Тип урока: урок усвоения нового материала
Цели урока:
· создать условия для формирования представлений о понятии «неоромантизм» на основе известного понятия «романтизм».
· развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания, грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
· содействовать совершенствованию универсальных учебных действий, таких как сохранение и передача информации, определение целей предстоящей работы, свободное и правильное изложение мыслей в устной и письменной форме.
Методы и приемы: работа с текстом учебника, эвристическая беседа
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как настроение?
1. Повторение ранее изученного материала.
Тест:
1. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) возмущение;
б) восторг;
в) пренебрежение
3. Что особенно умиляет автора во внешности полковника на балу?
а) шляпа
б) сапоги
в) мундир
г) галстук
4. О событиях какой эпохи рассказывает Иван Васильевич?
а) Александра 2
б) Николая 1
в) Николая 2
5. Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «...Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае...»?
а) Вареньке
б) Ивану Васильевичу
в) Петру Владиславовичу
6. Какой прием использует автор для изображения сцены бала и сцены после бала
а) Гипербола
б) Антитеза
в) Метафора
1. Открытие темы урока. Постановка целей.
Рассказ какого автора вы читали к этому уроку? (М.Горького) Как называется рассказ, который вы прочитали? (Макар Чудра) Давайте сформулируем и запишем тему сегодняшнего урока. (запись темы урока на доске и в тетрадях)
Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать? (ребята озвучивают цели урока)
1. Знакомство с биографией писателя.
Хорошо. Скажите, вам знаком автор рассказа? (Да) С какими произведениями М.Горького вы встречались? («Детство», «Старуха Изергиль»)
Давайте вспомним некоторые биографические сведения о М.Горьком. Для этого прочитаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству писателя. Открываем стр. …, читаем и составляем план.
Несколько учеников зачитывают получившиеся планы.
1. Анализ рассказа «Макар Чудра»
Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».
Скажите пожалуйста, как
вы думаете, в каком литературном направлении работал М.Горький. В духе какого
литературного направления написан рассказ? (романтизм)
(Резерв: Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема
свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода?)
Верно. Давайте вспомним что такое романтизм? Давайте найдем определение в учебнике и запишем его в тетрадь. (Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)
Хорошо. Скажите, в каком году был впервые опубликован рассказ «Макар Чудра»? (В 1892) Согласитесь, что это уже далеко не начало 19 века, как сказано в нашем определении? (Нет) Направление, в духе которого написаны ранние произведения М.Горького литературоведы называют неоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм). Отлично, давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)
Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма? (да, совпадают, но есть и новаторство авторов).
Давайте вспомним основные характерные черты романтизма.
С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы? («Тарас Бульба», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»).
Для того, чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра».
Для начала обратите внимание на пейзаж. М.Горький начинает свой рассказ с описания природы. Автор изображает главного героя на фоне природы. Давайте найдем в тексте описание природы.
С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»
Почему море, степь, предельно широкое пространство? Как это связано с образом рассказчика? Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя?
(Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь – безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)
Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.
Вторая черта - герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.
Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.
«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»
Хорошо. Давайте попробуем
составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (нет)
Почему?
(развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир
героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в
частности, речи героя)
Это еще одна черта романтизма. Давайте запишем ее. (Внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям)
Мы не можем составить портрет внешности героя, но можем составить речевой портрет т.к. автор дает герою право говорить. Как герой проявляет себя через речь? Что вы услышали в речи героя? Как она его характерезует?
(Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « — Эге! Было, сокол...», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» -— вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...». Притчевая, фольклорная речь)
Давайте, обратимся к
композиции рассказа. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе?
(прием вставного рассказа или рассказа в рассказе) Верно.
Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре?
Вот, например, если в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» вставной рассказ
играет главную сюжетную роль, то здесь это не совсем так. А как? Если бы
легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего
использован этот прием?
(Автор заставляет героя рассказывать легенду и т.о. задает определенную систему
человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда
в первую очередь служит средством раскрытия образа главного героя. )
Поэтому чтобы понять образ Макара Чудры, обратимся к легенде о Радде и Лойко Зобаре.
Назовите основные черты характера Лойко и Радды?
(Лойко – свобода и независимость, Радда - гордость)
Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью). Но что для каждого важнее?
Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.
Радда:
«Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…»
Что для нее важнее? (гордость, воля, свобода)
…Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!
А что важнее для Зобара?
(любовь, но и свободу терять он не хочет)
Итак, друг без друга
герои не могут. И потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят?
(выхода не нашли…на компромисс тоже, Лойко поставил свою гордость выше любви,
Радда - свою свободу.)
Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Жуковского, Лермонтова, Пушкина.
Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.
Как Макар Чудра смотрит
на эту историю любви? ( он любуется героями, восхищается их красотой и другими
достоинствами) А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите.(не
согласен с ней)
Верно, уже в начале рассказа прослеживается скептицизм Макара Чудры к словам
повествователя. В словах повествователя проявляется авторская позиция –
восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание
невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь
и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.
Давайте сделаем вывод.
Что хотел сказать нам автор своим рассказом? По вашему, совместимы понятия
любви и свободы? Нужно ли выбирать?
(Как бы прекрасны не были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их
жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням , в которые превратились герои )
1. Подведение итогов урока.
Ребята, давайте подведем итоги. Что мы сегодня узнали?
1. Домашнее задание
Ребята, дома письменно отвечаем на вопрос 11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.