем устно, будут затруднения – письменно
III. Объяснение новой темы.
Итак, вся эта теория нам пригодится в дальнейшем.
Виды логарифмических уравнений и способы их решения. |
|
|
|
2. При решении логарифмического уравнения часто используются свойства логарифмов.
3. Рассмотрим несколько примеров. простейших уравнений несколько простейших из егэ.
,
Поинтереснее
Теперь рассмотрим новый тип уравнений, сводящиеся к квадратным
Пример 2. Решить уравнение:
Решаем уравнение вида . Решая это квадратное уравнение получаем корни х1 = 2, х2 = -3. Так как, мы уже учли, что логарифмируемое выражение положительны это ответ
Проверим, как вы поняли. В каких уравнениях нужно ооу? Нужно ли рассматривать и правую и левую часть?
Теперь рассмотрим новый тип уравнений, сводящиеся к квадратным
Пример 2. Решить уравнение:
Решаем уравнение вида . Решая это квадратное уравнение получаем корни х1 = 2, х2 = -3.
Теперь решаем уравнения более сложного уровня. При решении мы будем применять свойства логарифмов:
будут ли равносильны эти уравнения? Почему нужна проверка? Можно также не делать проверку, но решать систему.
Рассмотрим примеры.
Что проще? Делить или умножать? Что нужно сделать, чтобы избавиться от деления, а получить уравнение с умножением?
Обратим внимание, что при решении логарифмических уравнений замена логарифма произведения суммой логарифмов, логарифма частного разностью логарифмов может привести к потере корней! |
Метод замены переменных
Теперь небольшая самостоятельная работа
1в
1. Сравните числа log 2 3 и log 2 0,2 .
2. Вычислите log 36 84 – log 36 14
3. Решите уравнение lg ( x-1 ) – lg ( 2x-11 ) = lg 2 .
4. Решите уравнение log 7 ( x2 – 2x -8 ) = 1.
2в
1. Сравните числа log 0,5 2,5 и log 0,5 0,2 .
2. Вычислите log √2 12 – log 2 9.
3. Решите уравнение log 7 ( x2 – 2x -8 ) = 1.
4. Решите уравнение log 2 ( x2 – 4x + 4 ) = log 4 x2
Чуть проще и чуть сложнее
.
Итак, на протяжение занятия мы рассматривали различные способы решения логарифмических уравнений. Неравенства будем решать позже Надеюсь, что вы хорошо усвоили этот материал и удачно примените теорию на экзамене. Желаю успеха!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.