Конспект урока по литературе 5 класс. Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" Тема любви. Образы главных героев
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе 5 класс. Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" Тема любви. Образы главных героев

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—11 кл +1
30.06.2024
Конспект урока по литературе 5 класс. Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"  Тема любви. Образы главных героев
Подробный конспект урока с использованием интерактивных образовательных технологий
Конспект урока по литературе 5 класс.docx

Литература, 5класс

Конспект урока составила: Соколова Елена Федоровна, учитель русского языка

и литературы ГКУ ОО ЗО « СОШ № 10» г. Бердянск 

 

Тема урока: Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Тема любви. Образы Вакулы и Оксаны

Цель: сформировать предметную и коммуникативную компетентности учащихся; охарактеризовать образы Вакулы и Оксаны, раскрыть тему любви в произведении, развивать образное мышление учащихся, умение выражать свое мнение и обосновывать его, развивать интерес к литературе.

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Оборудование: учебник, текст повести "Ночь перед Рождеством", портрет писателя, выставка книг писателя, мультимедийный проектор (для презентации), раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Эпиграф к уроку: "Это единственные дни во всем календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца" Ч. Диккенс.

 Методическая ремарка: работа на уроке происходит по группам.  Группы получили

опережающие задания: создать творческий проект, который лучше всего раскрывает характер литературного персонажа, его эмоциональное состояние.

Методические технологии и интерактивные упражнения: "Закончи  мысль" ,"Найди ошибку", ролевая игра "Литературная дуэль", проектная деятельность, "Выбери позицию", скрайбинг

Ход урока

Организационный момент

Этап  предварительной ориентации

Слайд1

Слово учителя с элементами беседы.

 Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, на нем присутствуют гости, а во-вторых, и это самое главное, вас ждет удивительная история, которая случилась с героями повести Николая Гоголя в волшебную Рождественскую ночь. Мы попадем в ХVIII век, в живописное  село возле Диканьки. Прикоснемся душой и сердцем к важным моральным ценностям, которые  народ бережно хранит и передает из поколения в поколение.

(Учитель открывает книгу Гоголя и читает)

 Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная  ночь наступила. Глянули звезды. Месяц  величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и прославлять Христа…

(стук в дверь, заходят колядники)

- Позвольте поколядовать

- Конечно. Заходите.

Гости поют колядку. По традиции получают сладости.

Учитель: а какое отношение имеет традиция колядовать к повести Гоголя, которую мы сейчас читаем?

(ожидаемый ответ)

- Прямое отношение. Все события повести происходят в последнюю ночь перед Рождеством Христовым, а это самое время колядовать. Все герои повествования, особенно молодые девушки и парни ходили из дома в дом и колядовали.

- А сохранилась ли эта традиция в наше время?

- Да.

- Как вы считаете, почему?

- Детям нравится получать подарки,деньги, сладости, которые им дарят хозяева.

- А за что именно им дарят? Давайте обратимся к сноске повести и послушаем, какое объяснение дает нам сам Гоголь.

Слайд2 (чтение сноски)

 Учитель: Да, это очень хорошо, когда люди от всей души желают друг другу здоровья, счастья, всего наилучшего. Считается, что пожелания  в Святой вечер обязательно исполнятся.

Звучит Рождественская мелодия

Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и  представить в небесной темноте  яркую звездочку, шепотом рассказать ей о своих мечтах, планах и надеждах.

Откройте, пожалуйста, глаза. Знайте, ваши искренние рождественские надежды обязательно исполнятся.

А какими были праздничные желания  у главных героев повести Н. Гоголя мы выясним во время урока.

Объявление темы урока.

Слайд 3

Пожалуйста, в тетрадях, запишите дату и тему урока.

Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Тема любви. Образы Оксаны и Вакулы

Слайд 4

Эпиграфом к уроку пусть станут слова Ч. Диккенса: «Это единственные дни во всем календаре, когда люди раскрывают друг другу сердца»

- Как вы понимаете эти слова? О каких днях идет речь?

(ожидаемый ответ )

- Речь идет о Рождестве Христовом. Всем известно, что это большой праздник, поэтому в эти дни нельзя ссориться, оскорблять других, а, наоборот, желательно открыть свое сердце для добрых дел и искренних чувств. Например, помириться с людьми, с которыми у вас не очень хорошие отношения.

Учитель: То есть, это очень важные дни в жизни людей. А еще это время, когда могут происходить любые чудеса.

II. Этап целеполагания

Давайте выясним, какие задачи мы должны решить на уроке.

