Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
22.06.2021
Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"
Bilibin_2 «Иван Яковлевич Билибин.docx

 

Технологическая карта урока

 

1.      Ф.И.О. учителя

2.      Класс:

3.      Дата: _____________

4.      Предмет: литературное чтение

5.      Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный

6.      Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством и биографии художника-иллюстратора И. Я. Билибина.

7.      Задачи

·         Образовательные: способствовать формированию у детей понятия «иллюстрация», умений сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства;

·         Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти, творческие способности;

·         Воспитательные: способствовать воспитанию эстетических чувств.

8.      Дидактические средства:

·         для учителя – средства ИКТ (презентация);

·         для обучающегося – учебник, карточка для индивидуальной работы№1 и №2, карточка для создания иллюстрации.

9.       Характеристика этапов урока:

 

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Вячеславовна, и сегодня

урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.

 

- Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал,

- А мы время не теряем - и урок наш начинаем.

 

 

Приветствуют учителя.

Фронтальная

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция

2

Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.

Речевая разминка,

викторина

 

- Прочитайте  стихотворение. (на слайде). (Учитель просит учащихся прочитать стихотворение).

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренние морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

- Прочитайте жужжащим способом.

- Прочитайте медленно.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку?

 

 

 

- Какие еще стихи А. С. Пушкина вы знаете?

- Какие сказки? С какой сказкой вы недавно познакомились?

- Давайте эту вспомним сказку. Устроим соревнование между рядами. От каждого ряда выберете 3 знатока-эрудита. Я попрошу знатоков от каждого ряда выйти к доске. Для каждого ряда прозвучит по 3 вопроса. Стоимость вопроса 1 балл. Знатоки могут совещаться между собой, также могут взять подсказку только от своего ряда. Если вы не отвечаете на вопрос- он сгорает и вы лишаетесь возможности получить  1 балл. Остальные команды- участницы не выкрикивают, соблюдают правила поведения, т. к. за нарушение дисциплины в команде снимается полбалла.

Ребята, вам все понятно?

Тогда начнем!

Итак, 1 вопрос для знатоков 1 ряда.

 

Вопросы для 1 ряда:

 

1.Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?

2. Что обещала третья девица царю Салтану?

3. В кого превращала белая лебедь князя Гвидона?

 

Вопросы для 2 ряда:


1. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
2. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
3. Что делала в сказке белка?

 

Вопросы для 3 ряда:


1. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?

2. Что блестит под косой у царевны Лебедь?

3. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
Объявление победителей.

-Молодцы! Я вижу, что вы очень внимательно читали сказку.

Читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

 

 

- «Зимнее утро» и т. д.

- Со «Сказкой о царе Салтане…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

- 3;

 

- Родить богатыря;

 

 

- В муху, комара, шмеля.

 

 

 

- На бочке;

 

 

- Коршун;

 

- Пела песенки, грызла орешки;

 

 

- Черномор;

 

 

- Месяц;

 

 

 

- Отпустил домой.

 

 




Фронтальная

Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

3

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

Беседа

- Произведения А. С. Пушкина всегда вдохновляли  художников-иллюстраторов. Одним из них был И. Я. Билибин. Он нарисовал иллюстрации ко многим сказкам А. С. Пушкина.

- Ребята, а вы знаете что-нибудь о И. Я. Билибине?

 

- А как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

 

- Правильно!

- А какую цель мы себе поставим?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

 

 

 

 

- О художнике-иллюстраторе И. Я. Билибине, о его творчестве.

- Познакомиться с творчеством и биографией И. Я. Билибина.

 

 

Фронтальная

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

4

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Работа с учебником и презентацией

- Ребята, у вас на партах есть карточка № 1 с информацией о И. Я. Билибине. К сожалению, некоторые слова не сохранились. Давайте с вами их восстановим. А чтобы нам было легче это сделать, мы обратимся к презентации.

- Ребята, приготовьте ручки. Смотрим на слайд и внимательно слушаем.

- Какие слова мы можем восстановить?

- Запишите их.

- Мы с вами закончили восстанавливать текст. Эту карточку вы сможете приклеить себе в тетрадь. Но пока мы ее отложим.

(презентация о И. Я. Билибине)

-  Откройте учебник на стр. 43.Рассмотрите иллюстрации к сказке А. С. Пушкина. Скажите, какую сказку они иллюстрируют?

 

Опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.

 

 

- Кто изображен на первой иллюстрации?

 

 

- А что он делает?

 

 

- А где находятся три девицы, в то время как Салтан подслушивает их  разговор?

 

- Опишите ее. Какие окошки в ней?

Есть ли крыльцо?

 

 

 

 

- Какое время года изображено? Какая погода?

 

 

 

- А что находится вдали?

 

- Кто изображен на второй иллюстрации?

 

 

 

 

- Что они делают?

- Опишите город. Что возвышается над городом? Чем окружен город?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А какая погода стоит?

 

 

 

 

 

 

- Ребята, давайте попробуем объяснить, что же такое иллюстрация?

 

- Давайте прочитаем на слайде определение этому понятию.

- Запишите это определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Ребята, как вы думаете, для чего нужны иллюстрации?

 

 

 

 

 

 

 

- Совершенно верно!

