Конспект урока по домоводству:" Изделия из теста. Виды теста".
Оценка 4.8

Конспект урока по домоводству:" Изделия из теста. Виды теста".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
8 кл
10.05.2022
Конспект урока по домоводству:" Изделия из теста. Виды теста".
Тема: Изделия из теста. Виды теста. Цель: Познакомить учащихся с различными видами теста и их отличительными особенностями
Урок домоводство.docx

Тема: Изделия из теста. Виды теста. 8 класс  27.01.22

Цель: Познакомить учащихся с различными видами теста и их отличительными особенностями

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с ассортиментом изделий из различных видов теста, с технологией приготовления дрожжевого и пресного теста.

Развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся на основе упражнений анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Воспитательная: познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД : выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.

Регулятивные УУД:  определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.

Коммуникативные:  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе совместной работы; определять общие для всех правила поведения.

Вид урока: комбинированный.

Методическое обеспечение урока:

Презентация «Изделия из теста. Виды теста».

Раздаточный материал: карточки с пословицами, карточки с рецептами.

Словарная работа: пресное тесто, дрожжевое тесто, слоёное тесто, песочное тесто, бисквитное тесто, заварное тесто.

Межпредметные связи:

русский язык – написание терминологии и названий продуктов;

развитие речи – произношение скороговорок; названия разрыхлителей – пищевая сода, дрожжи.

 

                                                 Ход урока

 

1. Организационная часть.

- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Ну и, конечно же, трудолюбивыми. Вам нужно  показать, что вы знаете и как умеете работать.

- И первые свои знания я предлагаю вам показать, выполнив задание.

-Вспомните тему прошлого урока? (Виды телефонной связи)

 

 

 

 

 

Задание: Составь схему «Виды телефонной связи»   

(раздать каждому ученику)

 

                             Виды телефонной связи

 


1.____________                                                  5.  ___________      6. _________

         2.____________

 

         3._____________           4._____________

1.     Можно позвонить только из дома.

2.     Средство связи на самолетах, в спецмашинах, бывает для игр.

3.     Можно разговаривать, за 200метров от дома.

4.     Самая быстрая и доступная телефонная связь.

5.     Можно отсылать важные документы.

6.     Устанавливают дома и на входных дверях.

 

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, скажите, а если бы к нам сегодня внезапно пришли гости, то с чем бы мы их могли встретить? (ответы ребят)

Издавна у русского народа существовал обычай угощать дорогих гостей хлебом. Хлеб - символ гостеприимства и достатка. 

-А что вы можете сказать о хлебе, какой он? (мягкий, вкусный, белый, ароматный, воздушный, полезный, питательный и т. д.)

- Из чего пекут хлеб? ( Хлеб пекут из теста.)

- А в каком разделе мы можем узнать, что такое тесто? (В разделе «Питание»)

- Да, ребята, и мы с вами начинаем новый раздел. Раздел «Питание».

3. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня  будем говорить на уроке?( ответы ребят)

-Правильно, вы узнаете какие виды теста существуют. Познакомитесь с составом дрожжевого и пресного теста.

4. Изучение нового материала.

Цель: Расширение кругозора учащихся, их интереса к изучению истории возникновения хлеба.

Рассказ учителя (историческая справка):

- Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

- Археологи (Археолог — это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций) предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

- Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

- Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

- Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба.

- Во время Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, в 1942г вот таким был суточный паек ленинградца: 125г служащему, 200г рабочему – норма блокадного Ленинграда. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не один день, а недели и месяцы.

- В нашей стране вырабатывается свыше 35 млн. тонн хлебных изделий в год, около 600 различных видов хлеба.

- В нашем селе тоже пекли хлеб. Кто знает где? (На хлебопекарне.)

Беседа об экскурсии на хлебозавод.

-Вам посчастливилось в начальных классах сходить на  экскурсию на хлебопекарню. Вы там увидели процесс приготовления хлебных изделий и проследили все этапы производства хлеба.

- Какие профессии, существующие в хлебопекарной промышленности, вам известны? (Технолог, пекарь, тестовод.)

- Какое оборудование используется на предприятиях? (тестомесильные машины, печи, упаковочная машина.)

Вывод: Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.

5. Аукцион "Хлебобулочные изделия".

Цель: Познакомить детей с видами хлебобулочных изделий разных стран.

- Какие хлебобулочные изделия вам известны? Назовите их. (каравай, батон, лаваш, сайка, булка, буханка……)

- У каждого народа существует свой ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине - паляница. (показ картинок)

В Армении - лаваш.

У жителей Средней Азии - лепёшки.

У жителей Средиземноморья - пита (это круглая белая лепёшка)

Израиль - маца (тонкие сухие лепёшки из пресного теста)

Вывод: Мы узнали лишь несколько примеров хлебобулочных изделий народов мира, на самом деле их значительно больше.

6. Беседа.

Цель: Определить составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение.

