Урок 100
КВАДРАТНЫЙ КИЛОМЕТР
И КВАДРАТНЫЙ МЕТР
Цели: познакомить с новой единицей измерения площади (квадратным километром); учить дополнять величины до 1 квадратного метра; совершенствовать умение решать задачи на разностное сравнение величин; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Арифметический диктант.
– Запишите выражения и вычислите их значения:
а) Число 15 увеличить в пять раз.
б) Число 72 уменьшить в шесть раз.
в) Число 272 уменьшить на 7 десятков.
г) Во сколько раз 81 больше 3?
д) Число 145 увеличить на 21 десяток.
е) На сколько число 560 меньше числа 868?
2. Задание на сообразительность.
– Разгадайте правило и вставьте числа:
Правило: в вертикальных окошках (сверху вниз) даны делимое, делитель, значение частного; в горизонтальных – то же делимое и частное представлены в виде суммы двух чисел.
3. Задача.
В двух одинаковых наборах 28 шоколадных конфет и 54 карамельки.
– Объясните, что обозначают данные выражения:
–
количество конфет в двух наборах;
–
количество конфет в одном наборе;
–
количество конфет в одном наборе;
–
количество шоколадных конфет в одном наборе;
–
количество карамелек в одном наборе.
4. Во сколько раз площадь треугольника АСD больше площади треугольника АВЕ? (В 9 раз больше.)
– Вычислите периметры этих треугольников.
СD = АD = АС = 3 см.
АВ = ВЕ = ЕА = 1 см.
(РАСD = 9 см, РАВЕ = 3 см.)
– Во сколько раз периметр треугольника АВЕ меньше периметра треугольника АСD? (В 9 раз.)
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте данные величины.
а) 8 км, 8 см, 8 м, 8 кв. км, 8 дм;
б) 9 см, 9 кв. м, 9 дм, 9 км, 9 м.
– В каждой строчке найдите «лишнюю» величину.
– Сегодня на уроке познакомимся с новой единицей измерения площади.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 240.
Учащиеся читают диалог Миши и Маши.
– Какую площадь измеряют в квадратных километрах?
– Какова площадь территории Москвы? (1000 кв. км.)
– Чему равна площадь территории Санкт-Петербурга, если она в 2 раза больше, чем площадь территории Москвы? (2000 кв. км.)
2. Задание 241.
– Найдите площадь прямоугольного поля, если его длина 3 км, ширина 2 км, мысленно разбив его на квадраты со стороной 1 км. (6 кв. км.)
3. Задание 242.
– Площадь квадрата со стороной 10 м называется сотка. Дайте собственное объяснение такому названию.
Сотка – единица площади, равная 100 кв. м. Такую площадь имеет квадрат со стороной 10 м. Другое название этой единицы – ар.
– Если квадрат со стороной 1 км разбить на квадраты со стороной 10 м, то получится 100 рядов по 100 квадратов в каждом ряду. Найдите число таких квадратов с помощью умножения.
100 · 100 = 1000
– Сколько соток в 1 кв. км? (10 000 соток.)
– Сколько соток в 2 кв. км? (20 000 соток.)
– В 5 кв. км? (50 000 соток.)
– В 10 кв. км? (100 000 соток.)
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 243.
– Если квадрат со стороной 1 км разбить на квадраты со стороной 1 м, то получится 1000 рядов по 1000 квадратов в каждом ряду.
Вычислите число этих квадратов, увеличив число 1000 в 1000 раз. (1000 · 1000 = 1 000 000.)
– Объясните, почему справедливо равенство.
1 кв. км = 1 000 000 кв. м
– С числом 1 000 000 мы еще не встречались. Оно называется миллион.
– Назовите часть этого слова, которая вам уже хорошо знакома. («Милли».)
– Что она означает?
– Сколько тысяч нужно сложить, чтобы получить 1 000 000? (Тысячу.)
2. Задание 245.
– Выполните разностное и кратное сравнение площадей.
Решение:
1) 1 кв. км – 1 сотка = 1 000 000 кв. м – 100 кв. м = 999 900.
2) 1 кв. км : 1 сотка = 1 000 000 кв. м : 100 кв. м = 10 000 раз.
3) 1 кв. км – 1 кв. м = 1 000 000 кв. м – 1 кв. м = 999 999 кв. м.
4) 1 кв. км : 1 кв. м = 1 000 000 кв. м : 1 кв. м = 1 000 000 раз.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сколько квадратных метров в одном квадратном километре?
– Чему равна сотка?
Домашнее задание. № 244.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.