Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе.
К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Цели:
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
3. Первичное восприятие.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
4. Повторное чтение с анализом произведения.
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
Осенний лес.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
Прочитайте пословицу.
Как вы понимаете её смысл?
г). Беседа.
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
Дом композитора.
жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
5. Итог урока.
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
6. Домашнее задание.
а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.