Тема: Изделия из теста. Виды теста. 8 класс 27.01.22
Цель: Познакомить учащихся с различными видами теста и их отличительными особенностями
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с ассортиментом изделий из различных видов теста, с технологией приготовления дрожжевого и пресного теста.
Развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся на основе упражнений анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Воспитательная: познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД : выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.
Регулятивные УУД: определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.
Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе совместной работы; определять общие для всех правила поведения.
Вид урока: комбинированный.
Методическое обеспечение урока:
Презентация «Изделия из теста. Виды теста».
Раздаточный материал: карточки с пословицами, карточки с рецептами.
Словарная работа: пресное тесто, дрожжевое тесто, слоёное тесто, песочное тесто, бисквитное тесто, заварное тесто.
Межпредметные связи:
русский язык – написание терминологии и названий продуктов;
развитие речи – произношение скороговорок; названия разрыхлителей – пищевая сода, дрожжи.
Ход урока
1. Организационная часть.
- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Ну и, конечно же, трудолюбивыми. Вам нужно показать, что вы знаете и как умеете работать.
- И первые свои знания я предлагаю вам показать, выполнив задание.
-Вспомните тему прошлого урока? (Виды телефонной связи)
Задание: Составь схему «Виды телефонной связи»
(раздать каждому ученику)
Виды телефонной связи
1.____________ 5. ___________ 6. _________
2.____________
3._____________ 4._____________
1. Можно позвонить только из дома.
2. Средство связи на самолетах, в спецмашинах, бывает для игр.
3. Можно разговаривать, за 200метров от дома.
4. Самая быстрая и доступная телефонная связь.
5. Можно отсылать важные документы.
6. Устанавливают дома и на входных дверях.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, скажите, а если бы к нам сегодня внезапно пришли гости, то с чем бы мы их могли встретить? (ответы ребят)
- Издавна у русского народа существовал обычай угощать дорогих гостей хлебом. Хлеб - символ гостеприимства и достатка.
-А что вы можете сказать о хлебе, какой он? (мягкий, вкусный, белый, ароматный, воздушный, полезный, питательный и т. д.)
- Из чего пекут хлеб? ( Хлеб пекут из теста.)
- А в каком разделе мы можем узнать, что такое тесто? (В разделе «Питание»)
- Да, ребята, и мы с вами начинаем новый раздел. Раздел «Питание».
3. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( ответы ребят)
-Правильно, вы узнаете какие виды теста существуют. Познакомитесь с составом дрожжевого и пресного теста.
4. Изучение нового материала.
Цель: Расширение кругозора учащихся, их интереса к изучению истории возникновения хлеба.
Рассказ учителя (историческая справка):
- Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
- Археологи (Археолог — это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций) предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
- Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
- Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
- Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба.
- Во время Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, в 1942г вот таким был суточный паек ленинградца: 125г служащему, 200г рабочему – норма блокадного Ленинграда. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не один день, а недели и месяцы.
- В нашей стране вырабатывается свыше 35 млн. тонн хлебных изделий в год, около 600 различных видов хлеба.
- В нашем селе тоже пекли хлеб. Кто знает где? (На хлебопекарне.)
Беседа об экскурсии на хлебозавод.
-Вам посчастливилось в начальных классах сходить на экскурсию на хлебопекарню. Вы там увидели процесс приготовления хлебных изделий и проследили все этапы производства хлеба.
- Какие профессии, существующие в хлебопекарной промышленности, вам известны? (Технолог, пекарь, тестовод.)
- Какое оборудование используется на предприятиях? (тестомесильные машины, печи, упаковочная машина.)
Вывод: Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
5. Аукцион "Хлебобулочные изделия".
Цель: Познакомить детей с видами хлебобулочных изделий разных стран.
- Какие хлебобулочные изделия вам известны? Назовите их. (каравай, батон, лаваш, сайка, булка, буханка……)
- У каждого народа существует свой ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине - паляница. (показ картинок)
В Армении - лаваш.
У жителей Средней Азии - лепёшки.
У жителей Средиземноморья - пита (это круглая белая лепёшка)
Израиль - маца (тонкие сухие лепёшки из пресного теста)
Вывод: Мы узнали лишь несколько примеров хлебобулочных изделий народов мира, на самом деле их значительно больше.
