Тема урока: Тема товарищества в повести «Кавказский пленник».
Цель урока: Подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться « Настоящим товарищем»
развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, ценить положительные качества и порицать отрицательные качества человека;
Эпиграф урока:
Сам погибай, а товарища выручай.
А. Суворов
Оборудование урока: компьютер, презентации басни, текста «Песни о друге», «Музей забытых слов», видеоролик фильма «Кавказский пленник», аудиозапись «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций, распечатанные тесты.
Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.
Этап урока/время |
Ход урока |
Действия уч-ся |
Мои действия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I |
Оргмомент |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II |
Создание проблемной ситуации |
Басня «Два товарища» Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». |
Создание проблемной ситуации: Чтение басни Л.Н. Толстого «Два товарища» |
На экране – басня «Два товарища» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Мораль в том, что нельзя товарища оставлять в беде. - Потому что в произведении «Кавказский пленник» автор поднимает эту же проблему. |
- Ребята, а почему мы начали урок с чтения басни? Какова мораль басни?
Эпиграф урока: Сам погибай, а товарища выручай. |
На доске- эпиграф |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. |
Повторение. |
Располагают картинки в том порядке, в котором происходили события и «оживляют» картину |
Давайте восстановим последовательность событий произведения. Работаем в группах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III |
Работа с текстом учебника. Часть 5. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Смотрят и читают презентацию «Словарь» по цепочке |
Посетим музей непонятных слов |
Презентация «Словарь» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Отвечают на вопросы главы Выборочное чтение. |
1.Почему побег пленников был неудачным? Расскажите, как это случилось. 2. Как вел себя Жилин по отношению к Костылину? 3. Давайте прочитаем ту часть, которую можно озаглавить «Настоящий товарищ». (стр. 123) 4. Если бы Костылин оказался выносливее Жилина, как бы он отнёсся к товарищу? Докажите своё мнение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. |
Сравнительная характеристика главных героев. |
|
Поговорим подробнее о двух героях – Жилине и Костылине. Рассмотрим взаимоотношения героев с остальными персонажами произведения. |
На доске рисую кластер. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А теперь сделаем вывод, каковы же наши главные герои: Делаем вывод: Составляем таблицу.
|
Проецируется картина «Жилин и Костылин» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Вывод |
Опираясь на таблицу, делают вывод. |
Мы говорили уже с вами, что Жилина можно назвать настоящим товарищем. Значит, каким должен быть настоящий товарищ? А были ли в вашей жизни случаи, похожие на этот рассказ? Приходилось ли вам испытать товарища? Каким проявил он себя в этой ситуации? Какие фамилии из вашего класса, школы можно было бы вписать вместо фамилии Жилина? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Физминутка – Молчанка. |
Если высказывание верное, дети кивают головой, если неверное - мотают головой отрицательно. |
Читаю: 1. События происходили осенью. (-) 2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+) 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+) 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-) 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+) 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-) 7.Раньше татарами называли всех горцев (+) 8. Жилин поднимался на гору, чтобы любоваться природой. (-) 9. О Жилине пошла молва, что он мастер.(+) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. |
Закрепление |
Слушаем песню «Если друг оказался вдруг…» читаем текст песни. |
Проблема товарищества волновала многих писателей, поэтов. Давайте послушаем песню Владимира Высоцкого, который дает характеристику другу. |
Аудио+ презентация текста песни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. |
Рефлексия. |
1.-Я понял, что… -Я было интересно… -Было трудно… -меня удивило… -Урок дал мне для жизни… - мне захотелось… 2.На какой ступеньке я стою: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв |
Другу ты отдать сумей Все тепло души своей. Все отдал - богаче стал. Что сберег, то потерял. Лишь тот не на год - навсегда богат, Кто дружбу сохранит, как бесценный клад. Лишь тот не на год - счастлив навсегда, Кто дружбу пронесет честно сквозь года. Н. Доризо
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.