Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Затейники"Н.Носов
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Затейники"Н.Носов

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
30.04.2020
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Затейники"Н.Носов
урок затейники.docx

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе

Тема: Н. Носов «Затейники».

Тип урока:   открытие новых знаний

·        Цель урока: познакомить учащихся  с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».

·        Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

·        Оборудование: презентация, портрет Н. Носова, выставка его книг; карточки (задания), толковый словарь, таблицы Шульте.

·        Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.

·        Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

Ход урока

I.Организационный момент

-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

-Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. А теперь улыбнитесь и подарите его соседу.

III.Речевая разминка

  1. Чистоговорка Слайд 1

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ла-ла ла – мама в магазин пошла.

Во-во-во – не боимся ничего.

Сят-сят- сят – сказка про трёх поросят.

Огу- огу-огу – кто схватил меня за ногу?

Олк- олк-олк – злой зубастый серый волк.

Ать-ать-ать – лучше будем мы читать.

2. Чтение с разной интонацией (карточка на парте)парная работа

  - Прочитайте стихотворение медленно.

  Мы с сестрёнкой Валей

  Вовсе не скучаем.

  Если только мы вдвоём -

  Песни весело поём.

  В игры разные играем,

  Сказки вместе сочиняем.

   

   - Прочитайте с ускорением, замедлением. Прочитайте быстро, еще быстрее.

  - Прочитайте с удивлением (еще: с раздражением, восхище­нием, весело).

  - Ребята, а почему ребятам было не скучно?

  - Поднимите руку, кто любит играть. А какие игры вы любите и почему?

   

  Работа в группах Игра «Шифровщик».

  Дети объединены в группы по 4 человека. Они выбирают себе руководителя, который назначает спикера, писаря, сигнальщика.

   (У каждой группы таблица) Слайд 3

  - Если вы расшифруете слово в таблице, вы узнаете,  какое произведение мы будем сегодня изучать.

  Прочитайте, что здесь зашифровано.

   

 

5

Б

И

О

В

Ю

Е

4

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

2

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

1

Х

Н

У

П

Ц

К

 

1

2

3

4

5

6

   

   

  (4,4);( 2,3);( 1,4);( 6,5);( 4,2);( 2,1);( 2,5);( 6,1);( 2,5).

  (На доске появляется слово «Затейники».)

  - Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)

  - Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики, весельчаки).

  -Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?

  - А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.

  Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.

  2. Руководитель массовых игр, развлечений.

   

  - Итак, затейник- это организатор веселья.

- А теперь продолжим играть, вернитесь в стихотворение для разминки и внимательно посмотрите на шрифт, попробуйте прочитать слово . Н. Носов.

Сформулируйте тему нашего урока. С чем мы будем сегодня знакомиться на уроке?

-С рассказами Николая Николаевича Носова.

- Молодцы! А теперь какова цель нашего урока?

- Цель нашего урока «Познакомиться с жизнью и творчеством Николая Николаевича Носова». Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведением

- Хорошо! Для достижения этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?

-Познакомиться с биографией писателя.

-Хорошо. Что еще?

- Познакомимся с его рассказами.

-Как мы будем с вами работать с текстом?

- Мы будем читать текст выразительно.

-Какой еще вид работы с текстом мы можем делать?

- Составить план текста и пересказать его.

6. Знакомство с творчеством Н. Носова

- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

 

Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, (тот, кто выполняет обычно физически тяжёлую или грязную работу), землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми. . Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Федина задача», «Замазка», «Веселая семейка» и др.). В 1954 г. вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Первый его рассказ — «Затейники» — был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся.

-Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.

- Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

-        Как вы думаете, почему?

-        Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие.

9.      Словарная работа.

- Прежде чем познакомиться с новым произведением, попытаемся объяснить значение слов, которые встретятся в тексте.

 

Стащили – переместили, унесли куда - нибудь;

Починить - исправить, сделать пригодным для использования;

Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.

 

Физкультурная разминка

 

Быстро все ребята встали (руки на пояс)

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали ( 3-4сек.)

