Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя
2. Класс:
3. Дата: _____________
4. Предмет: литературное чтение
5. Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный
6. Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством и биографии художника-иллюстратора И. Я. Билибина.
7. Задачи
· Образовательные: способствовать формированию у детей понятия «иллюстрация», умений сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства;
· Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти, творческие способности;
· Воспитательные: способствовать воспитанию эстетических чувств.
8. Дидактические средства:
· для учителя – средства ИКТ (презентация);
· для обучающегося – учебник, карточка для индивидуальной работы№1 и №2, карточка для создания иллюстрации.
9. Характеристика этапов урока:
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Приветствие |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Вячеславовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.
- Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, - А мы время не теряем - и урок наш начинаем.
|
Приветствуют учителя. |
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2 |
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии. |
Речевая разминка, викторина
|
- Прочитайте стихотворение. (на слайде). (Учитель просит учащихся прочитать стихотворение). Еще дуют холодные ветры И наносят утренние морозы. Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетела первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста. - Прочитайте жужжащим способом. - Прочитайте медленно. - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Прочитайте скороговоркой. - Прочитайте выразительно. - Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку?
- Какие еще стихи А. С. Пушкина вы знаете? - Какие сказки? С какой сказкой вы недавно познакомились? - Давайте эту вспомним сказку. Устроим соревнование между рядами. От каждого ряда выберете 3 знатока-эрудита. Я попрошу знатоков от каждого ряда выйти к доске. Для каждого ряда прозвучит по 3 вопроса. Стоимость вопроса 1 балл. Знатоки могут совещаться между собой, также могут взять подсказку только от своего ряда. Если вы не отвечаете на вопрос- он сгорает и вы лишаетесь возможности получить 1 балл. Остальные команды- участницы не выкрикивают, соблюдают правила поведения, т. к. за нарушение дисциплины в команде снимается полбалла. Ребята, вам все понятно? Тогда начнем! Итак, 1 вопрос для знатоков 1 ряда.
Вопросы для 1 ряда:
1.Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком? 2. Что обещала третья девица царю Салтану? 3. В кого превращала белая лебедь князя Гвидона?
Вопросы для 2 ряда:
Вопросы для 3 ряда:
2. Что блестит под косой у царевны Лебедь? 3.
Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой,
когда те повинились в содеянном? -Молодцы! Я вижу, что вы очень внимательно читали сказку. |
Читают.
- Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
- «Зимнее утро» и т. д. - Со «Сказкой о царе Салтане…»
- Да.
- 3;
- Родить богатыря;
- В муху, комара, шмеля.
- На бочке;
- Коршун;
- Пела песенки, грызла орешки;
- Черномор;
- Месяц;
- Отпустил домой.
|
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение |
3 |
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. |
Беседа |
- Произведения А. С. Пушкина всегда вдохновляли художников-иллюстраторов. Одним из них был И. Я. Билибин. Он нарисовал иллюстрации ко многим сказкам А. С. Пушкина. - Ребята, а вы знаете что-нибудь о И. Я. Билибине?
- А как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
- Правильно! - А какую цель мы себе поставим?
|
- Нет.
- О художнике-иллюстраторе И. Я. Билибине, о его творчестве. - Познакомиться с творчеством и биографией И. Я. Билибина.
|
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. |
4 |
Этап усвоения новых знаний и способов действий. |
Работа с учебником и презентацией |
- Ребята, у вас на партах есть карточка № 1 с информацией о И. Я. Билибине. К сожалению, некоторые слова не сохранились. Давайте с вами их восстановим. А чтобы нам было легче это сделать, мы обратимся к презентации. - Ребята, приготовьте ручки. Смотрим на слайд и внимательно слушаем. - Какие слова мы можем восстановить? - Запишите их. - Мы с вами закончили восстанавливать текст. Эту карточку вы сможете приклеить себе в тетрадь. Но пока мы ее отложим. (презентация о И. Я. Билибине) - Откройте учебник на стр. 43.Рассмотрите иллюстрации к сказке А. С. Пушкина. Скажите, какую сказку они иллюстрируют?
Опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.
- Кто изображен на первой иллюстрации?
- А что он делает?
