Конспект урока по литературному чтению по теме Л.Толстой "Лев и собачка"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению по теме Л.Толстой "Лев и собачка"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл—3 кл
29.11.2022
Конспект урока по литературному чтению по теме Л.Толстой "Лев  и собачка"
Разработка урока
lev_i_sobachka.doc

 

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

 

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

 

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Планируемые результаты:

Предметные:различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».

Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Метапредметные УУД:

познавательные:понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

коммуникативные:адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;

регулятивные:выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.

 

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

I.                                    Организационный момент.

 

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается  наш  урок.

 

II.Речевая разминка

 

Скорочтение

Текст без пробелов

Офн ччусжёилх нже пирхоепоувсёклаяезтз, Оусатйойрхоужфнчоб, ппоокиухсхааентр! Итл

уи вямщияг зхавтоешезт дэрчапкёуо, Кртпо жшеи, кжтрог?з.г. Пторзщнласкйоямжьатяедс

аь пхоёсокроормелйб: В дтжюутнёгчляямх эктго – цхаорхь зивкеерэефйд! Вдсфедх нза сф

вщеотже ондаоулэевви, Пшохдпоубфряебл нчехмпнробжэкхо … (яЛтещвд)

 

III. Знакомство с биографией писателя.

 

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на портрет  и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

 

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

 

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

 

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого .

 

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына  и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.

 

 

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

 

Ученик 3.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

 

     II.            Актуализация знаний учащихся.

Отгадывание загадок

 

Познакомьтесь поскорей:

 В джунглях это – царь зверей!

Всех на свете одолев,

Подобрел немножко … (Лев)

Он чужих не пропускает,

Осторожно, покусает!

Или вмиг затеет драку,

 Кто же, кто?.. (Собака)

 

О каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

 

-Это быль.

 

– Что означает слово быль?

- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

 

Быль –

 

1. То, что было в прошлом.

 

2. Рассказ о действительном происшествии.

 

-Что вы знаете о таком животном, как лев(Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

 

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

 

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

 

А) Первичное восприятие текста.

 

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

 

Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

 

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

 

-Понравился рассказ?

 

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

 

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

 

- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

 

- Где происходит действие? (в зверинце)

 

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

 

Б) Словарная работа.

 

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

 

·                                 Смысл каких слов вам был не понятен?

 

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

 

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

 

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

 

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

 

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

 

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

 

Издохла – умерла.

 

Засовы – большие дверные задвижки.

 

Б) Перечитывание текста.

 

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

 

Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

 

 

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

 

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

 

- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

 

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

 

-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

 

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

 

-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

- Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

 

- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

 

-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

 

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

 

- Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

 

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

 

-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

 

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

 

-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

 

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

 

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

 

-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

 

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

 

- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

 

- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

 

- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)

 

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

 

-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

 

-Какой конец в этой истории? (печальный)

 

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

 

Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

 

- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

V. Итог урока: рефлексия.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Составление синквейна

 

Задание на дом:– пересказ (от лица льва).


Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Ученик 3. Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении

Ученик 3. Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении

IV. Работа над содержанием произведения

IV. Работа над содержанием произведения

Засовы – большие дверные задвижки

Засовы – большие дверные задвижки

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми…

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022