Конспект урока по литературе. Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМ КРЫШКА».
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе. Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМ КРЫШКА».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
22.06.2022
Конспект  урока по литературе. Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМ КРЫШКА».
Литературное чтение. УМК « Начальная школа 21 века» Конспект урока по литературе. Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМ КРЫШКА». К. УШИНСКИЙ «МОРОЗ НЕ СТРАШЕН».
Открытый урок по литературе. Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМ КРЫШКА»..doc

Литературное чтение

УМК « Начальная школа 21 века»

Урок 40. Э. Шим «Всем вам крышка».
К. Ушинский «Мороз не страшен»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе, обучения анализу художественного текста, использованию в речи литературоведческих понятий (сказка, рассказ, герой произведения); способствовать расширению и обогащению круга чтения, включению в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, обучению работе в группах, умению понимать и объяснению нравственно-этические правила поведения героев произведения; содействовать воспитанию любви к родной природе, обогащению нравственного опыта

Планируемые результаты

Предметные: знают основные отличия авторской сказки от народной, соотносят текст с готовым планом и пересказывают по данному плану, с помощью учителя составляют рассказ по иллюстрации

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; овладевают навыками смыслового чтения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: адекватно используют средства устного общения; осуществляют конструктивные способы взаимодействия

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: картинный план к произведению И. Соколова-Микитова «Зима в лесу», проектор для презентации; снежинки из бумаги.

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала
урока

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи.

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка домашнего задания

Тётушка крутая,
Белая да седая
В мешке стужу везёт,
На землю снег трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
(Зима)
- Как вы думаете , почему именно о зиме я загадала вам загадку ?

Именно этому времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.

 

 Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

                                 А. Пушкин

– Почему зимнее время года называют волшебным?

.

– Назовите тему прошлого урока.

 

– Какое было домашнее задание?

– Что хотел рассказать нам автор?

– Кто оказался лучшим рассказчиком?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают аудиозапись

 

 

 

 

 

 

Презентация

– «И. Соколов-Микитов «Зима
в лесу».

– Подготовить пересказ по плану:

1. Зайцы-беляки.

2. По первой пороше.

3. Медведь в берлоге.

Пересказывают по плану

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

III. Постановка учебной
задачи

Демонстрирует портрет Э. Шима и обложки его книг.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о зиме.

- С автором мы уже знакомы. Иллюстрации вам подскажут фамилию нашего автора.

- Какие произведения вам напоминают эти иллюстрации?

– Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

– О чем пишет Э. Шим?

– Э. Шим рассказывает детям в занимательной форме с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает

 

 

 

Читают названия книг Э. Шима.

– Эдуард Шим.

 

Отвечают на вопросы

Осуществляют логические операции (анализ объектов с целью выделения признаков).

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Формулируют и аргу-ментируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

IV. Работа
по теме урока.

1. Знакомство
с произведением Э. Шима «Всем вам
крышка»

– Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?

– Хотите прочитать это произведение?

– Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение? Когда так говорят?

– «Всем вам крышка»

 

 

 

1) Прогнозирование содержания произведения

– О чем может быть это произведение?

Высказывают свое мнение

2) Словарная
работа
по ходу чтения

Властелин – тот, кто обладает властью, повелитель.

Вмиг – очень быстро, сразу.

Мальки-сеголетки – молодняк рыбы текущего года.

Неспособно – не имеет возможности сделать что-либо

Дети работают карандашом и отмечают непонятные слова  знаком  «?»

Дают толкование слов

3) Первичное чтение произведения

 

 

4) Проверка восприятия

– Понравилось вам это произведение? Чем?

– Что вас взволновало?

– Назовите жанр.

– Кто главный герой этой сказки?

– Морозко молод или стар? Почему вы так решили?

– Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: «Есть ли зимой жизнь под водой?» Подтвердите словами из текста.

– На кого рассердился Морозко? Почему  Морозко сердится?

 

– Что бы произошло, если бы болота и озера замерзали полностью?

– А как бы вы озаглавили эту сказку?

– Какими мыслями хотел поделиться Э. Шим?

– Э. Шим в занимательной форме рассказал о водоемах зимой. Все в природе продумано. Водоемы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоемов спокойно переживают зиму.

– Хотя и злился Морозко, закрывая водоемы «крышкой», пугая обитателей, но испугались ли они его?

 – В произведении Э. Шима Морозко – юмористический персонаж, а совсем не жестокий и безжалостный.

