Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе
Тема: Н. Носов «Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний
· Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».
· Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.
· Оборудование: презентация, портрет Н. Носова, выставка его книг; карточки (задания), толковый словарь, таблицы Шульте.
· Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.
· Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.
Ход урока
I.Организационный момент
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
-Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. А теперь улыбнитесь и подарите его соседу.
III.Речевая разминка
1. Чистоговорка Слайд 1
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ла-ла ла – мама в магазин пошла.
Во-во-во – не боимся ничего.
Сят-сят- сят – сказка про трёх поросят.
Огу- огу-огу – кто схватил меня за ногу?
Олк- олк-олк – злой зубастый серый волк.
Ать-ать-ать – лучше будем мы читать.
2. Чтение с разной интонацией (карточка на парте)парная работа
- Прочитайте стихотворение медленно.
Мы с сестрёнкой Валей
Вовсе не скучаем.
Если только мы вдвоём -
Песни весело поём.
В игры разные играем,
Сказки вместе сочиняем.
- Прочитайте с ускорением, замедлением. Прочитайте быстро, еще быстрее.
- Прочитайте с удивлением (еще: с раздражением, восхищением, весело).
- Ребята, а почему ребятам было не скучно?
- Поднимите руку, кто любит играть. А какие игры вы любите и почему?
Работа в группах Игра «Шифровщик».
Дети объединены в группы по 4 человека. Они выбирают себе руководителя, который назначает спикера, писаря, сигнальщика.
(У каждой группы таблица) Слайд 3
- Если вы расшифруете слово в таблице, вы узнаете, какое произведение мы будем сегодня изучать.
Прочитайте, что здесь зашифровано.
5 |
Б |
И |
О |
В |
Ю |
Е |
4 |
Т |
Р |
Ж |
З |
Д |
Я |
3 |
Ч |
А |
Л |
С |
Ш |
Ф |
2 |
М |
Г |
Щ |
Й |
Э |
Ю |
1 |
Х |
Н |
У |
П |
Ц |
К |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
(4,4);( 2,3);( 1,4);( 6,5);( 4,2);( 2,1);( 2,5);( 6,1);( 2,5).
(На доске появляется слово «Затейники».)
- Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)
- Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики, весельчаки).
-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?
- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.
Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.
2. Руководитель массовых игр, развлечений.
- Итак, затейник- это организатор веселья.
- А теперь продолжим играть, вернитесь в стихотворение для разминки и внимательно посмотрите на шрифт, попробуйте прочитать слово . Н. Носов.
Сформулируйте тему нашего урока. С чем мы будем сегодня знакомиться на уроке?
-С рассказами Николая Николаевича Носова.
- Молодцы! А теперь какова цель нашего урока?
- Цель нашего урока «Познакомиться с жизнью и творчеством Николая Николаевича Носова». Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведением
- Хорошо! Для достижения этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?
-Познакомиться с биографией писателя.
-Хорошо. Что еще?
- Познакомимся с его рассказами.
-Как мы будем с вами работать с текстом?
- Мы будем читать текст выразительно.
-Какой еще вид работы с текстом мы можем делать?
- Составить план текста и пересказать его.
6. Знакомство с творчеством Н. Носова
- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, (тот, кто выполняет обычно физически тяжёлую или грязную работу), землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. . Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Федина задача», «Замазка», «Веселая семейка» и др.). В 1954 г. вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Первый его рассказ — «Затейники» — был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся.
-Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.
- Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
- Как вы думаете, почему?
- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие.
9. Словарная работа.
- Прежде чем познакомиться с новым произведением, попытаемся объяснить значение слов, которые встретятся в тексте.
Стащили – переместили, унесли куда - нибудь;
Починить - исправить, сделать пригодным для использования;
Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.
Физкультурная разминка
Быстро все ребята встали (руки на пояс)
Руки быстро вверх подняли
Быстро хлопнули 5 раз
А теперь морганье глаз:
Быстро – быстро поморгали ( 3-4сек.)
И ногами постучали (3-4 сек.)
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)
Отдохнул уставший класс…
Как синички полетели
И за парты тихо сели.
II. Осмысление содержания
1..Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении автора
- Какое настроение у вас после прочитанного текста?
-Кто герои рассказа? Назовите их имена.(Петя-автор и Валя)
-В какую игру дети играли? ( «Три поросёнка»)
- Могла ли такая история произойти с вами?
11.Первичное закрепление
Вторичное восприятие текста. Прием «Чтение с остановками» (чтение с целью разделения произведения на части ).
1 часть (до слов: как у тех поросят, что в сказке)
-Кто рассказчик? (мальчик Петя)
-Какую сказку читали дети?
-Что решили построить ребята для игры?
2 часть (Я даже себя не вижу)
-Найдите в тексте, как дети строили домик?
- Почему же там было так темно?
- Кого дети больше всего боялись?
- Прочитайте, что Валя сказала про волка?
3 часть (Ты меня испугал.)
-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?
-Действительно ли был волк?
-Почему Валя сразу не сказала?
4 часть
-Почему мальчик боялся подойти к столу?
-Прочитайте, почему дети не стали больше играть?
- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?
-А вы боитесь темноты? Почему?
-Что бы вы посоветовали детям?
(Учиться справляться со своим страхом и тогда найдёшь выход из трудной ситуации) Физкультминутка
А сейчас давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть. (внимательно выполняют задания учителя)
Буду, буду отдыхать,
Буду часто я моргать, (моргают)
Вижу стол, пенал, тетрадь… (находят взглядом предметы)
Чур, меня не отвлекать.
12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(индивидуальная)
-На сколько частей разделили текст? (4)
-Попробуйте расставить заголовки по порядку, у вас получиться план к данному рассказу.
План:
1.Дети читали сказку «Три поросенка».
2. Постройка домика.
3. Может быть это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросенка»
- Проверяем. Оцениваем работу. (Самооценка)
2. Работа с текстом.
- Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?
- Грустный или веселый рассказ?
- Кто герои рассказа? (дети.)
- Назовите их имена?
- Почему они считали себя затейниками?
- В какую игру играли Валя и Петя?
- Кого они изображали?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Какого возраста дети: школьники или дошкольники?
13. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
- Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
- Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)
- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию?
15. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?
- А вы боитесь темноты? Почему?
- Откуда берутся страхи?
- Как с ними можно справиться?
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
16. Анализ полученной информации
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова в наш класс?
(Улыбку! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)
Мне хочется вам пожелать, чтобы вы
Время даром не теряли
Книги Носова читали!
17. Рефлексия деятельности. (Итог урока)
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать о жизни и творчестве писателя Н.Носова)
-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)
-Каким способом? (Познакомились с биографией, прослушали рассказ, ответили на вопросы по тексту)
- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:
– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу
- У вас на партах лежат человечки, представьте, что это вы, поставьте себя на «лесенку успеха».
Домашнее задание:
-Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а зелёный- самое лёгкое задание.
Зелёная – читать по ролям Жёлтая – подробный пересказ
Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…»
Зелёная – читать по ролям
Жёлтая – подробный пересказ по плану
Красная –продолжить рассказ со слов
«Однажды дети снова остались
дома одни…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.