Литературное чтение
УМК « Начальная школа 21 века»
Урок 40. Э. Шим «Всем вам крышка».
К. Ушинский «Мороз не страшен»
Тип урока: комбинированный |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе, обучения анализу художественного текста, использованию в речи литературоведческих понятий (сказка, рассказ, герой произведения); способствовать расширению и обогащению круга чтения, включению в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, обучению работе в группах, умению понимать и объяснению нравственно-этические правила поведения героев произведения; содействовать воспитанию любви к родной природе, обогащению нравственного опыта |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: знают основные отличия авторской сказки от народной, соотносят текст с готовым планом и пересказывают по данному плану, с помощью учителя составляют рассказ по иллюстрации |
Метапредметные: познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; овладевают навыками смыслового чтения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; коммуникативные: адекватно используют средства устного общения; осуществляют конструктивные способы взаимодействия |
Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции |
Образовательные ресурсы: картинный план к произведению И. Соколова-Микитова «Зима в лесу», проектор для презентации; снежинки из бумаги. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы |
|
I. Организация начала
|
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? –Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. |
Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу |
Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
|
II. Проверка домашнего задания |
Тётушка крутая, Белая да седая В мешке стужу везёт, На землю снег трясёт, Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима) - Как вы думаете , почему именно о зиме я загадала вам загадку ?
– Именно этому времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. А. Пушкин – Почему зимнее время года называют волшебным? . – Назовите тему прошлого урока.
– Какое было домашнее задание? – Что хотел рассказать нам автор? – Кто оказался лучшим рассказчиком? |
Внимательно слушают аудиозапись
Презентация – «И. Соколов-Микитов
«Зима – Подготовить пересказ по плану: 1. Зайцы-беляки. 2. По первой пороше. 3. Медведь в берлоге. Пересказывают по плану |
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
|
III. Постановка
учебной |
Демонстрирует портрет Э. Шима и обложки его книг. – Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о зиме. - С автором мы уже знакомы. Иллюстрации вам подскажут фамилию нашего автора. - Какие произведения вам напоминают эти иллюстрации? – Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. – О чем пишет Э. Шим? – Э. Шим рассказывает детям в занимательной форме с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает |
Читают названия книг Э. Шима. – Эдуард Шим.
Отвечают на вопросы |
Осуществляют логические операции (анализ объектов с целью выделения признаков). Умеют с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулируют и аргу-ментируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно
воспринимают информацию, полученную из рассказа Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. |
|
IV. Работа 1. Знакомство |
– Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать? – Хотите прочитать это произведение? – Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение? Когда так говорят? |
– «Всем вам крышка»
|
||
1) Прогнозирование содержания произведения |
– О чем может быть это произведение? |
Высказывают свое мнение |
||
2) Словарная |
Властелин – тот, кто обладает властью, повелитель. Вмиг – очень быстро, сразу. Мальки-сеголетки – молодняк рыбы текущего года. Неспособно – не имеет возможности сделать что-либо |
Дети работают карандашом и отмечают непонятные слова знаком «?» Дают толкование слов |
||
3) Первичное чтение произведения |
|
|
||
4) Проверка восприятия |
– Понравилось вам это произведение? Чем? – Что вас взволновало? – Назовите жанр. – Кто главный герой этой сказки? – Морозко молод или стар? Почему вы так решили? – Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: «Есть ли зимой жизнь под водой?» Подтвердите словами из текста. – На кого рассердился Морозко? Почему Морозко сердится?
– Что бы произошло, если бы болота и озера замерзали полностью? – А как бы вы озаглавили эту сказку? – Какими мыслями хотел поделиться Э. Шим? – Э. Шим в занимательной форме рассказал о водоемах зимой. Все в природе продумано. Водоемы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоемов спокойно переживают зиму. – Хотя и злился Морозко, закрывая водоемы «крышкой», пугая обитателей, но испугались ли они его? – В произведении Э. Шима Морозко – юмористический персонаж, а совсем не жестокий и безжалостный. Итог: все
водоемы, от неглубоких лужиц – Можно ли эту сказку назвать познавательной? Почему? – Видите, какой интересный прием выбрал автор Эдуард Шим, чтобы рассказать вам о том, что и зимой жизнь подо льдом не прекращается. – Как вы понимаете
словосочетание «познавательная -Как вы думаете , как сложился бы сюжет сказки , если бы Морозко не простудился? |
Отвечают на вопросы.
Он сердился, потому что слякотно и сыро было кругом.
– Все животные погибли бы.
Высказывают свои предположения
|
||
5) Моделирование обложки |
– Смоделируем обложку сказки. – О чем сказка? Отметим на модели. – Кто автор? – Как называется сказка? |
Моделируют обложку на доске, осуществляют проверку |
||
Физкультминутка под музыку |
Елочка- ноги на ширине плеч , руки в сторону Сугроб- присесть , руки над головой Снежинка- кружимся Дорога- шагаем на месте |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
|
2. Знакомство 1) Самостоятельное чтение произведения |
– Прочитайте самостоятельно произведение Константина Ушинского «Мороз не страшен» |
Выполняют задание |
Осуществляют логические операции (анализ объектов с целью выделения признаков). Умеют с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли Определяют последова- тельность промежуточных целей с учетом конечного результата |
|
2) Проверка восприятия |
– Понравилось вам произведение? Чем? – К какому жанру оно относится? |
Отвечают на вопросы |
||
3) Моделирование обложки |
|
Дети работают на листочках. Ответ появляется на экране. |
||
4) Выполнение заданий
к прочитанному тексту «Мороз РТ с. 61 |
– Как дети встретили Зиму? Найдите ответ в тексте. – Как Зима пугает детей? Прочитайте. – Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к тексту? Докажите |
Выполняют задания
|
||
Сравните героев сказки. |
.
|
|
||
V. Итог урока. Рефлексия |
– С каким произведением познакомились на уроке? – Кто автор? – Что нового узнали? – О чем хотел сказать автор? – Достигли мы цели урока? – Что особенно понравилось на уроке? – Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Оцените свою работу. Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок, возьмите голубую снежинку; если допустили мало ошибок – синюю; если не все получалось ,работали слабо – белую |
Отвечают на вопросы.
Осуществляют самооценку |
Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют самооценку. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
|
Домашнее задание учитель распределяет по уровню учащихся |
1. учебник, с. 123–126 (выразительно читать); 2. учебник, с. 123–126 (выразительно читать); РТ, задание 1, с. 59–60, задание 3*; 3. Найти и прочитать сказку, главным героем которой является Морозко |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Выделяют и осознают
то, что уже усвоено |
Ресурсный материал
Литературная викторина
– Вы готовы проверить себя, свою память? Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса. Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки. За правильный ответ Морозко дарит вам снежинку.
• «Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям». (Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».)
• «…Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силен и спокоен январский снег. Тяжелым, холодным одеялом накрывает он поля». (Рассказ автора Иванова «Каким бывает снег».)
• «…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы…». (Рассказ автора Пришвина «Деревья в лесу».)
• «…Однако старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять… пищит что-то в горшочке… девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок…». (Авторская сказка В. И. Даля «Девочка Снегурочка».)
• Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло. (Стихотворение автора Александрова «Зима».)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.