Конспект урока по литературе "Спешите делать добрые дела" по произведению К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе "Спешите делать добрые дела" по произведению К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—9 кл
21.11.2022
Конспект урока по литературе "Спешите делать добрые дела" по произведению К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Конспект по литературе "Спешите делать добрые дела" по произведению К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Технологическая карта урока литературы.docx

Технологическая карта урока литературы

Пояснительная записка.

Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Спешите делать добрые дела» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.

Рассказ учит ребят чуткому отношению к маме, поэтому имеет большую воспитательную ценность.

Урок из курса изучения литературы конца 20-ого века продолжает изучение творчества мастера литературного слова К. Г. Паустовского. В своём произведении автор обращается к внутреннему миру человека и его проявлениям в различных жизненных ситуациях.

Данный урок – это урок нравственности, человечности, он позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям произведения.

 

Тема урока

«Спешите делать добрые дела» по произведению К. Г. Паустовского «Телеграмма». (Урок – размышление)

Цели

Формирование навыков смыслового чтения и умения работы с информацией по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма»

 

Задачи

Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев;

Воспитательные: формировать представление о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании; помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Развивающие: развивать у учащихся критическое мышление через работу с текстом, формирование функциональной грамотности у обучающихся.

Формировать УУД:

личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;

предметные: научиться интерпретировать прочитанное;

- определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста.

- адекватно эмоционально откликаться на анализируемое произведение;

- осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

метапредметные:

познавательные: осмысленно читать текст рассказа, выделяя и формулируя познавательную цель;

-  совершенствовать умение работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты;

-  анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера.

-  осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям;

-  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.

коммуникативные:

- моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

Тип урока

урок – размышление

Формы работы

индивидуальная;

фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся (преобладает на протяжении всего урока).

частично-поисковый метод, исследовательский, проблемный (беседа).

Технологии 

 

ИКТ (презентация);

личностно-ориентированное и проблемное обучение;

проектные технологии

Средства обучения, в том числе ЭОР

 

Мультимедийные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация);

портрет К.Г.Паустовского, рассказ К. Паустовского «Телеграмма»;

рабочие тетради; толковый словарь;

на доске эпиграф «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». М. Горький
карточки к уроку, бланк телеграммы.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Работа в группах, коллективная работа

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность

В

р

е

м

я

учителя

учащихся

№1

Организационный этап.

Цель: создать благоприятный психологический климат

Приветствует обучающихся.

Настраивает их на работу. Создает положительную мотивацию.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приём «Отсроченное доброе дело» (направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке)

 

Слушают учителя.

Готовятся к восприятию учебного материала.

1

№2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: познакомить с темой урока и целью

Предлагает прочитать текст телеграммы («Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский).

Задание:

- Как вы поняли смысл высказывания?

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке и как мы построим свою работу?

- Определить тему и цель урока

 

Читают телеграмму, отвечают на вопросы.

Определяют и записывают тему урока.

Самостоятельно определяют цели урока.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия.

Размышления над прочитанным рассказом.

Цель этапа: активизировать все мыслительные операции и познавательные процессы учащихся (внимание, речь, память, мышление)

Использование интерактивного подхода: творческие задания; работа в малых группах.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания.

1.Дает поисковую работу обучающимся

(определить значение слова «нравственность» в словаре С.И. Ожегова)

2.Формулирует задание: предлагает распределить карточки с различными чертами человека, выделить карточки с нравственными категориями.

Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову «нравственность»

Задание: составьте, обсудите в группе свои композиционные планы рассказа,

подберите к каждой части эпиграф из текста.

Примерный план:

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4 часть. Эпилог.

 

 

Определяют значение слова «нравственность»

 

Распределяют карточки по категориям и выделяют их

 

5

№4

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа: подготовка

мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

Проверка индивидуального домашнего задания

(Узнать историю создания рассказа)

1.Совместно с обучающимися выдвигает проблему

2. Организует работу в группах

3.Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Задания по группам:

1 группа – Екатерина Петровна;

2 группа – Настя;

3 группа – Тихон, Маняша.

Организует беседу по вопросам к каждой группе

1 группа

-С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?

-Какая деталь, словно оживляет представляемое?

-Как вы думаете, для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?

- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?

-Какова роль эпизода встречи с кленом?

-Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки?

Читается письмо Катерины Петровны Насте

 - Письмо отправлено. Каков же результат?

- Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала ее ждать?

- Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал.

- Что хотел этим сказать автор?

2 группа

-Что узнаем о жизни и занятии Насти?

- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему?

-Выставка удалась? Чья это заслуга?

-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она?

Какими качествами обладает Настя по отношению к матери?

К работе?

 

Просит составить таблицу-кластер, распределив качества Насти.

3 группа

Образ Тихона

Образ Маняши

Индивидуальное сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая группа отвечает с докладом

 

 

 

 

 

 

 

Слушают письмо, поднимают ладошки

 

 

 

 

 

Распределяют качества Насти (на доске кластер, сердце: одна половина - работа, другая – мама).

Анализируют кластер, делают вывод.

6

 

 

№5

Физминутка.

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

1. Организует проведение физической минутки.

2. Организует деятельность по развитию речи обучающихся: чтение скороговорок и чистоговорок.

Осуществляют речевую разминку:

 

1

№6

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели этапа: осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности

Направляет обучающихся к формулировке вывода.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли ее достичь?

Вернемся к началу урока и к тому доброму делу, которое мы хотели сделать.

Перед вами пустой бланк телеграммы. Глядя на фотографии ваших родных, напишите им несколько теплых слов и пожеланий

Пишут на пустом бланке телеграммы слова

 

Оценивают свою работу на уроке.

1

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы

Задачи Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев;

Задачи Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев;

Этапы урока Деятельность

Этапы урока Деятельность

Использование интерактивного подхода: творческие задания; работа в малых группах

Использование интерактивного подхода: творческие задания; работа в малых группах

Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал

Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал

Направляет обучающихся к формулировке вывода

Направляет обучающихся к формулировке вывода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022