Слайд 5

Определение совместно с учащимися задач урока

Интерактивное упражнение "Закончи мысль": (в соответствии с темой)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с сюжетом... (повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством»),

выясним, как ...   (возникает любовь, как влияет любовь на жизнь человека, что такое любовь и т. д. );

 мы охарактеризуем ...      (образы главных героев повести Оксаны и Вакулы);

III. Этап проектирования

Слайд 6

Сегодня на уроке мы не только дадим характеристику главным героям, но и попытаемся ответить на вопрос: «каждый ли человек заслуживает любви?» (Проблемный вопрос урока)

IV. Актуализация учебных знаний

Сначала давайте вспомним материал предыдущих уроков.

1. Упражнение «Найди ошибку»

Ученик у доски выполняет задание по индивидуальной карточке

Слайд 7

2. Ролевая игра «Литературная дуэль»

Что вам известно о жизни и творчестве Николая Гоголя?

Проведем литературную дуэль между писателем и читателями.

Назначаются (пары по очереди)  ученики на роли Гоголя и читателя

Вопрос  Гоголю:

1.      Почему вас назвали именно Николаем? (Примерный ответ)

- Моя мать долгое время  не имела детей, поэтому каждое утро ходила за несколько километров  в церковь и там  молилась  о ребенке перед образом святого Николая Угодника. А когда я появился на свет, то назвали меня Николаем.

Вопросы читателю:

1. Как называется моя первая книга, сразу принесшая мне славу?

- Это был сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этот сборник входит 8 повестей, среди которых и  «Ночь перед Рождеством»

(Следующая пара учащихся)

Вопросы Гоголю:

2. Все ваши произведения написаны на русском языке, но во многих книгах вы рассказываете об украинских народных традициях и  обычаях. Откуда эти знания  национальных особенностей?

- Все просто. Я родился на Полтавщине, но большую часть своей жизни провел  в России. Любовь к своей матери и малой родине я пытался передать на страницах своих произведений.

Вопросы читателю:

2. Кто такой Рудый  Панько?

- Пасечник Рудый Панько-это псевдоним, которым вы подписали свой первый сборник

«Вечера на хуторе близ Диканьки». А также это рассказчик этого сборника.

Вопросы Гоголю

3. Скажите, пожалуйста, как вы учились в школе?

- Если честно, то не очень. Любимыми были уроки словесности и рисования. Больше всего нравилось играть в школьном театре. Там я имел большой успех.

Вопросы читателю:

3. В повести «Ночь перед Рождеством» есть много диалектных слов. Что обозначает слово плахта?

- Это женская юбка, которая сделана из двух отдельных, не сшитых между собой кусков ткани;

 А что такое жупан?

- Это мужская верхняя одежда, украшенная мехом;

 

Проверка работы по индивидуальной карточке.

Слайд 8

Задача: найти ошибки; записать правильные утверждения.

1.      Ведьма крадет Луну;  (черт, звезды)

2.       Оксана обещает  выйти замуж за Вакулу, если он принесет  ей  кольцо, которое носит царица;  (черевички)

3.       Гости Солохи: Пацюк, дьяк и Чуб – в мешках. (Голова)

4.       Вакула утонул в проруби;  ( только хотел)

5.       Вакула укротил черта, схватив его за рога; (хвост)

6.       Сватовство Оксаны состоялось в ночь на Ивана Купала; (перед Рождеством)

Дополнительный вопрос по теории литературы:  что такое повесть?

V. Работа над темой урока.

Слайд 9

Учитель: вы хорошо справились с заданиями, теперь давайте поближе познакомимся с главными героями и составим их характеристику. Пожалуйста, начертите в тетради таблицу. Она будет не привычной, а в форме рождественской елки для образов Оксаны и Вакулы. В ходе  урока постепенно мы ее будем заполнять. Также вы должны будете дописать слово, которое объединяет наших гереев.

?

 

Дома вам  необходимо было  найти в тексте цитаты, отрывочки, которые лучше всего раскрывают характеры Оксаны и Вакулы. Вы работали по группам. А именно:

1        группа готовила образ Оксаны в начале повести;

2        II группа искала материал для образа Вакулы;

3        III группа должна представить нам эмоциональное состояние Оксаны и Вакулы в конце рассказа.

Сначала давайте выясним, на что нужно обращать внимание при составлении характеристики литературного персонажа.

(ожидаемые ответы )

- на авторские замечания;

-на поведение героя, его отношение к другим персонажам, на его разговоры, рассуждения;

-Вспомните, как называется разговор одного лица? (монолог)

- А если разговаривают несколько человек? (это диалог)

Хорошо. Все это нам пригодится при работе с текстом. Переходим непосредственно к характеристике героев.

1 группа . Сначала зачитайте, как характеризует сам Гоголь свою героиню в начале произведения?

Чтение цитатной характеристики

Слайд 10 (ожидаемые ответы)

- Оксана капризная, как красавица;

- По обе стороны Диканьки только и разговоров  было о ее красоте.

