Тип урока: урок усвоения нового материала
Цели урока:
· создать условия для формирования представлений о понятии «неоромантизм» на основе известного понятия «романтизм».
· развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания, грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
· содействовать совершенствованию универсальных учебных действий, таких как сохранение и передача информации, определение целей предстоящей работы, свободное и правильное изложение мыслей в устной и письменной форме.
Методы и приемы: работа с текстом учебника, эвристическая беседа
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как настроение?
1. Повторение ранее изученного материала.
Тест:
1. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) возмущение;
б) восторг;
в) пренебрежение
3. Что особенно умиляет автора во внешности полковника на балу?
а) шляпа
б) сапоги
в) мундир
г) галстук
4. О событиях какой эпохи рассказывает Иван Васильевич?
а) Александра 2
б) Николая 1
в) Николая 2
5. Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «...Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае...»?
а) Вареньке
б) Ивану Васильевичу
в) Петру Владиславовичу
6. Какой прием использует автор для изображения сцены бала и сцены после бала
а) Гипербола
б) Антитеза
в) Метафора
1. Открытие темы урока. Постановка целей.
Рассказ какого автора вы читали к этому уроку? (М.Горького) Как называется рассказ, который вы прочитали? (Макар Чудра) Давайте сформулируем и запишем тему сегодняшнего урока. (запись темы урока на доске и в тетрадях)
Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать? (ребята озвучивают цели урока)
1. Знакомство с биографией писателя.
Хорошо. Скажите, вам знаком автор рассказа? (Да) С какими произведениями М.Горького вы встречались? («Детство», «Старуха Изергиль»)
Давайте вспомним некоторые биографические сведения о М.Горьком. Для этого прочитаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству писателя. Открываем стр. …, читаем и составляем план.
Несколько учеников зачитывают получившиеся планы.
1. Анализ рассказа «Макар Чудра»
Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».
Скажите пожалуйста, как
вы думаете, в каком литературном направлении работал М.Горький. В духе какого
литературного направления написан рассказ? (романтизм)
(Резерв: Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема
свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода?)
Верно. Давайте вспомним что такое романтизм? Давайте найдем определение в учебнике и запишем его в тетрадь. (Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)
Хорошо. Скажите, в каком году был впервые опубликован рассказ «Макар Чудра»? (В 1892) Согласитесь, что это уже далеко не начало 19 века, как сказано в нашем определении? (Нет) Направление, в духе которого написаны ранние произведения М.Горького литературоведы называют неоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм). Отлично, давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)
Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма? (да, совпадают, но есть и новаторство авторов).
Давайте вспомним основные характерные черты романтизма.
С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы? («Тарас Бульба», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»).
Для того, чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра».
Для начала обратите внимание на пейзаж. М.Горький начинает свой рассказ с описания природы. Автор изображает главного героя на фоне природы. Давайте найдем в тексте описание природы.
С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»
Почему море, степь, предельно широкое пространство? Как это связано с образом рассказчика? Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя?
(Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь – безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)
Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.
Вторая черта - герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.
Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.
«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»
Хорошо. Давайте попробуем
составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (нет)
Почему?
(развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир
героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в
частности, речи героя)
Это еще одна черта романтизма. Давайте запишем ее. (Внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям)
Мы не можем составить портрет внешности героя, но можем составить речевой портрет т.к. автор дает герою право говорить. Как герой проявляет себя через речь? Что вы услышали в речи героя? Как она его характерезует?
(Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « — Эге! Было, сокол...», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» -— вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...». Притчевая, фольклорная речь)
Давайте, обратимся к
композиции рассказа. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе?
(прием вставного рассказа или рассказа в рассказе) Верно.
Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре?
Вот, например, если в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» вставной рассказ
играет главную сюжетную роль, то здесь это не совсем так. А как? Если бы
легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего
использован этот прием?
(Автор заставляет героя рассказывать легенду и т.о. задает определенную систему
человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда
в первую очередь служит средством раскрытия образа главного героя. )
Поэтому чтобы понять образ Макара Чудры, обратимся к легенде о Радде и Лойко Зобаре.
Назовите основные черты характера Лойко и Радды?
(Лойко – свобода и независимость, Радда - гордость)
Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью). Но что для каждого важнее?
Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.
Радда:
«Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…»
Что для нее важнее? (гордость, воля, свобода)
…Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!
А что важнее для Зобара?
(любовь, но и свободу терять он не хочет)
Итак, друг без друга
герои не могут. И потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят?
(выхода не нашли…на компромисс тоже, Лойко поставил свою гордость выше любви,
Радда - свою свободу.)
Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Жуковского, Лермонтова, Пушкина.
Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.
Как Макар Чудра смотрит
на эту историю любви? ( он любуется героями, восхищается их красотой и другими
достоинствами) А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите.(не
согласен с ней)
Верно, уже в начале рассказа прослеживается скептицизм Макара Чудры к словам
повествователя. В словах повествователя проявляется авторская позиция –
восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание
невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь
и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.
Давайте сделаем вывод.
Что хотел сказать нам автор своим рассказом? По вашему, совместимы понятия
любви и свободы? Нужно ли выбирать?
(Как бы прекрасны не были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их
жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням , в которые превратились герои )
1. Подведение итогов урока.
Ребята, давайте подведем итоги. Что мы сегодня узнали?
1. Домашнее задание
Ребята, дома письменно отвечаем на вопрос 11.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.