- Ребята, а почему хлеб бывает белым и чёрным? От чего это зависит? (Ответы детей)

- Изо ржи получается ржаная мука для выпечки ржаного хлеба, а из пшеницы получают пшеничную муку, из которой выпекают пшеничный хлеб.

- Цвет хлеба зависит от сорта муки.

                                                           

                                        Виды муки

ржаная

пшеничная

высший сорт

первый сорт

второй сорт

 

- Сорт муки зависит от сорта пшеницы и помола.

- А что собой представляет мука? (Ответы детей)

Определение:

Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи. (Записать в тетради)

Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, посмотрите, в стакане мука. Я хочу испечь хлеб. Сейчас я высыплю ее на противень и поставлю в духовку. Какое изделие у меня получится? (Ничего не получится)

- А как испечь хлеб? (Сделать тесто) Что добавить к муке? (Воду, жидкость)

Определение:

Тесто – это густая масса из муки, замешанная на жидкости. (Записать в тетради)

- Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожжевое, т.е пресное.

Виды теста (Примеры изделий из разных видов теста)

 

Дрожжевое (для хлеба, булочек, пирожков и пирогов с начинками)

Пресное (для пельменей, вареников, лавашей, пресных лепешек)

Песочное (для тортов, пирожных, пирогов, тарталеток)

Бисквитное (для бисквитов)

заварное (для пирожных,  вареников, пельменей, чебуреков, галушек) 

слоеное (для булок, самсы, тортов)

 

Составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение

                

- В зависимости от вида теста используют различные жидкости – вода, молоко, кефир и др.

- Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Для дрожжевого теста разрыхлитель - дрожжи. Дрожжи могут быть прессованные и сухие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхленность.

- Для пресного теста разрыхлитель – пищевая сода, гашённая в уксусе либо, лимонным соком.

В некоторые сорта мучных изделий желательно добавлять крахмал, чтобы сделать их более рассыпчатыми.

(Заполнение таблицы для закрепления. Соединить стрелками продукт и его значение.)

               

 

                Продукты                                                    Значение

                 Мука                                                  Разрыхлитель

                 Сода и дрожжи                                Основной компонент

                 Масло                                               Скрепляет муку

                 Жидкость                                         Для пластичности

                Яйца                                                  Для вкуса

                Соль и сахар                                     Придают вязкость

7. Динамическая пауза.

- А сейчас давайте отдохнем. Предлагаю вам устроить конкурс скороговорок. Русский народ придумал много таких забавных упражнений. Проверим, кто окажется лучше всех?

·                     Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

·                     Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

·                     Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

·                     Птичка пончиком потчует птенчика.

·                     Толст тот, кто ест торт.

 

8.Практическая работа. (Работа по группам)

Цель: Самостоятельно подобрать продукты для приготовления дрожжевого и пресного теста.

У каждого из вас на столах лежат рецепты. Необходимо самостоятельно изучить рецепты и сравнить набор ингредиентов для приготовления дрожжевого и пресного теста. (Дети самостоятельно изучают рецепты)

Я предлагаю встать и подойти к столу. На столе лежат карточки, на которых написаны названия продуктов, необходимых для приготовления дрожжевого и пресного теста.

Задание для первой группы: подобрать продукты для пресного теста.

Задание для второй группы: подобрать продукты для дрожжевого теста.

(Проверить правильность выполнения задания.)

Вывод: Основное отличие дрожжевого и пресного теста заключается в использовании разных видов разрыхлителей. В дрожжевом тесте – это дрожжи, в пресном – пищевая сода. Для приготовления дрожжевого теста используют воду и молоко. Для приготовления пресного теста используют молоко, воду, кефир.

 

9.Игра "Продолжи пословицу".

Цель: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задание: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках написано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Кто больше соберет пословиц, тот победитель.

Без хлеба - не будет и обеда.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.

Много снега - много хлеба.

 

10. Итог урока.

- О чем мы говорили на уроке? (На уроке мы говорили хлебе. Мы узнали о видах теста. Узнали основные ингредиенты теста и их свойства.)

 

11.Рефлексия.

Чтобы подвести итог урока, я предлагаю продолжить предложения:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

12. Домашнее задание.

Домашним заданием будет узнать у мамы (бабушки) рецепт семейного теста


 

Тема: Изделия из теста. Виды теста

Тема: Изделия из теста. Виды теста

Задание: Составь схему «Виды телефонной связи» (раздать каждому ученику)

Задание: Составь схему «Виды телефонной связи» (раздать каждому ученику)

Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки

Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки

Виды муки ржаная пшеничная высший сорт первый сорт второй сорт -

Виды муки ржаная пшеничная высший сорт первый сорт второй сорт -

Продукты

Продукты

Итог урока. - О чем мы говорили на уроке? (На уроке мы говорили хлебе

Итог урока. - О чем мы говорили на уроке? (На уроке мы говорили хлебе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022