Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "О, как безумно за окном..."
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "О, как безумно за окном..."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
21.11.2021
Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "О, как безумно за окном..."
Конспект урока литературы в 6 классе по анализу стихотворения А.Блока с применением элементов проектной деятельности.
конспект урока по стихотворению А.Блока, 6 класс.docx

Методическая разработка урока

Учебный предмет: литература

Класс: 6

Автор УМК: В.Я.Коровина

Тема: А. Блок. Анализ стихотворения «О, как безумно за окном…». 

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: обучение анализу поэтического текста с применением элементов проектной деятельности

Задачи:

образовательные  обучать  приемам анализа  поэтического текста, совершенствовать навыки работы с теоретико-литературными понятиями, обогащать  словарный  запас обучающихся

развивающие развивать  аналитические, исследовательские, творческие способности:  обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать гипотезу, проектировать свою деятельность, обобщать, сравнивать,  делать выводы; развивать  самостоятельность, логическое мышление,  речь обучающихся, способность высказывать свою точку зрения

воспитательные воспитывать сострадание, сочувствие к людям, понимание других людей через изображение чувств, переживаний лирического героя; воспитывать чуткое отношение к слову, уважительное отношение к мнению другого

 

Наглядность и оборудование:  компьютер, медиапроектор, компьютерная презентация, буклет для анализа поэтического текста, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 20017.

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

Мотивирование к деятельности, целеполагание

- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным стихотворением А.Блока «О, как безумно за окном…». Почему удивительным? Да потому что в нём «спрятана» тайна.

-А что значит тайна?

- А вы любите открывать тайны?

- Сегодня у нас есть возможность побывать в роли исследователей и попытаться раскрыть тайну.

- Что же нам нужно для этого сделать?

 

 

- Приступим к исследованию, а результаты будем заносить в буклет. Рассмотрим его. Мы видим портрет  А.Блока, на нем автор выглядит приблизительно так, как выглядел, когда писал это стихотворение. В буклете есть словарик, который поможет в работе.

Отвечают на вопросы, включаются в деятельность

Возможные ответы:

что-то неизвестное, скрытое, спрятанное

да, это очень интересно

 

Формулируют цель урока (Внимательно прочитать текст, обратить внимание на каждое слово, понять, о чем стихотворение, что хотел сказать автор)

 

Рассматривают буклет

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Умение взаимодействовать  с другими  людьми (К)

 

 

 

Формулирование познавательной цели (П)

Целеполагание (Р)

Самоопределение (Л)

 

2.

Актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, планирование деятельности

Сейчас я прочитаю стихотворение так, как я его прочувствовала. Когда будете слушать, постарайтесь представить картину, нарисованную автором, уловить настроение.

(Звучит стихотворение под шум ветра)

- Вам понравилось?

-Что представляли, когда слушали? Какие образы увидели? Какое было настроение?

-О чем это стихотворение на первый взгляд? (пейзажная лирика - записать в буклет вывод №1) Неслучайно, это стихотворение располагается в разделе «Родная природа»

 

- Но только ли о природе идет речь?

 

 

- А какая еще мысль выражена в стихотворении? На что решается лирический герой?

 

 

-Можем ли мы сразу сказать, почему он это делает?

 

- Сформулируем проблемный вопрос урока –

 « Почему лирический герой желает разделить участь страдальцев?»  - запишем

 

- Какие есть предположения, догадки – гипотеза?  ( из жалости)

- А разве поможешь страдающим, если просто разделишь их участь? Только ли от жалости страдает герой?

-А с чего начинается стихотворение? Прочитайте.

- Какое слово в эпиграфе ключевое?

 

- Кто в этом стихотворении несчаслдивцы?

 

 

 

 

 

- Что нам надо сделать, чтобы понять замысел автора, чтобы доказать гипотезу?

 

Ход работы (записать)

1.Внимательно прочитать стихотворение

2.Исследовать изобразительно-выразительные средства

3.Узнать из дополнительных источников факты об истории написании стихотворения

4. Понять авторскую позицию

5. Сделать выводы, сравнить результаты с гипотезой

 

Активное слушание, затем рассуждают, записывают выводы в буклет

 

 

 

Буря, тучи, дождь, ветер, ночь

О природе – записывают в буклет под №1.