Итог: все водоемы, от  неглубоких лужиц
и до глубоких рек, озер, покрываются зимой корочкой льда разной толщины. Это только помогает подводному миру сохранить себя.

– Можно ли эту сказку назвать познавательной? Почему?

– Видите, какой интересный прием выбрал автор Эдуард Шим, чтобы рассказать вам о том, что и зимой жизнь подо льдом не прекращается.

– Как вы понимаете словосочетание «познавательная
сказка»?

-Как вы думаете , как сложился бы сюжет сказки , если бы Морозко не простудился?

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Он сердился, потому что слякотно и сыро было кругом.

 

– Все животные погибли бы.

 

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

5) Моделирование обложки

– Смоделируем обложку сказки.

– О чем сказка? Отметим на модели.

– Кто автор?

– Как называется сказка?

Моделируют обложку на доске, осуществляют проверку

Физкультминутка под музыку

Елочка- ноги на ширине плеч , руки в сторону

Сугроб- присесть , руки над головой

Снежинка- кружимся

 Дорога- шагаем на месте

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

2. Знакомство
с произведением К. Ушинского «Мороз
не страшен».

1) Самостоятельное чтение произведения

 

 

 

 

 

– Прочитайте самостоятельно произведение Константина Ушинского «Мороз не страшен»

 

 

 

 

 

Выполняют задание

Осуществляют логические операции (анализ объектов с целью выделения признаков).

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определяют последова-

тельность промежуточных целей с учетом конечного результата

2) Проверка восприятия

– Понравилось вам произведение? Чем?

– К какому жанру оно относится?

Отвечают на вопросы

3) Моделирование обложки

Дети работают на листочках.

 Ответ появляется на экране.

4) Выполнение заданий к прочитанному тексту «Мороз
не страшен»

РТ с. 61

– Как дети встретили Зиму? Найдите ответ в тексте.

– Как Зима пугает детей? Прочитайте.

– Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к тексту? Докажите

Выполняют задания

 

 

Сравните героев сказки.

.

   Морозко

Обидчивый

Молодой

Злой

Неопытный

    Зима

Обидчивая

Взрослая

Суровая

Опытная

 

V. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением познакомились на уроке?

– Кто автор?

– Что нового узнали?

– О чем хотел сказать автор?

– Достигли мы цели урока?

– Что особенно понравилось на уроке?

– Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Оцените свою работу. Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок, возьмите голубую снежинку; если допустили мало ошибок – синюю; если  не все получалось ,работали слабо – белую

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку

Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Осуществляют самооценку.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Домашнее

задание

учитель распределяет по уровню

учащихся

1.      учебник, с. 123–126 (выразительно читать);

2.      учебник, с. 123–126 (выразительно читать); РТ, задание 1, с. 59–60, задание 3*;

3.      Найти и прочитать сказку, главным героем которой является Морозко

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения

 

 

 

 

 

 

Ресурсный материал

Литературная викторина

– Вы готовы проверить себя, свою память? Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса. Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки. За правильный ответ Морозко дарит вам снежинку.

•  «Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям». (Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».)

•  «…Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силен и спокоен январский снег. Тяжелым, холодным одеялом накрывает он поля». (Рассказ автора Иванова «Каким бывает снег».)

•  «…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы…». (Рассказ автора Пришвина «Деревья в лесу».)

•  «…Однако старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять… пищит что-то в горшочке… девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок…». (Авторская сказка В. И. Даля «Девочка Снегурочка».)

•  Снежок порхает, кружится,

  На улице бело,

  И превратились лужицы

  В прозрачное стекло. (Стихотворение автора Александрова «Зима».)


Скачано с www.znanio.ru

Литературное чтение УМК « Начальная школа 21 века»

Литературное чтение УМК « Начальная школа 21 века»

Громко прозвенел звонок, Начинается урок

Громко прозвенел звонок, Начинается урок

Демонстрирует портрет Э. Шима и обложки его книг

Демонстрирует портрет Э. Шима и обложки его книг

Назовите жанр. – Кто главный герой этой сказки? –

Назовите жанр. – Кто главный герой этой сказки? –

Моделирование обложки– Смоделируем обложку сказки

Моделирование обложки– Смоделируем обложку сказки

Выполнение заданий к прочитанному тексту «Мороз не страшен»

Выполнение заданий к прочитанному тексту «Мороз не страшен»

Ресурсный материал Литературная викторина –

Ресурсный материал Литературная викторина –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022