Конспект урока по литературе. 4 класс. Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Оценка 5

Конспект урока по литературе. 4 класс. Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
16.11.2021
Конспект урока по литературе. 4 класс. Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Литература. Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»..docx

 

Литература

Тема урока 4 класса: рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Цель урока (для учителя): организовать совместную деятельность учащихся с целью анализа художественного текста, поступков героев в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»;  научить определять главную мысль текста, анализировать текст и поступки героев.

Развивающие: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; развивать навыки сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомление обучающихся с рассказом В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»; развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать в паре и группе;

Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; развитие навыков сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и приемы:

словесные методы (обсуждение ситуации, беседа)·

наглядные методы (презентация)

Понятия, формируемые на уроке: мерцало, дескать, бесцеремонно

Оборудование урока для учителя: компьютер, мультимедийный проектор (программные средства), мультимедийная доска, учебник

Оборудование урока для учащихся: мультимедийная доска,учебник

 

Этапы урока

 

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

Орг.момент

(1-2 мин)

Создание эмоционального настроя на урок. Подготовка класса к работ е

Приветствие учащихся

 

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старанье.

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

Приветствие учителя, подготовка рабочего места

 

 

Регулятивные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Личностные УУД: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

 

Актуализация знаний

(4-5 мин)

 

Актуализация опорных знаний и умений

- С каким рассказом мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Проверим домашнее задание.

Кто готов пересказать рассказ?

 

- М.М.Пришвин «Выскочка»

 

 

1 пересказ 2 ученика

Коммуникативные УУД: рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе обсуждения, полно и точно выражать свои эмоции

 

Постановка проблемы и «открытие» новых знаний

 

 (3-5 мин)

Постановка проблемы перед обучающимися

-Обратите внимание на доску, в этой загадке зашифрован герой нашего сегодняшнего рассказа:

-Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

 

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Значит сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках.

- Как называют таких ласточек?

- Прочитайте на стр.100 учебника название произведения

«Стрижонок Скрип»

 

- Перед знакомством с рассказом, познакомимся с биографией Виктора Петровича Астафьева.

-Ребята, а теперь, давайте, совместно определим план наших действий по заданной теме:

-Начать знакомство с

-Прочитать

 

-Проанализировать

-Понять

Участвуют в диалоге с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-стрижи

 

 

 

Читают название

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

творчеством В.П.Астафьева

 

рассказ «Стрижонок Скрип»

 

характеры главных героев

 

главную мысль произведения

Коммуникативные УУД: рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе обсуждения, полно и точно выражать свои эмоции

Регулятивные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Личностные УУД: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

 

 

Активная деятельность, направленная на применение новых знаний

 

(25 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активная деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родился Виктор Петрович Астафьев в небольшом селе Овсянка Красноярского края.

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её. 

-Что нового вы узнали об этом авторе?

-А теперь открываем учебники  и начинаем читать по цепочке рассказ Астафьева «Стрижонок Скрип». (До слов « И когда снова…) 

-Где родился Стрижонок?

Физминутка.  (Мальчик)

 -В  3  строчке  текста  найдите   и  прочитайте  глагол мерцало. Что означает данное слово?

 

-А теперь немного отдохнем и проведем физминутку.

 

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.

-Вам предстоит выполнить задание:

Правильно определить последовательность действий героев.

-Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.

Чтение  1  части.

 (мерцалослабо  светилось колеблющимся  светом).

Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.

1.      Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

2.      Он задремал, угревшись под крылом.

3.      Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.

4.      Стрижата запищали , а мамы не было.

 

Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)

-Определите главную мысль этой части. Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный  вариант ответа.

 

-Стрижиха не заботилась о своих птенцах.

-Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

-Стрижиха была хорошей матерью.

-Стрижонок Скрип был сиротой.

-Докажите правильность своего ответа.

 

Выборочное чтение со стр. 102-103 .

-Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

-О каком качестве характера это говорит?

-Чему важному хотела научить стрижат  мама?

 

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Что он почувствовал в этот момент?

-Как вы относитесь к поступкам мальчиков?

-Если бы вы были на  их месте, как бы вы поступили?

-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

 

-Ребята, а сейчас мы проведем небольшой тест по теме: произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Отвечают на вопросы учителя,  приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В норке

 

 

слабо  светилось колеблющимся  светом

 

проводит ученик, остальные повторяют

 

 

Работают в парах, каждая пара представляет свой вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают тест по прочитанному произведению

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания 

Регулятивные УУД: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Научаться – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока

 

 

(2 мин)

Организуется обсуждение выполненных заданий

Определим главную мысль рассказа. О чем хотел сказать автор?

-Чему мы научились, прочитав это произведение?

-Достигли ли мы поставленных задач?

Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.

 

-Птица рада весне, а дитя матери.

-Сердце мамы лучше солнца греет.

-Роднее мамы нет родни.

 

-Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю , что сердечко каждого из вас почувствовало  как жилось нашему герою Скрипу. И я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить ,оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки ,

Чтоб сохранилось всё на веки!

Отвечают на поставленные вопросы, обобщают пройденное на уроке.

 

Познавательные УУД:  умение делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: участие в подведении итогов урока.

 

 

Оценка работы детей на уроке/ объяснение д.з

(3 мин)

Оценивание проделанной работы

- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку

-Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики.

Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации.

 

Лучик голубого цвета – урок показался менее интересным.

 - Вам необходимо дома подготовить подробный пересказ рассказа.

-Ребята, всем спасибо, урок закончен.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают Д/З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают лучики вверх

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД: участие в подведении итогов урока.

 

 

 

 


 

Литература Тема урока 4 класса: рассказ

Литература Тема урока 4 класса: рассказ

Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!

Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!

Хвост раздвинут в два хвоста,

Хвост раздвинут в два хвоста,

Активная деятельность обучающихся

Активная деятельность обучающихся

Чтение 1 части. (мерцало - слабо светилось колеблющимся светом)

Чтение 1 части. (мерцало - слабо светилось колеблющимся светом)

Выборочное чтение со стр. 102-103

Выборочное чтение со стр. 102-103

Итоги урока (2 мин)

Итоги урока (2 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021