Конспект урока по математике по теме: "Квадрат"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Иконка файла материала Квадрат 2 класс.docx

 

Московская область

г.о. Серпухов

г.Серпухов-15

МОУ «Куриловская гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока  по математике по теме: «Квадрат»

(программа Школа России)

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

                          Рубцова Л.М.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 

 

Тема урока:  Квадрат.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими  фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, раздаточный материал (геометрические фигуры).

Ход урока

I. Организационный момент

 Слайды  1-2.

         Вот звонок нам дал сигнал,            

           Поработать час настал.

           Время зря мы не теряем

           И работать начинаем.

 

Математику, друзья

Полюбили мы не зря!

Очень строгая наука,

Очень точная наука –

Это математика!

 

II.

1.Устный счет.

Итак, урок мы начинаем с устного счета.

- Запишите сумму чисел 20 и 14   (34)

- Запишите разность чисел 20 и 17  (3)

- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 80  (78)

- Из какого числа надо вычесть 12, чтобы получилось 50  (62)

- увеличьте 40 на 7  (47)

- уменьшите 100 на 9 единиц (91)

- найдите сумму чисел 9 и 8  (17)

- найдите разность чисел 40 и 30 (10)

34, 3, 78, 62, 47, 91,17,10

Работа в группах

Помогите парашютистам совершить посадку в заданном районе.

+38   -75   +14   +82   +27   +91

  24     26     26     79     73      45

Фронтальная работа

Составьте задачу о транспорте на автомобильной  стоянке   по выражению и опорным словам.

  100 – (25 + 15)               Было                                               Было - ?

                                          Приехали                                       Приехали – 25 м. и 15 м.

                                          Стало                                              Стало – 100 м.

                                        

                                        

 

III. Актуализация знаний

 

 

 


- Какие фигуры являются прямоугольниками?

- Как вы докажите, что что фигуры №1 и №4 являются прямоугольниками?

- Так что же такое прямоугольник?

 

 

 

 

 


- Проверьте с помощью модели прямого угла, все ли эти четырёхугольники являются прямоугольниками?

- Чем отличается последний прямоугольник от остальных?

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?... (Квадрат)

IV. Постановка целей урока

Так какая тема нашего урока? (Тема урока: Квадрат)

Цели нашего урока:

узнать…. (что такое квадрат)

Научусь… (определять квадрат среди других фигур)

Сравню ….. квадрат с прямоугольником

Научусь…. (строить квадрат с помощью модели прямого угла - треугольника)

V. Работа по тепе урока

Итак, квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны … (равны)

Слово «квадр» пришло к нам из латинского языка. «Квадр» - четыре.

- А вы знаете слова с такой частью – «квадр»?

Квартет – 4 музыканта выступающие на сцене

Квадрига – греческая колесница, с четырьмя запряжёнными конями.

Квадроцикл – мотоцикл на 4 колёсах

Квартал – часть города, образованная пересечением четырёх улиц.

 

- Так почему эта фигура называется КВАДРАТОМ?

Проверим это.

 (с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает  смежные стороны.)

 

- Что общего у квадрата и прямоугольника?

- Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У прямоугольника две соседние стороны разной длины)

На доске появляется таблица:

10

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Противоположные стороны равны.                           

11

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Все стороны равны .

Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.   Слайд

 

VI.Практическая работа

- Разделите квадрат, который лежит перед вами на 4 квадрата.

- Сколько квадратов получилось? (5)

- А сколько получилось прямоугольников, которые не являются прямоугольниками?

VII. Работа в тетрадях

Начертите в тетради квадрат, длина стороны которого 4 см. Достаточно знать только длину одной стороны квадрата, чтобы его начертить? Найдите периметр этого квадрата.

Р= 4см+4см+4см+4см=16см

 

- Найдите периметр квадрата сторона, которого на 2 сантиметра больше.

Р=6см+6см+6см+6см=24см

 

VII. Работа в парах

 

 

6

9

 

 

 

3

 

Впишите все числа от 1 до 9 не повторяя их таким образом, чтобы сумма по горизонтали вертикали и диагонали была равна 15.

 

 

IX. Подведение итогов.

 

Слайды 26 -27.

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

 

-Правильные – 1 и 3 утверждения.

-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?

-   Все ли вам было понятно?

-   Какое задание вам показалось трудным?

- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?

 VII. Подведение итогов.

Учитель держит в руках платочек.

- Что у меня в руках? (платочек)

-Какой он формы? (квадратный)

-Мне захотелось украсить этот платочек кружевом. И хочу пришить кружево ко всем его сторонам, но не знаю, сколько сантиметров кружева нужно отрезать. Может вы поможете? Связь с жизнью ( с какой фигурой мы сегодня с вами познакомились? Да, и в жизни мы часто встречаемся с этими фигурами – платочек, окно, дверь, часть дома…..)

VIII. Рефлексия

- Вот и заканчивается наш урок. Вам было интересно?

- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

(- Квадрат).

- А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?

(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1.Учебник Математика. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.2 класс. Часть 2, 2017 г.

2. Рабочая тетрадь. 2 класс. Моро М.И., Волкова С.И.  В 2-х частях. Часть 1, 2019 г.

3. Поурочные разработки по математике. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. 2 класс. К УМК "Школа Росии" М.И. Моро, 2019 г.

4. Учебное пособие «Для тех, кто любит математику». Моро М. И., Волкова С. И.

 2 класс, 2019 г.