 

О сострадании к «людям, лишенным крова» - записывают под №2

Разделить участь страдальцев

О желании разделить участь страдальцев – под №3

 

 

 

Формулируют проблемный вопрос, записывают его в буклет

 

 

 

 

С эпиграфа

Несчастливцы

Люди, лишенные крова, сам лирический герой

Выдвигают и формулируют гипотезы. Например, герой тоже страдает, он несчастлив

Записывают

 

 

 

Обсуждают и записывают ход работы

Смыслообразование (Л)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

 

 

 

Умение взаимодействовать  с другими  людьми (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование проблемы (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Планирование (Р)

 

3.

Реализация  проекта

Дома вы уже начали исследование. Находили и выписывали эпитеты, олицетворения, метафоры. Сравните, что у вас получилось с образцом. (см. на экран). Допишите недостающее.

- Случайно ли здесь столько олицетворений? О чем мы догадываемся? Это изображение бури только в природе?

 

 

- Что еще, какие средства выразительности подчеркивают, что у лирического героя буря в душе?

    -обратим внимание на знаки препинания

 

 

 

-Слова какой части речи самые эмоциональные? Прочитайте их.

 

-Случайно ли стихотворение не разбито на строфы?

 

-А какой прием помогает услышать вой ветра, стон героя? Какие звуки повторяются?

 

-Обратим внимание и на композицию стихотворения. С чего начинается и чем заканчивается? Запишем наблюдения

 

 

-Сделаем промежуточный вывод. Все средства выразительности подчеркивают тревогу, смятение лирического героя, замкнутость на переживаниях. Подтверждается ли гипотеза? Запишем под стрелкой – лирический герой страдает

 

-Но от чего он страдает? Чтобы узнать больше о душевном состоянии автора на момент написания произведения, мы обратились к дополнительным источникам.

 Приглашаем творческую группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что еще нам удалось найти  об этом стихотворении в подтверждение гипотезы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишем в буклет. 1. Есть эпиграф:

« Вы, бедные, нагие несчастливцы» . Лир.

Это слова из трагедии У.Шекспира «Король Лир»

2.Автор только что расстался с любимой, Любовью Менделеевой

 

 

 

 

 

 

-Почему люди страдают, когда расстаются с другими людьми? Что самое страшное для человека?

Запишем под стрелкой – страдает от одиночества

 

- Какой мотив главный в этом стихотворении?

 

 

Самостоятельно проверяют домашнюю работу, корректируют ее.

 

 

Узнаем состояние лирического героя. Буря в душе поэта. Душа не может найти успокоения. В душе мрак, она ревет, замирает, изнывает.

 

Обсуждают, записывают

- восклицательные предложения показывают сильные чувства, тревогу, страх, многоточия –трудно высказать все, что на душе, чувства переполняют

- много оценочных глаголов глаголов

- стихотворение не разбито на строфы, это словно «выдох», крик от боли.

- повтор гласных «у», «о» (ассонанс)

 

- кольцевая композиция подчеркивает замкнутость на переживаниях

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика

За информацией мы обратились в интернет.

У этого стихотворения есть эпиграф:

« Вы, бедные, нагие несчастливцы»  Лир.

 Мы заинтересовались, кто этот Лир. Оказалось, что А.Блок был увлечен творчеством У.Шекспира. Это слова короля Лира из трагедии «Король Лир».

 Герой был обманут близкими людьми, своими родными дочерьми, и изгнан из королевства. Он страдает от отчаяния, от несправедливости, от одиночества. В изгнании король Лир начинает думать о простых бедных бродягах, подобно ему страдающих от непогоды.

Блок был восхищен игрой актера, исполнявшего главную роль в спектакле по этому произведению. Так родилось  стихотворение «О, как безумно за окном…».

Неоднократно трагедия Шекспира экранизировалась. Вот эпизод из фильма 1970 года по  трагедии Шекспира «Король Лир». На наш взгляд, он тоже может помочь понять состояние лирического героя стихотворения А.Блока.

Смотрим фильм.

Вывод. Поскольку эпиграф содержит основную мысль текста, а в нем говорится о несчастных людях, значит лирический герой действительно несчастлив.