6. Беседа.
Цель: Определить составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение.
- Ребята, а почему хлеб бывает белым и чёрным? От чего это зависит? (Ответы детей)
- Изо ржи получается ржаная мука для выпечки ржаного хлеба, а из пшеницы получают пшеничную муку, из которой выпекают пшеничный хлеб.
- Цвет хлеба зависит от сорта муки.
Виды муки
ржаная
пшеничная
высший сорт
первый сорт
второй сорт
- Сорт муки зависит от сорта пшеницы и помола.
- А что собой представляет мука? (Ответы детей)
Определение:
Мука – порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи. (Записать в тетради)
Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, посмотрите, в стакане мука. Я хочу испечь хлеб. Сейчас я высыплю ее на противень и поставлю в духовку. Какое изделие у меня получится? (Ничего не получится)
- А как испечь хлеб? (Сделать тесто) Что добавить к муке? (Воду, жидкость)
Определение:
Тесто – это густая масса из муки, замешанная на жидкости. (Записать в тетради)
- Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожжевое, т.е пресное.
Виды теста (Примеры изделий из разных видов теста)
Дрожжевое (для хлеба, булочек, пирожков и пирогов с начинками)
Пресное (для пельменей, вареников, лавашей, пресных лепешек)
Песочное (для тортов, пирожных, пирогов, тарталеток)
Бисквитное (для бисквитов)
заварное (для пирожных, вареников, пельменей, чебуреков, галушек)
слоеное (для булок, самсы, тортов)
Составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение
- В зависимости от вида теста используют различные жидкости – вода, молоко, кефир и др.
- Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями. Для дрожжевого теста разрыхлитель - дрожжи. Дрожжи могут быть прессованные и сухие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхленность.
- Для пресного теста разрыхлитель – пищевая сода, гашённая в уксусе либо, лимонным соком.
- В некоторые сорта мучных изделий желательно добавлять крахмал, чтобы сделать их более рассыпчатыми.
(Заполнение таблицы для закрепления. Соединить стрелками продукт и его значение.)
Продукты Значение
Мука Разрыхлитель
Сода и дрожжи Основной компонент
Масло Скрепляет муку
Жидкость Для пластичности
Яйца Для вкуса
Соль и сахар Придают вязкость
7. Динамическая пауза.
- А сейчас давайте отдохнем. Предлагаю вам устроить конкурс скороговорок. Русский народ придумал много таких забавных упражнений. Проверим, кто окажется лучше всех?
· Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
· Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
· Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
· Птичка пончиком потчует птенчика.
· Толст тот, кто ест торт.
8.Практическая работа. (Работа по группам)
Цель: Самостоятельно подобрать продукты для приготовления дрожжевого и пресного теста.
- У каждого из вас на столах лежат рецепты. Необходимо самостоятельно изучить рецепты и сравнить набор ингредиентов для приготовления дрожжевого и пресного теста. (Дети самостоятельно изучают рецепты)
- Я предлагаю встать и подойти к столу. На столе лежат карточки, на которых написаны названия продуктов, необходимых для приготовления дрожжевого и пресного теста.
Задание для первой группы: подобрать продукты для пресного теста.
Задание для второй группы: подобрать продукты для дрожжевого теста.
(Проверить правильность выполнения задания.)
Вывод: Основное отличие дрожжевого и пресного теста заключается в использовании разных видов разрыхлителей. В дрожжевом тесте – это дрожжи, в пресном – пищевая сода. Для приготовления дрожжевого теста используют воду и молоко. Для приготовления пресного теста используют молоко, воду, кефир.
9.Игра "Продолжи пословицу".
Цель: Познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Задание: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках написано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Кто больше соберет пословиц, тот победитель.
Без хлеба - не будет и обеда.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.
Много снега - много хлеба.
10. Итог урока.
- О чем мы говорили на уроке? (На уроке мы говорили хлебе. Мы узнали о видах теста. Узнали основные ингредиенты теста и их свойства.)
11.Рефлексия.
- Чтобы подвести итог урока, я предлагаю продолжить предложения:
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……
12. Домашнее задание.
Домашним заданием будет узнать у мамы (бабушки) рецепт семейного теста
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.