- Разве , парни, я вам ровня? Взгляните на меня, как я плавно выступаю! А какие ленты на голове! На мне женится лучший парень в мире.

- Многие парни ухаживали за ней, но безуспешно, потому что Оксана была очень капризна.

Учитель: какие черты присущи Оксане? Какой вы представляете  главную героїню? (ожидаемые ответы )

- Красивая, капризная, гордая, самоуверенная, самовлюбленная и т. д

Учитель: пожалуйста, определите три главных, по вашему мнению, черты и запишите их в таблицу

Например, запись в таблице: красивая, капризная, самовлюбленная.

Учитель: а теперь давайте заглянем в окошко нашей избы, может, ее хозяйка дома и послушаем ваш творческий отчет-презентацию к образу Оксаны в начале произведения .

1 группа. Монолог Оксаны перед зеркалом. Диалог с Вакулой. ( инсценировка)

Учитель: как относится Оксана к кузнецу Вакуле? Как вы расцениваете ее поведение?

(ожидаемые ответы )

- Такое впечатление, что Оксана намеренно издевается над парнем и делает ему больно.

- Оксана не только унижает Вакулу, но и дает ему понять, что совсем не ценит его любовь.

 Учитель: давайте сделаем вывод. Какое впечатление складывается об Оксане в начале произведения. Что для нее главное в жизни?

(ожидаемый ответ )

Вывод: главное для Оксаны-это ее красота. Она считает, что ее красивая внешность позволяет так обращаться с другими. Она  свысока разговаривает даже с парнем, который открывает перед ней свое сердце. Поэтому об Оксане в начале произведения складывается негативное впечатление.

Заполняем таблицу

Учитель: давайте обратимся к образу Вакулы. Что нам о нем расскажет II группа?

Слайд 11

Чтение цитатной характеристики:

- Кузнец Вакула, парень хоть куда казак;

- На досуге кузнец рисовал, его почитали за лучшего маляра на всю округу. Кузнец разрисовывал все миски, из которых диканьские казаки хлебали щи;

- Кузнец был богобоязненный человек и рисовал часто образы святых . Но лучшим художественным произведением была картина, на которой Вакула изобразил черта на Страшном суде.

- Не любит она меня! Ей все игрушки; а я стою перед ней, как дурак, и глаз не свожу с нее. И все бы стоял перед ней, и век бы не сводил с нее глаз! Очаровательная девушка!

Учитель: какие черты присущи Вакуле? Каким вы представляете  главного героя?

(ожидаемые ответы )

- Трудолюбивый, талантливый, застенчивый, влюбленный, искренний, вежливый и т. д

Учитель: пожалуйста, определите три главных, по вашему мнению, черты и запишите их в таблицу

Например, запись в таблице: трудолюбивый, талантливый, искренний.

Давайте послушаем творческий отчет-презентацию II группы.

Исполнение  арии Вакулы в сопровождении гитары (видеоконтент)

Учитель: каким же вы видите Вакулу? Что для него самое главное в жизни, сделайте, пожалуйста, вывод.

(ожидаемые ответы )

Вывод: Вакула-лучший парень, но он страдает, не может пересилить свои чувства,  мечтает, чтобы красавица Оксана полюбила его, поэтому и соглашается выполнять любые прихоти капризной девушки.

Заполнение таблицы

Учитель: таким образом, наши герои совершенно разные, почти противопоставлены. Как же случилось, что Вакула полюбил Оксану? Почему, за что?

(ожидаемые ответы )

 - Кажется, что любовь не очень зависит от наших желаний, ее объяснить можно только сердцем.

- Возможно, Оксана своим поведением и задела сердце парня.

Упражнение «Выбери позицию»

Слайд12

Учитель: А вообще, стоит ли Оксана, чтобы ее полюбили?

(ожидаемые ответы )

- Нет, она эгоистка, любит только себя, намеренно издевается над другими,

- Нет, Оксана не желает ничего отдавать, а лишь хочет принимать подарки;

- Да. Я считаю, что каждый человек заслуживает любви. Нужно только найти ключик к его сердцу.

- Да. Возможно, она намеренно  испытывала парней, чтобы понять, кто ее любит по-настоящему

Учитель: о том, как повлияла любовь на отношения наших героев, изменились ли они, мы поговорим немного  позже.

Слайд13

Физкультминутка (Будьте внимательны, вам необходимо движениями и мимикой воспроизвести содержание текста, который вы сейчас услышите)

Звучит музыка, дети произвольно выполняют соответствующие движения

Учитель: ..«…Вдруг через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучей по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. Это Солоха с котомкой за плечами. Она начинает собирать звезды в сумку. Тут показался черт. Он  крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. После нескольких попыток черт все же хватает месяц обеими руками, морщась и дуя, перекладывает его из руки в руку и наконец прячет за пазуху. Солоха, увидев черта, удивленно вскрикивает. Черт подхватывает ее под руку и, нашептывая что-то на ухо, уводит домой.