 

Также мы узнали, что стихотворение написано 24 августа 1899 года. Поэт был влюблен в Любовь Менделееву, считал ее своей невестой (Это дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева). Они были знакомы с детства. Потом долго не виделись. Встретились, когда Александру  было 17 лет, а Любови – 16. Они вместе сыграли в домашнем спектакле по пьесе Шекспира «Гамлет». Но в то лето они расстались. Блок очень переживал.

 В 2003 году влюбленные все-таки поженились.

Вывод. Страдает от расставания с любимой.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одиночество

 

 

 

 

Мотив одиночества

 

Тяжело, когда тебя кто-то покидает

 

 

 

 

Самоконтроль (Р)

Коррекция (Р)

 

 

 

Анализ (П)

Синтез (П)

Сравнение (П)

Выведение следствий (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Умение взаимодействовать  с другими  людьми (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смыслообразование (Л)

4.

Выражение решения проблемы

 

 

- Какова главная мысль? Подтвердилась  ли наша гипотеза? Подчеркнем в буклете

-А вы испытывали чувство одиночества? А сострадали людям, которым было плохо?

 А может быть, и сейчас кому-то из нас грустно и одиноко, ведь у всех разные жизненные обстоятельства. Мы можем помочь таким людям?

 

 

Давайте встанем, повернемся друг к другу, улыбнемся. Пусть всем будет чуточку веселее

 

 

- В студенческие годы Блок примкнул к течению символистов, но до этого он занимался активным поиском себя в поэзии, постоянно экспериментируя с жанрами и стилями. Итогом этих поисков стал сборник стихотворений «Ante Lucem», опубликованный в 1899 году. Среди прочих произведений в него вошло стихотворение «О, как безумно за окном», в котором сквозь призму разбушевавшейся природы показаны душевные терзания юного поэта.

 Какое слово – символ в этом произведении, которое объединяет все смыслы?

Запишем в буклет

 

Это стихотворение  неоднозначное, философское. Мы попытались приоткрыть его тайну.

Быть одиноким – тяжело. Одинокий человек несчастлив.

Гипотеза верна

 

Каждому знакомо чувство одиночества

 

Обращаются к личному опыту. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать.  Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие

 

 Физкультминутка

 

 

 

 

Символизм

О душевных терзаниях  юного поэта. – Запишем под №4 в начале

 

 

 

 

 

Буря – образ - символ

 

 

Философская лирика

Самоопределение и самопознание(л)

Морально-этическая ориентация и нравственная оценка (л)

Умение взаимодействовать  с другими  людьми (К)

 

5.

Рефлексия

Подведение итогов

. -У нас получилась интеллект-карта. Сможете дома по ней рассказать о стихотворении ?

-Интересно, а как вы прочувствовали настроение стихотворения? Попробуйте прочитать его выразительно.

-Сегодня на уроке я почувствовал …

узнал …

понял …

А захотелось ли прочитать «Короля Лира»?

 

 

 

 

Выразительное чтение стихотворения

 

 

 

 

Устно высказываются

 

 

 

 

 

 

 

Построение речевого высказывания (п)

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

1.Выучите стихотворение наизусть.

2.Расскажите о стихотворении, опираясь на интеллект-карту.

3.Вспомните другие стихотворения, где главный мотив - одиночество.

И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где - то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Сейчас я прочитаю стихотворение так, как я его прочувствовала

Сейчас я прочитаю стихотворение так, как я его прочувствовала

Что нам надо сделать, чтобы понять замысел автора, чтобы доказать гипотезу?

Что нам надо сделать, чтобы понять замысел автора, чтобы доказать гипотезу?

Слова какой части речи самые эмоциональные?

Слова какой части речи самые эмоциональные?

Что еще нам удалось найти об этом стихотворении в подтверждение гипотезы?

Что еще нам удалось найти об этом стихотворении в подтверждение гипотезы?

Что еще нам удалось найти об этом стихотворении в подтверждение гипотезы?

Что еще нам удалось найти об этом стихотворении в подтверждение гипотезы?

Это слова из трагедии У.Шекспира «Король

Это слова из трагедии У.Шекспира «Король

Выражение решения проблемы -

Выражение решения проблемы -

Какое слово – символ в этом произведении, которое объединяет все смыслы?

Какое слово – символ в этом произведении, которое объединяет все смыслы?

Рефлексия Подведение итогов

Рефлексия Подведение итогов

Домашнее задание 1.Выучите стихотворение наизусть

Домашнее задание 1.Выучите стихотворение наизусть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.