Назначение иллюстрации- помочь понять, пояснить

или дополнить содержание текста.

- Как называется человек, который их рисует?

-Совершенно верно!

 Художники-иллюстраторы занимаются

художественным оформлением книг.

 

- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте сейчас немного отдохнем.

(Физкультминутка)

- Посмотрите на иллюстрации И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». (на слайде). Найдите и выразительно прочитайте отрывок из сказки к каждой из них.

(«Во все время разгвора…»- на стр. 13 .

(«Вот открыл царевич очи…»на стр. 17-18;

«В синем небе звезды блещут,

синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю

плывет»- стр.15;

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»- стр. 18.

 

- Ребята, представьте, что вы работаете иллюстраторами. Возьмите в руки цветные карандаши и раскрасьте иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане...».

- Ребята, все справились?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши работы.

- Вам понравилось быть в роле художников- иллюстраторов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрации, анализируют их.

- «Сказку о царе Салтане…»

- Мне понравилась…….

 

 

 

 

- На первой иллюстрации изображен царь

Салтан. -Подслушивает разговор трёх девиц.

 

- В избе.

 

 

 

- Изба крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом.

 

 

- Зима. На дворе тихий, морозный зимний вечер, светит месяц.

 

- Церковь.

 

- На второй иллюстрации изображены юный царевич Гвидон вместе со своей матерью.

- с холма смотрят на город.

- Золотые купола церквей и яркие крыши других домов

-Защитой для прекрасного города служит крепкая стена с высокими башнями, огибающая его со всех сторон.

- По иллюстрации видно, что погода стоит тихая и ясная. Сочная зеленая трава покрывает холмы.

 

 

- Иллюстрация- это изображение, поясняющее текст.

Читают: «Иллюстрация- это в переводе английского означает «освещение,

наглядное изображение».

Записывают.

 

 

- При помощи иллюстрации

лучше воспринимается сюжет, более ярко представляются образы

и действия.

 

 

 

 

- художник-

иллюстратор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расскрашивают.

 

 

 

- Да.

 

 

 

- Да.

Фронтальная, индивидальная

Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием №2. Прочитайте внимательно задание. Вам нужно вспомнить творчество художника-иллюстратора И. Я. Билибина и письменно ответить на вопрос- Какие иллюстрации вам больше всего понравились? Почему?

Составте мини-высказывание на тему: «Мне нравятся иллюстрации И. Я. Билибина». В этом вам может помочь «словарная коробочка». Начните свое суждение так: С замечательными иллюстрациями И. Билибина я познакомился при чтении… .

- Работу выполняйте в тонких тетрадях.

- Ребята, если у вас возникают вопросы, поднимайте руку. И мы все вместе поможем вам разобраться.

-Задание всем понятно?

- Ребята, поднимите руку, кто не справился? Или у кого возникли затруднения.

- Давайте посмотрим ,что у вас получилось.

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят свое мини-суждение.

Индивидуальная

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Беседа

- О чем сегодня мы говорили на уроке?

 

 

- Какую цель мы себе ставили в начале урока?

 

 

- Как вы считаете, достигли мы цели?

- А что для этого  мы делали?

 

 

 

 

 

 

- А сейчас, ребята, оцените свою деятельность во время урока.

- Ребята, продолжите предложеие.

 

Сегодня на уроке я :  узнал…

Научился, смог….

Могу похвалит себя и своих одноклассников за… .

- Итак, наш урок подошел к концу. Спасибо вам, ребята, за активную работу. До новых встреч.

 

 

 

 

 

- О художнике-иллюстраторе И. Я. Билбине, о его творчестве.

- Познакомиться с творчеством и биографией И. Я. Билибина.

- Да.

- Анализировали иллюстрации, смотрели презентацию, сопоставляли иллюстрации с текстом.

Фронтальная

– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); –

 

 

 

 

 

 

 

 

https://st2.depositphotos.com/1819471/8428/v/950/depositphotos_84284968-stock-illustration-calligraphic-rectangle-frame-in-retro.jpg


 

Технологическая карта урока 1

Технологическая карта урока 1

А мы время не теряем - и урок наш начинаем

А мы время не теряем - и урок наш начинаем

Прочитайте выразительно. - Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку? -

Прочитайте выразительно. - Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку? -

Тогда начнем! Итак, 1 вопрос для знатоков 1 ряда

Тогда начнем! Итак, 1 вопрос для знатоков 1 ряда

Объявление победителей. -Молодцы!

Объявление победителей. -Молодцы!

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Этап усвоения новых знаний и способов действий

А что он делает? - А где находятся три девицы, в то время как

А что он делает? - А где находятся три девицы, в то время как

А какая погода стоит? -

А какая погода стоит? -

Совершенно верно! Назначение иллюстрации- помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста

Совершенно верно! Назначение иллюстрации- помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста

Вот открыл царевич очи…»на стр

Вот открыл царевич очи…»на стр

Почему? Составте мини-высказывание на тему: «Мне нравятся иллюстрации

Почему? Составте мини-высказывание на тему: «Мне нравятся иллюстрации

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"

Конспект урока по литературному чтению на тему " Иван Яковлевич Билибина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2021