Конспект урока по литературе "Спешите делать добрые дела" по произведению К.Г.Паустовского "Телеграмма"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект по литературе "Спешите делать добрые дела" по произведению К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Иконка файла материала Технологическая карта урока литературы.docx

Технологическая карта урока литературы

Пояснительная записка.

Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Спешите делать добрые дела» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.

Рассказ учит ребят чуткому отношению к маме, поэтому имеет большую воспитательную ценность.

Урок из курса изучения литературы конца 20-ого века продолжает изучение творчества мастера литературного слова К. Г. Паустовского. В своём произведении автор обращается к внутреннему миру человека и его проявлениям в различных жизненных ситуациях.

Данный урок – это урок нравственности, человечности, он позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям произведения.

 

Тема урока

«Спешите делать добрые дела» по произведению К. Г. Паустовского «Телеграмма». (Урок – размышление)

Цели

Формирование навыков смыслового чтения и умения работы с информацией по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма»

 

Задачи

Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев;

Воспитательные: формировать представление о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании; помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Развивающие: развивать у учащихся критическое мышление через работу с текстом, формирование функциональной грамотности у обучающихся.

Формировать УУД:

личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения;

предметные: научиться интерпретировать прочитанное;

- определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста.

- адекватно эмоционально откликаться на анализируемое произведение;

- осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

метапредметные:

познавательные: осмысленно читать текст рассказа, выделяя и формулируя познавательную цель;

-  совершенствовать умение работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты;

-  анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера.

-  осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям;

-  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников.

коммуникативные:

- моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

Тип урока

урок – размышление

Формы работы

индивидуальная;

фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся (преобладает на протяжении всего урока).

частично-поисковый метод, исследовательский, проблемный (беседа).

Технологии 

 

ИКТ (презентация);

личностно-ориентированное и проблемное обучение;

проектные технологии

Средства обучения, в том числе ЭОР

 

Мультимедийные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация);

портрет К.Г.Паустовского, рассказ К. Паустовского «Телеграмма»;

рабочие тетради; толковый словарь;

на доске эпиграф «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». М. Горький
карточки к уроку, бланк телеграммы.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Работа в группах, коллективная работа

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность

В

р

е

м

я

учителя

учащихся

№1

Организационный этап.

Цель: создать благоприятный психологический климат

Приветствует обучающихся.

Настраивает их на работу. Создает положительную мотивацию.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приём «Отсроченное доброе дело» (направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке)

 

Слушают учителя.

Готовятся к восприятию учебного материала.

1

№2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: познакомить с темой урока и целью

Предлагает прочитать текст телеграммы («Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский).

Задание:

- Как вы поняли смысл высказывания?

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке и как мы построим свою работу?

- Определить тему и цель урока

 

Читают телеграмму, отвечают на вопросы.

Определяют и записывают тему урока.

Самостоятельно определяют цели урока.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия.

Размышления над прочитанным рассказом.

Цель этапа: активизировать все мыслительные операции и познавательные процессы учащихся (внимание, речь, память, мышление)

Использование интерактивного подхода: творческие задания; работа в малых группах.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания.

1.Дает поисковую работу обучающимся

(определить значение слова «нравственность» в словаре С.И. Ожегова)

2.Формулирует задание: предлагает распределить карточки с различными чертами человека, выделить карточки с нравственными категориями.

Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову «нравственность»

Задание: составьте, обсудите в группе свои композиционные планы рассказа,

подберите к каждой части эпиграф из текста.

Примерный план:

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4 часть. Эпилог.

 

 

Определяют значение слова «нравственность»

 

Распределяют карточки по категориям и выделяют их

 

5

№4

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа: подготовка

мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

Проверка индивидуального домашнего задания

(Узнать историю создания рассказа)

1.Совместно с обучающимися выдвигает проблему

2. Организует работу в группах

3.Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Задания по группам:

1 группа – Екатерина Петровна;

2 группа – Настя;

3 группа – Тихон, Маняша.

Организует беседу по вопросам к каждой группе

1 группа

-С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?

-Какая деталь, словно оживляет представляемое?

-Как вы думаете, для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?

- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?

-Какова роль эпизода встречи с кленом?

-Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки?

Читается письмо Катерины Петровны Насте

 - Письмо отправлено. Каков же результат?

- Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала ее ждать?

- Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал.

- Что хотел этим сказать автор?

2 группа

-Что узнаем о жизни и занятии Насти?

- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему?

-Выставка удалась? Чья это заслуга?

-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она?

Какими качествами обладает Настя по отношению к матери?

К работе?

 

Просит составить таблицу-кластер, распределив качества Насти.

3 группа

Образ Тихона

Образ Маняши

Индивидуальное сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая группа отвечает с докладом

 

 

 

 

 

 

 

Слушают письмо, поднимают ладошки

 

 

 

 

 

Распределяют качества Насти (на доске кластер, сердце: одна половина - работа, другая – мама).

Анализируют кластер, делают вывод.

6

 

 

№5

Физминутка.

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

1. Организует проведение физической минутки.

2. Организует деятельность по развитию речи обучающихся: чтение скороговорок и чистоговорок.

Осуществляют речевую разминку:

 

1

№6

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели этапа: осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности

Направляет обучающихся к формулировке вывода.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли ее достичь?

Вернемся к началу урока и к тому доброму делу, которое мы хотели сделать.

Перед вами пустой бланк телеграммы. Глядя на фотографии ваших родных, напишите им несколько теплых слов и пожеланий

Пишут на пустом бланке телеграммы слова

 

Оценивают свою работу на уроке.

1

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также