Тема:"Устное народное творчество.
Проверь себя — обобщение по разделу"
Тип урока:
обобщение и систематизация знаний.
Форма урока:
урок-игра с элементами соревнования.
Цели урока:
1. Образовательная:
закрепить понятия об устном народном творчестве;
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Актуализация знаний
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
Помните, мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.
Итак, 1 задание.
Кто сможет сказать, что такое пословица? (стр.10)
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.
“Вся семья вместе – так и душа на месте”.
“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.
“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.
Вы выполнили задание и открывается один лепесток.
2 задание.
Давайте проговорим скороговорку “ Белые бараны били в барабаны”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.
Что такое скороговорка? (стр 43)
Приведите свой пример скороговорки.
Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Один, два, три, четыре, пять
–
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
Приведите пример своей считалки.
Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Это потешки.
Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
Приведите пример своей потешки.
5 задание.
Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.
Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
6 задание.
Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
Это загадка.
Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит (петух)
- А как вы догадались?
У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)
А как вы догадались?
У него много иголок.
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
- Объясните, как вы определили, что это подушка.
Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.
Вот и следующий лепесток открылся.
7 задание.
- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? (стр 44)Ответы детей.
- Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.
У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Незнайка, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.
Ответы детей
Вот открылся ещё один лепесток.
8 задание.
- Что такое сказка? (стр 13)Ответы детей.
- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. (Стр.13)
Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С.Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.
Шуточная викторина:
-Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)
-Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)
-Самый быстрый сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)
-Самый гостеприимный, вместительный домик.(Теремок)
-Самый долгоживущий сказочный герой.( Кащей Бессмертный)
-Самый трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)
-Самое шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)
-Самая говорящая речная рыба. (Щука)
Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.
Найдите и прочитайте присказки к сказке“ Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей. (стр 30)
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.
3. Итог урока
Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей.
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждый из вас имеет право получить высокое звание «Знаток фольклора».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.