Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: «Авторское отношение к героям в юмористическом рассказе Н. Н. Носова « На горке».»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «На горке».
Развивающая: развивать мышление, память, воображение, речь.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, чувство дружбы.
Задачи урока:
Предметные:
- читать плавно, целыми словами, выразительно;
- анализировать содержание прочитанного произведения;
- соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
- способствовать осознанию наличия художественного вымысла в произведении;
- называть героев сказки и определять причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку.
Метапредметные:
- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
-создать условия для развития у школьников умения формулировать цель, ставить задачи и предлагать пути их решения;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- способствовать развитию коммуникативных умений: уметь строить высказывание по образцу, грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению;
- создать условия для формирования умений работать в парах.
Личностные:
-способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.
Ход урока
1.Создание атмосферы психологического комфорта.
Я хочу поделиться с вами одним секретом! Я очень люблю читать. Когда я беру в руки книгу, я знаю, что эта книга даст мне возможность совершить путешествие , и я окажусь где -то далеко, рядом с героями этой книги. Читаю бережно, неторопливо, перечитывая страницу за страницей, замечая каждую новую мысль.
А вы любите читать? Поднимите руки, кто любит!
Значит, у нас сегодня всё получится.
2.Актуализация знаний.
В свою книгу нас сегодня приглашает ….( портрет Н. Н. Носова)
Я написала несколько качеств человека. Какими бы из этих качеств вы хотели, чтобы обладал наш гость?( добрый, злой, веселый).
У. Мне тоже нравятся добрые и веселые люди. Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель.
Д. Вчера читали рассказ « Живая шляпа».
У. Ребята, а вы внимательно читали рассказ? (Дети отвечают, что читали внимательно)
А мы сейчас это и проверим.
1.Тест (выбрать правильный ответ)
1.Как звали котёнка?
а) Мурзик
б) Васька
в) Матроскин
2.Что делал котёнок в начале рассказа?
а) сидел на полу возле комода и ловил мух
б) спал на диване
в) играл с мальчиками
3. Как звали мальчиков – героев рассказа?
а) Иван Иванович и Степан Степанович
б) Толя и Коля
в) Володя и Вадик
4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
а) огурцы
б) картофель
в) помидоры
3. Учитель оценивает учащихся.
4.Постановка учебной задачи.
Загадку живой шляпы ребята разгадали, а вы любите отгадывать загадки?
У. Перед вами снежинки, на них слоги, составьте из них слова.
Лы, ка, жи, сан, ток, ки, конь.
У. В какое время года мы слышим эти слова? А что получилось из снежинок? ( горка). А зачем делают горки?
А кто догадался, как будет называться тема нашего урока? В какой рассказ приглашает нас наш гость? Н. Н. Носов «На горке» ( ВЕШАЮ ТЕМУ)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе?
Дети высказывают своё мнение.
А какова цель нашего урока?
Д. Открыть новые знания и найти им применение…
5. Решение учебной задачи.
Знания Применение
1.Что надо сделать для того, чтобы добыть новые знания из рассказа?
Прочитать его.
2.После того, как рассказ послушаем, чем захочется поделиться?
- Поделиться мыслями и впечатлениями.
3.С кем встретимся и познакомимся в рассказе?
-познакомимся с героями
4.Подводя итоги, что нужно будет сделать? Выводы.
5. Проверить себя и оценить свои достижения.
Но прежде, чем приступим к выполнению нашего плана отдохнём.
Физминутка
6. Работа над рассказом.
1.) Первичное чтение учителем.
У.Итак отправляемся в путешествие за новыми знаниями. А сейчас послушайте рассказ.
У. А теперь поделимся впечатлениями. Что вам представилось, когда вы слушали рассказ?
2.) Характеристика героев.
У. Каких героев мы встретили в рассказе? (Детей)
Действительно, в рассказах Н. Н. Носова основными героями являются мальчишки и девчонки. Ребята веселые, смешные, задорные.
- А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?
(Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера: незнание, лень, трусость, неумение)
7.Первоначальная проверка понимания
- Понравился ли вам мальчик Котька? Почему??
Словарная работа
Дворницкая – это ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ДВОРНИКА ИЛИ РАБОТНИКА, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОРЯДОК И ЧИСТОТУ НА УЛИЦЕ
- Что строили ребята?
- Долго они работали?
- Что они сделали после работы?
- Каким вы представляете Котьку? (хитрый)
- Почему?
- Что произошло, когда ребята ушли?
- Понравилась ему горка? Радовался ли мальчик успехам чужого труда?
- Почему не удалось прокатиться?
- Что придумал Котька?
- Получилось ли теперь прокатиться?
- Когда прибежали ребята, какие чувства у них возникли? Рассмотрите иллюстрацию. Как художники – иллюстраторы показали на рисунке, что ребята очень рассердились, а Котька испугался?
- Вызывает ли улыбку этот рисунок? Почему?
- Исправил ли Котька ошибку?
- Понравилось ли ему самому трудиться?
- Понял ли он, что чужой труд надо ценить? По каким словам понятно, что Котька стал переживать, что кто-нибудь может сломать горку?
- Кто помог Котьке стать лучше?
8. Выборочное чтение.
– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
Прочитайте, как ребята строили горку.
· -Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
· -Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
· -Что сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
· -Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
· -Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа.
9. Чему же нас учит рассказ?
- Какая пословица подойдёт к выражению главной мысли всего рассказа.
· Поспешить людей насмешить.
· Берись дружно, не будет грузно.
· Умел ошибаться, сумей и поправиться.
Ребята, которые работали вместе с Котькой, помогли ему исправить ошибку.
Какой же жизненный урок нам преподносит автор? (нельзя врать, нужно уважать труд других людей). (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте вернёмся к началу нашего урока. Все ли задачи урока мы решили? (да)
А что из урока, который даёт автор, вы взяли лично для себя?
Начните со слов:
Я никогда не буду…
Я буду…
8. Самооценивание.
А сейчас оцените свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки, подчеркните выбранные слова из правого столбика:
1.На уроке я работал: с интересом/без интереса
2.Своей работой на уроке: я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался: длинным/коротким
4.Материал урока мне был: полезен/бесполезен
Я просмотрю ваши листы самооценки и, опираясь на них, выставлю вам отметки.
7.Домашнее задание будет таким.
Поставить части текста по порядку.
План
- Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Проверим это, построив свою горку.
1) Игра «Верно-неверно» Работа в парах
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?
- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)
- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)
- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)
- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)
- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)
- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)
- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)
- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)
- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)
- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)
- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.