Технологическая карта урока литературы
Пояснительная записка.
Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Спешите делать добрые дела» по рассказу «Телеграмма» составлена в соответствии с ФГОС. Урок направлен на совершенствование литературоведческого анализа, развитие универсальных учебных действий: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, осуществлять рефлексию; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии; осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; формулировать собственное мнение и позицию.
Рассказ учит ребят чуткому отношению к маме, поэтому имеет большую воспитательную ценность.
Урок из курса изучения литературы конца 20-ого века продолжает изучение творчества мастера литературного слова К. Г. Паустовского. В своём произведении автор обращается к внутреннему миру человека и его проявлениям в различных жизненных ситуациях.
Данный урок – это урок нравственности, человечности, он позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям произведения.
Тема урока |
«Спешите делать добрые дела» по произведению К. Г. Паустовского «Телеграмма». (Урок – размышление) |
Цели |
Формирование навыков смыслового чтения и умения работы с информацией по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма»
|
Задачи |
Образовательные: анализировать художественный текст, отмечая мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев; Воспитательные: формировать представление о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании; помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои; Развивающие: развивать у учащихся критическое мышление через работу с текстом, формирование функциональной грамотности у обучающихся. Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения; предметные: научиться интерпретировать прочитанное; - определять основную мысль каждого фрагмента рассказа, связать ее с основной мыслью текста. - адекватно эмоционально откликаться на анализируемое произведение; - осознавать авторское и собственное отношение к главной героине рассказа К. Паустовского Насте; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; метапредметные: познавательные: осмысленно читать текст рассказа, выделяя и формулируя познавательную цель; - совершенствовать умение работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты; - анализировать знаково-символическую систему в процессе составления кластера. - осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности и деятельность одноклассников. коммуникативные: - моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. - слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); |
Тип урока |
урок – размышление |
Формы работы |
индивидуальная; фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся (преобладает на протяжении всего урока). частично-поисковый метод, исследовательский, проблемный (беседа). |
Технологии
|
ИКТ (презентация); личностно-ориентированное и проблемное обучение; проектные технологии |
Средства обучения, в том числе ЭОР
|
Мультимедийные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация); портрет К.Г.Паустовского, рассказ К. Паустовского «Телеграмма»; рабочие тетради; толковый словарь; на доске эпиграф «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы
всегда в долгу, - это мать». М. Горький |
Формы организации образовательного пространства на уроке |
Работа в группах, коллективная работа
|
Этапы урока |
Деятельность |
В р е м я |
|
учителя |
учащихся |
||
№1 Организационный этап. Цель: создать благоприятный психологический климат |
Приветствует обучающихся. Настраивает их на работу. Создает положительную мотивацию. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приём «Отсроченное доброе дело» (направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке)
|
Слушают учителя. Готовятся к восприятию учебного материала. |
1 |
№2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: познакомить с темой урока и целью |
Предлагает прочитать текст телеграммы («Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский). Задание: - Как вы поняли смысл высказывания? - Предположите, о чем пойдет речь на уроке и как мы построим свою работу? - Определить тему и цель урока
|
Читают телеграмму, отвечают на вопросы. Определяют и записывают тему урока. Самостоятельно определяют цели урока. |
2
|
№3 Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия. Размышления над прочитанным рассказом. Цель этапа: активизировать все мыслительные операции и познавательные процессы учащихся (внимание, речь, память, мышление) |
Использование интерактивного подхода: творческие задания; работа в малых группах. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания. 1.Дает поисковую работу обучающимся (определить значение слова «нравственность» в словаре С.И. Ожегова) 2.Формулирует задание: предлагает распределить карточки с различными чертами человека, выделить карточки с нравственными категориями. Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову «нравственность» Задание: составьте, обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, подберите к каждой части эпиграф из текста. Примерный план: 1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?» 2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!» 3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой». 4 часть. Эпилог.
|
Определяют значение слова «нравственность»
Распределяют карточки по категориям и выделяют их
|
5 |
№4 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. Проверка индивидуального домашнего задания (Узнать историю создания рассказа) 1.Совместно с обучающимися выдвигает проблему 2. Организует работу в группах 3.Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Задания по группам: 1 группа – Екатерина Петровна; 2 группа – Настя; 3 группа – Тихон, Маняша. Организует беседу по вопросам к каждой группе 1 группа -С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? -Какая деталь, словно оживляет представляемое? -Как вы думаете, для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? - Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? -В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? -Какова роль эпизода встречи с кленом? -Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? Читается письмо Катерины Петровны Насте - Письмо отправлено. Каков же результат? - Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала ее ждать? - Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал. - Что хотел этим сказать автор? 2 группа -Что узнаем о жизни и занятии Насти? - Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? -Выставка удалась? Чья это заслуга? -Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? Какими качествами обладает Настя по отношению к матери? К работе?
Просит составить таблицу-кластер, распределив качества Насти. 3 группа Образ Тихона Образ Маняши |
Индивидуальное сообщение
Первая группа отвечает с докладом
Слушают письмо, поднимают ладошки
Распределяют качества Насти (на доске кластер, сердце: одна половина - работа, другая – мама). Анализируют кластер, делают вывод. |
6
|
№5 Физминутка. Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
1. Организует проведение физической минутки. 2. Организует деятельность по развитию речи обучающихся: чтение скороговорок и чистоговорок. |
Осуществляют речевую разминку:
|
1 |
№6 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цели этапа: осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности |
Направляет обучающихся к формулировке вывода. - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли ее достичь? Вернемся к началу урока и к тому доброму делу, которое мы хотели сделать. Перед вами пустой бланк телеграммы. Глядя на фотографии ваших родных, напишите им несколько теплых слов и пожеланий |
Пишут на пустом бланке телеграммы слова
Оценивают свою работу на уроке. |
1
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.