Конспект урока по литературному чтению
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл—4 кл
28.09.2022
Конспект урока по литературному чтению
Обобщение по разделу "Устное народное творчество" ( 3 класс)
устное народное творчество (обобщение).docx

Тема:"Устное   народное  творчество.

           Проверь себя — обобщение по разделу"

 Тип  урока:

обобщение и систематизация знаний.

Форма урока:

урок-игра с элементами соревнования.

Цели урока:

1. Образовательная:

закрепить понятия об устном народном творчестве;

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

2. Актуализация  знаний

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.

Итак, 1 задание.

Кто сможет сказать, что такое пословица?  (стр.10)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток.

2 задание.

Давайте проговорим скороговорку “ Белые бараны били в барабаны”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Что такое скороговорка? (стр 43)

Приведите  свой пример скороговорки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 задание.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Приведите  пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.                                   

4 задание.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Это потешки.

Как вы думаете, а для чего нужны потешки?  Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с  пальчиками, ручками и ножками.

Приведите  пример своей  потешки.

5 задание.

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

6 задание.

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Это загадка.  

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит  (петух)

- А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

- Объясните, как вы определили, что это подушка.

Загадка, пословица, скороговорка,  потешка, небылицы,  считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

7 задание.  

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? (стр 44)Ответы детей.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Незнайка, Алёша Попович, Карабас Барабас,  Добрыня Никитич.

Ответы детей

Вот открылся ещё один лепесток.

8 задание.

- Что такое сказка? (стр 13)Ответы детей.

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. (Стр.13)

Это устный рассказ о чём-то необычном, во  что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С.Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.

Шуточная викторина:

-Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

 -Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

 -Самый быстрый  сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

 -Самый гостеприимный, вместительный  домик.(Теремок)

 -Самый долгоживущий  сказочный герой.( Кащей  Бессмертный)

 -Самый  трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

 -Самое  шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

 -Самая говорящая речная рыба. (Щука)

 

Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.

Найдите и прочитайте присказки к сказке“ Царевич Нехитёр –  Немудёр”. Ответы детей.  (стр 30)

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

3. Итог  урока 

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждый из вас имеет право получить высокое звание «Знаток фольклора».


 

Тема: "Устное народное творчество

Тема: "Устное народное творчество

Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах

Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах

Приведите пример своей потешки

Приведите пример своей потешки

Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте

Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2022