И ногами постучали (3-4 сек.)

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)

Отдохнул уставший класс…

Как синички полетели

И за парты тихо сели.

 

II. Осмысление содержания

 

1..Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении автора

 

- Какое настроение у вас после прочитанного текста?

-Кто герои рассказа? Назовите их имена.(Петя-автор и Валя)

-В какую игру дети играли? ( «Три поросёнка»)

- Могла ли такая история произойти с вами?

 

11.Первичное закрепление

Вторичное восприятие текста. Прием «Чтение с остановками» (чтение с целью разделения произведения на части ).

1 часть (до слов: как у тех поросят, что в сказке)

-Кто рассказчик? (мальчик Петя)

-Какую сказку читали дети?

-Что решили построить ребята для игры?

2 часть (Я даже себя не вижу)

-Найдите в тексте, как дети строили домик?

- Почему же там было так темно?

- Кого дети больше всего боялись?

- Прочитайте, что Валя сказала про волка?

3 часть (Ты меня испугал.)

-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

-Действительно ли был волк?

-Почему Валя сразу не сказала?

4 часть

-Почему мальчик боялся подойти к столу?

-Прочитайте, почему дети не стали больше играть?

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?

-А вы боитесь темноты? Почему?

-Что бы вы посоветовали детям?

(Учиться справляться со своим страхом и тогда найдёшь выход из трудной ситуации)                                                 Физкультминутка

А сейчас давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть. (внимательно выполняют задания учителя)

Буду, буду отдыхать,

Буду часто я моргать, (моргают)

Вижу стол, пенал, тетрадь… (находят взглядом предметы)

Чур, меня не отвлекать.

 

12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(индивидуальная)

-На сколько частей разделили текст? (4)

-Попробуйте расставить заголовки по порядку, у вас получиться план к данному рассказу.

                План:

1.Дети читали сказку «Три поросенка».

2. Постройка домика.

3. Может быть это серый волк?

4. Так и не стали играть в «три поросенка»

- Проверяем. Оцениваем работу. (Самооценка)

2. Работа с текстом.

-                        Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?

-                        Грустный или веселый  рассказ?

-                        Кто герои рассказа?  (дети.)

-                        Назовите их имена?

-                        Почему они считали себя затейниками?

-                        В какую игру  играли Валя и Петя?

-                        Кого они изображали?

-                        От чьего имени ведётся рассказ?

-                        Какого возраста дети: школьники или дошкольники?

 

13. Выборочное чтение.

- Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

- Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.

- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

- Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)

- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию?

15. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

- А вы боитесь темноты? Почему?

- Откуда берутся страхи?

- Как с ними можно справиться?

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

- За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)

Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))

         Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным?   Почему?

16. Анализ полученной информации

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова в наш класс?

(Улыбку! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)

Мне хочется вам пожелать, чтобы вы 

Время даром не теряли

Книги Носова читали!

17. Рефлексия деятельности.  (Итог урока)

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать о жизни и творчестве писателя Н.Носова)

-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)

-Каким способом? (Познакомились с биографией, прослушали рассказ, ответили на вопросы по тексту)

- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:

– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу

- У вас на партах лежат человечки, представьте, что это вы, поставьте себя на «лесенку успеха».

Домашнее задание:

-Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а зелёный- самое лёгкое задание.

Зелёная – читать по ролям                Жёлтая – подробный пересказ

Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…»

 

Зелёная – читать по ролям

Жёлтая – подробный пересказ по плану

Красная –продолжить рассказ со слов

 «Однажды дети снова остались

дома одни…»


 

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе

Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе

У каждой группы таблица) Слайд 3 -

У каждой группы таблица) Слайд 3 -

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в

Стащили – переместили, унесли куда - нибудь;

Стащили – переместили, унесли куда - нибудь;

Действительно ли был волк? -Почему

Действительно ли был волк? -Почему

Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа

Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа

Зелёная – читать по ролям Жёлтая – подробный пересказ по плану

Зелёная – читать по ролям Жёлтая – подробный пересказ по плану
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020