Литература
Тема урока 4 класса: рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Цель урока (для учителя): организовать совместную деятельность учащихся с целью анализа художественного текста, поступков героев в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»; научить определять главную мысль текста, анализировать текст и поступки героев.
Развивающие: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные: ознакомление обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»; развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения анализировать текст, поступки героев.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать в паре и группе;
Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: открытие нового знания
Методы и приемы:
словесные методы (обсуждение ситуации, беседа)·
наглядные методы (презентация)
Понятия, формируемые на уроке: мерцало, дескать, бесцеремонно
Оборудование урока для учителя: компьютер, мультимедийный проектор (программные средства), мультимедийная доска, учебник
Оборудование урока для учащихся: мультимедийная доска,учебник
Этапы урока
|
Дидактическая задача каждого этапа урока |
Содержание этапа |
Планируемые результаты этапа урока |
ЦОР |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
||
Орг.момент (1-2 мин) |
Создание эмоционального настроя на урок. Подготовка класса к работ е |
Приветствие учащихся
Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобятся терпенье и старанье. - Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять! - «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! - Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. |
Приветствие учителя, подготовка рабочего места
|
Регулятивные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Личностные УУД: мотивация к учебно-познавательной деятельности. |
|
Актуализация знаний (4-5 мин)
|
Актуализация опорных знаний и умений |
- С каким рассказом мы познакомились с вами на прошлом уроке? - Проверим домашнее задание. Кто готов пересказать рассказ? |
- М.М.Пришвин «Выскочка»
1 пересказ 2 ученика |
Коммуникативные УУД: рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе обсуждения, полно и точно выражать свои эмоции |
|
Постановка проблемы и «открытие» новых знаний
(3-5 мин) |
Постановка проблемы перед обучающимися |
-Обратите внимание на доску, в этой загадке зашифрован герой нашего сегодняшнего рассказа: -Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста, Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает, Если к нам летит она, Значит, началась весна.
-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать? - Значит сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках. - Как называют таких ласточек? - Прочитайте на стр.100 учебника название произведения «Стрижонок Скрип»
- Перед знакомством с рассказом, познакомимся с биографией Виктора Петровича Астафьева. -Ребята, а теперь, давайте, совместно определим план наших действий по заданной теме: -Начать знакомство с -Прочитать
-Проанализировать -Понять |
Участвуют в диалоге с учителем.
Отгадывают загадку
-стрижи
Читают название
творчеством В.П.Астафьева
рассказ «Стрижонок Скрип»
характеры главных героев
главную мысль произведения |
Коммуникативные УУД: рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе обсуждения, полно и точно выражать свои эмоции Регулятивные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Личностные УУД: мотивация к учебно-познавательной деятельности.
|
|
Активная деятельность, направленная на применение новых знаний
(25 мин)
|
Активная деятельность обучающихся
|
Родился Виктор Петрович Астафьев в небольшом селе Овсянка Красноярского края. Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её. -Что нового вы узнали об этом авторе? -А теперь открываем учебники и начинаем читать по цепочке рассказ Астафьева «Стрижонок Скрип». (До слов « И когда снова…) -Где родился Стрижонок? Физминутка. (Мальчик) -В 3 строчке текста найдите и прочитайте глагол мерцало. Что означает данное слово?
-А теперь немного отдохнем и проведем физминутку.
-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам. -Вам предстоит выполнить задание: Правильно определить последовательность действий героев. -Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий. Чтение 1 части. (мерцало- слабо светилось колеблющимся светом). Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. 1. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. 2. Он задремал, угревшись под крылом. 3. Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва. 4. Стрижата запищали , а мамы не было.
Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…») -Определите главную мысль этой части. Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный вариант ответа.
-Стрижиха не заботилась о своих птенцах. -Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. -Стрижиха была хорошей матерью. -Стрижонок Скрип был сиротой. -Докажите правильность своего ответа.
Выборочное чтение со стр. 102-103 . -Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки. -О каком качестве характера это говорит? -Чему важному хотела научить стрижат мама?
- Почему Скрип оказался в руках ребят? -Что он почувствовал в этот момент? -Как вы относитесь к поступкам мальчиков? -Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили? -Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?
-Ребята, а сейчас мы проведем небольшой тест по теме: произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». |
Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры
В норке
слабо светилось колеблющимся светом
проводит ученик, остальные повторяют
Работают в парах, каждая пара представляет свой вариант.
Решают тест по прочитанному произведению |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Научаться – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию |
|
|
|||||
Итоги урока
(2 мин) |
Организуется обсуждение выполненных заданий |
- Определим главную мысль рассказа. О чем хотел сказать автор? -Чему мы научились, прочитав это произведение? -Достигли ли мы поставленных задач? Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.
-Птица рада весне, а дитя матери. -Сердце мамы лучше солнца греет. -Роднее мамы нет родни.
-Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю , что сердечко каждого из вас почувствовало как жилось нашему герою Скрипу. И я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым. Будем птиц любить ,оберегать, Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки , Чтоб сохранилось всё на веки! |
Отвечают на поставленные вопросы, обобщают пройденное на уроке.
|
Познавательные УУД: умение делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: участие в подведении итогов урока.
|
|
Оценка работы детей на уроке/ объяснение д.з (3 мин) |
Оценивание проделанной работы |
- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку -Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики. Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации.
Лучик голубого цвета – урок показался менее интересным. - Вам необходимо дома подготовить подробный пересказ рассказа. -Ребята, всем спасибо, урок закончен. |
Оценивают свою работу на уроке. Записывают Д/З
Поднимают лучики вверх
|
Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: участие в подведении итогов урока.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.