Урок № 24 (геометрия)
Класс: 11
Тема урока: «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами»
Цель урока: усвоение понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулы скалярного произведения в координатах; усвоение умений и навыков применения скалярного произведения векторов при решении задач, самостоятельно выбирая нужный метод решения; усвоение умений и навыков применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
1. Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи, умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях; воспитание умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умения анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы.
2. Развивающие: развитие пространственного мышления; развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала; развитие умений самостоятельно оценивать и принимать решения; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; развитие внимания, мышления, памяти, самостоятельности; расширение кругозора.
3. Образовательные: ввести понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов, рассмотреть формулу скалярного произведения в координатах; показать применение скалярного произведения векторов при решении задач; рассмотреть основные свойства скалярного произведения; сформировать умения вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами; показать, как используется скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, а также между прямой и плоскостью.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: показательно-иллюстративные с применением мультимедийных технологий: словесный, практический, контролирующий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.
Оборудование урока: компьютер, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка подготовленности учащихся к занятию.
Приветствие учителя и учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы, целей и задач урока, проверка домашнего задания.
Тема «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами» является важной темой в геометрии. Скалярное произведение векторов применяется для нахождения длины вектора, косинуса угла между векторами, проекции одного вектора на направление другого и установления перпендикулярности векторов.
3. Актуализация мыслительных процессов через организацию сопутствующего повторения.
Задача 1. (Демонстрация экрана рис.1).
Дано: О(0; 0; 0), А(4; 0; 0), В(0; 6; 0), ΔAОВ - прямоугольный.
Найти: 1) К(х; у; z) - центр окружности, описанной около ΔAОВ; 2) АК = R.
2. Устные упражнения
Решение задач с целью подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Фронтальная работа с классом: отвечает один из учащихся, остальные при необходимости дополняют, исправляют ответ своего товарища.
Векторы в пространстве (Демонстрация экрана рис. 2).
1. Дано: А(-3; -2; 4), В(-4; 3; 2).
Найти:
2. Дано: А(2; -3; 1), В(4; -5; 0), С(5; 0; -4), D(7; -2;-3).
Равны ли векторы ?
3. Коллинеарные ли векторы , если А(1; -3; 4), В(5; 1; -2), С(2; 0; 1), D(4; -2; 2) (Демонстрация экрана рис. 3).
4. Изучение нового материала.
Словесное объяснение нового материала с демонстрацией экрана и работа с учебником п.76; 77 стр.171-172.
Угол между векторами
Если векторы не являются сонаправленными, то лучи ОА и ОB образуют угол АОВ.
Определение: Два вектора называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90°.
Скалярное произведение векторов:
Определение: Скалярным произведением двух векторов называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними. Запишем формулу:
Доказательство утверждений:
Утверждение1. Скалярное произведение ненулевых векторов равно нулю тогда и только тогда, когда эти векторы перпендикулярны.
Утверждение2. Скалярный квадрат вектора равен квадрату его длины.
Формула скалярного произведения двух векторов и
Через их координаты
Скалярное произведение двух векторов равно сумме произведений соответствующих координат этих векторов.
Угол между векторами.
Косинус угла между
векторами пространства , заданными в ортонормированном базисе , выражается формулой:
Сформулируем основные свойства скалярного произведения векторов.
Для любых векторов и любого числа k справедливы равенства:
1) причем при
2) (переместительный закон).
3) (распределительный закон).
4) (сочетательный закон).
Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
Угол между двумя прямыми (пересекающимися или скрещивающимися), если известны координаты направляющих векторов.
5. Здороровьесберегающие технологии.
Комплекс упражнений для снятия усталости глаз, профилактики близорукости и улучшения зрения –1 минута.
6. Первичное применение полученных знаний на практике.
Демонстрация решения примера № 687 (а).
7. Формирование умений и навыков решения упражнений применение основного свойства дроби.
Практическое решение заданий.
1. Устно.
Дан куб ABCDA1B1C1D1 (рис. 7).
Найдите угол между векторами
a)
б)
в)
(Ответы: а) 45°; б) 45°; в) 135°.)
2. Решение задач № 687 (б).
Дополнительная задача
Вычислите угол между вектором и координатным вектором
(Ответ: 48°11’.)
3. Решить самостоятельно (по группам, дифференцированные задания).
1 группа № 682 а); 2 группа № 684 а); 3 группа № 692 б).
Ответы:
8. Закрепление изученного материала.
Ознакомиться с материалом:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5723/conspect/149166/
Просмотр видео:
https://www.youtube.com/watch?v=i0DXRtNdug8
9. Подведение итогов урока. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Учить п.76; 77 стр.171-172.
Дифференцированное домашнее задание.
I уровень: пройти онлайн тест по теме:
https://onlinetestpad.com/ru/test/563942-skalyarnoe-proizvedenie-vektorov сделать screenshot результатов и прислать как д/з, подписав «Тест»;
II уровень: Решать №685; №692(а) письменно.
Желаю успехов!
10. Рефлексия.
Учитель задает вопросы, побуждая обучающихся к анализу своей деятельности на уроке. Выражает удовлетворение от работы на уроке, оценивает работу, благодарит за работу на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.