ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц, ц
Цели: познакомить с буквой Ц, ц; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
I. Эмоциональный настрой ( приветствие гостей, улыбка) покажи своё настроение доска 1
Самооценка своей работы на листах: активность, умение соблюдать правила работы на уроке. ( А )
II. Повторение звуков и букв доска 2
III. Введение в тему урока. Игра «Рифмы».
Це-це-це – скучно принцу во (дворце).
Ца-ца-ца – нет у бублика (конца).
Цо-цо-цо – уронила я (кольцо).
Цо-цо-цо – снесла курица (яйцо).
И вдруг… К нам явился в жёлтой шубке
И сказал: «Прощай, скорлупки!»
– Догадались, кто? (Цыплёнок.) доска 3
– Именно он главный герой нашего урока.
– Послушайте стихотворение и определите, какой звук здесь чаще других встречается:
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок – то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец!
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине, где – в конце.
– Сегодня какую цель можно поставить (узнать новую букву)
- Составьте план, как мы будем действовать, чтобы познакомиться с новой буквой?
(1. узнать как она выглядит
2. дать ей характеристику
3. научиться читать слова с этой буквой
4. научиться её писать)
II. Работа по теме урока.
1. Фонетическая разминка.
– Цыплёнок, где ты? Не отзывается. Ребята, как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
– Произнесите отчётливо первый звук. Расскажите о нем.
Вывод: согласный, глухой, непарный, твёрдый.
2. Звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».
– Отгадайте загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля.)
( http://chihuashki.ru/blog/interesnye-fakty-o-tsaplyakh-sovakh-i-kukushkakh )
Знаете ли вы?
Окраска цапли – бурая, жёлтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнездо строят самцы, самки высиживают яйца.
– Проведём исследование: какие особенности имеет звук [ц].
– Выполним звуковой анализ слова «цапля». Приготовили фишки.
- Впишите известные буквы
- На какой звук указала стрелочка ? Дай ему характеристику
– Выполним звуковой анализ слова «синица».
– Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? (Синицы попискивают: си-си-си.)
- Что ещё знаем о синицах? ( кочующие птицы, передвигаются с места на место)
– Зима – трудное время для птиц. Как мы можем им помочь? ( показ кормушки )
- Впишите известные буквы
- На какой звук указала стрелочка ? Дай ему характеристику
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, твёрдые.)
Вывод: звук [ц] – твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.
Цып-цып-цып, пришли цыплятки,
Букву Ц нашли на грядке.
- Помогите мне найти эту букву у нас в классе..
- Какой пункт плана выполнили?
– Рассмотрите букву Ц.
Лента: каким цветом? Почему?
Доска Дайте характеристику букве
- Какой пункт плана выполнили?
- Сколько букв будем запоминать? ( заглавная и письменная)
- Сравните их? (различаются размером)
- Запоминаем , что вы себе представили, на что она похожа?
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. А. Шибаев
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок. Е. Тарлапан
– Чем различаются звуки [и] в слове «синица»? (Первый звук безударный, а второй ударный.)
– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
4. Игра «Найди звук Ц в словах»
Доска
5. Чтение слов и предложений.
– Прочитайте слова парами.
– По какому принципу объединены слова в данные пары? (Один предмет и много предметов.)
– Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог «цы».
– Сравните слоговой состав слов первого и второго столбиков.
– Прочитайте самостоятельно первую загадку.
– Кто это? (Цыплёнок.)
– Как вы догадались?
– Что значит «золотой»? (Цвет.)
– Прочитайте вторую загадку.
– Что это?
– Какие слова помогли отгадать?
– Какое слово располагается по горизонтали? Какое по вертикали?
- давайте впишем слова
6. Составление пар.
– Прочитайте слова левого столбика.
– Прочитайте слова правого столбика.
– Прочитайте по строчкам.
– Объясните, почему получилась чепуха.
– Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбца.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
– Подойди, цыплёнок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок. Г. Сапгир
7. Дифференцированная работа.
– Прочитайте произведение Г. Юдина «Цыплёнок Цып».
– Назовите героев этого произведения.
– Какой совет Цыпу дала цапля? Чему учит нас это произведение? (Всему надо учиться.)
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему?
- Какой пункт плана выполнили?
1) Закрепление зрительного образа буквы Ц.
- В стихотворении найди все буквы и подчеркни их, букву И зачеркни
3) Разделите слова первого и второго заданий на слоги.
– Прочитайте только те пары слов, в которых слова различаются количеством слогов.
– Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на нашем уроке? Какие?
IV. Рефлексия Проверка настроения
- Что понравилось?
- Что показалось сложным?
- Что запомнили?
-Все пункты плана выполнили? Что осталось?
Внесение в карту букв
Итог урока.– Что особенного в новой букве? (Обозначает согласный, твёрдый непарный звук.)
– Буквы е, и не оказывают на ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо.
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица. |
Цапля в зарослях зелёных Встала важно буквой Ц. Отдыхает цапля-птица – Берегов речных царица.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.