Учитель: Молодцы, а мы вернемся к образам Оксаны и Вакулы.

Слайд14 Любовь – это особое чувство, чтобы понять влюбленного человека, надо проникнуть в его сердце. Именно для этого автор использует внутренний монолог, где герой  пытается передать свои чувства.

Давайте послушаем III группу, которая исследовала эмоциональное состояние наших героев.

Свою презентацию они выполнили в форме скрайбинга.

Слайд15

Скрайбинг-исследование " Волшебство Рождественской ночи» Защита  проекта с опорой на текст (Вакула и Оксана)

VI. Этап контрольно-оценочный. Рефлексия

Учитель: как любовь повлияла на наших героев? Что можно добавить к их характеристикам? (ожидаемые ответы )

- Вакула-смелый, настойчивый, одержавший победу даже над нечистой  силой, смог доказать свою любовь.

- Оксана очень изменилась. Она уже не гордая и недоступная, а сострадательная, нежная, по-настоящему влюбленная.

- Оксана наконец поняла, что счастье не в каких-то  вещах, а в настоящей любви.

Учитель:  мы можем сказать об эволюции образа Оксаны. (отметить в таблице)

В тетради: эволюция - развитие, процесс изменения кого-либо или чего-либо.

-          Как вы думаете, какое слово надо написать у основания нашей елки?

Сделаем вывод, как любовь повлияла на наших героев?

Творческое задание:

Написать небольшое высказывание-эссе по данному началу: любовь изменила главных героев... (чтение собственных высказываний)

Учитель: Итак, Рождественская ночь сделала Оксану и Вакулу счастливыми.

У каждого из вас на парте лежат разноцветные Рождественские звездочки. Пусть они станут символом нашего урока и напоминают вам о  чувстве, способном изменить человека, сделать его лучше, отзывчивее, добрее.

Вы оставите эти звездочки себе, но сначала их надо заполнить.

Рефлексия. Упражнение «Закончить предложение»

Слайд 17

Пожалуйста, на лучиках рождественской звезды вам нужно дописать предложения:

Сегодня на уроке

Я запомнил ...    я задумался над ...     я понял…

(ответы учеников)

Учитель: бесспорно, эта повесть напоминает нам прекрасную сказку. Гоголь удачно соединил реальность с фантастикой. Зачем это понадобилось ему? Это тема для разговора на следующем уроке.

Слайд 18

VII. Домашнее задание:

1. Устное сочинение " Нет, нет! Не надо мне башмачков. Я и без башмачков… » " почему Гоголь недописывает слова Оксаны?

2. Выписать реальных и фантастических героев и их действия.

3. * Сообщение "Ночь перед Рождеством" в искусстве (музыка, живопись, кино) или составить кроссенс  «Фантастические герои в повести»

Самооценка  работы учащихся на уроке и оценка учителя.


 

Литература, 5класс Конспект урока составила:

Литература, 5класс Конспект урока составила:

Последний день перед Рождеством прошел

Последний день перед Рождеством прошел

Пожалуйста, в тетрадях, запишите дату и тему урока

Пожалуйста, в тетрадях, запишите дату и тему урока

Слайд 7 2. Ролевая игра «Литературная дуэль»

Слайд 7 2. Ролевая игра «Литературная дуэль»

В повести «Ночь перед Рождеством» есть много диалектных слов

В повести «Ночь перед Рождеством» есть много диалектных слов

Дома вам необходимо было найти в тексте цитаты, отрывочки, которые лучше всего раскрывают характеры

Дома вам необходимо было найти в тексте цитаты, отрывочки, которые лучше всего раскрывают характеры

Оксана капризная, как красавица; -

Оксана капризная, как красавица; -

На досуге кузнец рисовал, его почитали за лучшего маляра на всю округу

На досуге кузнец рисовал, его почитали за лучшего маляра на всю округу

Нет, она эгоистка, любит только себя, намеренно издевается над другими, -

Нет, она эгоистка, любит только себя, намеренно издевается над другими, -

Вакула-смелый, настойчивый, одержавший победу даже над нечистой силой, смог доказать свою любовь

Вакула-смелый, настойчивый, одержавший победу даже над нечистой силой, смог доказать свою любовь

Сообщение "Ночь перед Рождеством" в искусстве (музыка, живопись, кино) или составить кроссенс «Фантастические герои в повести»

Сообщение "Ночь перед Рождеством" в искусстве (музыка, живопись, кино) или составить кроссенс «Фантастические герои в повести»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2024