- А где находятся три девицы, в то время как Салтан подслушивает их разговор?
- Опишите ее. Какие окошки в ней? Есть ли крыльцо?
- Какое время года изображено? Какая погода?
- А что находится вдали?
- Кто изображен на второй иллюстрации?
- Что они делают? - Опишите город. Что возвышается над городом? Чем окружен город?
- А какая погода стоит?
- Ребята, давайте попробуем объяснить, что же такое иллюстрация?
- Давайте прочитаем на слайде определение этому понятию. - Запишите это определение в тетрадь.
Ребята, как вы думаете, для чего нужны иллюстрации?
- Совершенно верно! Назначение иллюстрации- помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста. - Как называется человек, который их рисует? -Совершенно верно! Художники-иллюстраторы занимаются художественным оформлением книг.
- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте сейчас немного отдохнем. (Физкультминутка) - Посмотрите на иллюстрации И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». (на слайде). Найдите и выразительно прочитайте отрывок из сказки к каждой из них. («Во все время разгвора…»- на стр. 13 . («Вот открыл царевич очи…»на стр. 17-18; «В синем небе звезды блещут, синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет»- стр.15; «Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах»- стр. 18.
- Ребята, представьте, что вы работаете иллюстраторами. Возьмите в руки цветные карандаши и раскрасьте иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане...». - Ребята, все справились? - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши работы. - Вам понравилось быть в роле художников- иллюстраторов?
|
Записывают.
Рассматривают иллюстрации, анализируют их. - «Сказку о царе Салтане…» - Мне понравилась…….
- На первой иллюстрации изображен царь Салтан. -Подслушивает разговор трёх девиц.
- В избе.
- Изба крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом.
- Зима. На дворе тихий, морозный зимний вечер, светит месяц.
- Церковь.
- На второй иллюстрации изображены юный царевич Гвидон вместе со своей матерью. - с холма смотрят на город. - Золотые купола церквей и яркие крыши других домов -Защитой для прекрасного города служит крепкая стена с высокими башнями, огибающая его со всех сторон. - По иллюстрации видно, что погода стоит тихая и ясная. Сочная зеленая трава покрывает холмы.
- Иллюстрация- это изображение, поясняющее текст. Читают: «Иллюстрация- это в переводе английского означает «освещение, наглядное изображение». Записывают.
- При помощи иллюстрации лучше воспринимается сюжет, более ярко представляются образы и действия.
- художник- иллюстратор
Читают.
Расскрашивают.
- Да.
- Да. |
Фронтальная, индивидальная |
Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Самостоятельная работа |
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием №2. Прочитайте внимательно задание. Вам нужно вспомнить творчество художника-иллюстратора И. Я. Билибина и письменно ответить на вопрос- Какие иллюстрации вам больше всего понравились? Почему? Составте мини-высказывание на тему: «Мне нравятся иллюстрации И. Я. Билибина». В этом вам может помочь «словарная коробочка». Начните свое суждение так: С замечательными иллюстрациями И. Билибина я познакомился при чтении… . - Работу выполняйте в тонких тетрадях. - Ребята, если у вас возникают вопросы, поднимайте руку. И мы все вместе поможем вам разобраться. -Задание всем понятно? - Ребята, поднимите руку, кто не справился? Или у кого возникли затруднения. - Давайте посмотрим ,что у вас получилось. |
Выполняют задание
Приводят свое мини-суждение. |
Индивидуальная |
Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Беседа |
- О чем сегодня мы говорили на уроке?
- Какую цель мы себе ставили в начале урока?
- Как вы считаете, достигли мы цели? - А что для этого мы делали?
- А сейчас, ребята, оцените свою деятельность во время урока. - Ребята, продолжите предложеие.
Сегодня на уроке я : узнал… Научился, смог…. Могу похвалит себя и своих одноклассников за… . - Итак, наш урок подошел к концу. Спасибо вам, ребята, за активную работу. До новых встреч.
|
- О художнике-иллюстраторе И. Я. Билбине, о его творчестве. - Познакомиться с творчеством и биографией И. Я. Билибина. - Да. - Анализировали иллюстрации, смотрели презентацию, сопоставляли иллюстрации с текстом. |
Фронтальная |
– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.