Московская область
г.о. Серпухов
г.Серпухов-15
МОУ «Куриловская гимназия»
Конспект открытого урока по математике по теме: «Квадрат»
(программа Школа России)
Подготовила: учитель начальных классов
Рубцова Л.М.
2019-2020 учебный год
Тема урока: Квадрат.
Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, раздаточный материал (геометрические фигуры).
Ход урока
I. Организационный момент
Слайды 1-2.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Математику, друзья
Полюбили мы не зря!
Очень строгая наука,
Очень точная наука –
Это математика!
II.
1.Устный счет.
Итак, урок мы начинаем с устного счета.
- Запишите сумму чисел 20 и 14 (34)
- Запишите разность чисел 20 и 17 (3)
- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 80 (78)
- Из какого числа надо вычесть 12, чтобы получилось 50 (62)
- увеличьте 40 на 7 (47)
- уменьшите 100 на 9 единиц (91)
- найдите сумму чисел 9 и 8 (17)
- найдите разность чисел 40 и 30 (10)
34, 3, 78, 62, 47, 91,17,10
Работа в группах
Помогите парашютистам совершить посадку в заданном районе.
+38 -75 +14 +82 +27 +91
24 26 26 79 73 45
Фронтальная работа
Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.
100 – (25 + 15) Было Было - ?
Приехали Приехали – 25 м. и 15 м.
Стало Стало – 100 м.
III. Актуализация знаний
![]() |
|||||||||
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
- Какие фигуры являются прямоугольниками?
- Как вы докажите, что что фигуры №1 и №4 являются прямоугольниками?
- Так что же такое прямоугольник?
- Проверьте с помощью модели прямого угла, все ли эти четырёхугольники являются прямоугольниками?
- Чем отличается последний прямоугольник от остальных?
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?... (Квадрат)
IV. Постановка целей урока
Так какая тема нашего урока? (Тема урока: Квадрат)
Цели нашего урока:
узнать…. (что такое квадрат)
Научусь… (определять квадрат среди других фигур)
Сравню ….. квадрат с прямоугольником
Научусь…. (строить квадрат с помощью модели прямого угла - треугольника)
V. Работа по тепе урока
Итак, квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны … (равны)
Слово «квадр» пришло к нам из латинского языка. «Квадр» - четыре.
- А вы знаете слова с такой частью – «квадр»?
Квартет – 4 музыканта выступающие на сцене
Квадрига – греческая колесница, с четырьмя запряжёнными конями.
Квадроцикл – мотоцикл на 4 колёсах
Квартал – часть города, образованная пересечением четырёх улиц.
- Так почему эта фигура называется КВАДРАТОМ?
Проверим это.
(с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает смежные стороны.)
- Что общего у квадрата и прямоугольника?
- Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У прямоугольника две соседние стороны разной длины)
На доске появляется таблица:
4 угла |
4 угла |
Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник. Слайд
VI.Практическая работа
- Разделите квадрат, который лежит перед вами на 4 квадрата.
- Сколько квадратов получилось? (5)
- А сколько получилось прямоугольников, которые не являются прямоугольниками?
VII. Работа в тетрадях
Начертите в тетради квадрат, длина стороны которого 4 см. Достаточно знать только длину одной стороны квадрата, чтобы его начертить? Найдите периметр этого квадрата.
Р= 4см+4см+4см+4см=16см
- Найдите периметр квадрата сторона, которого на 2 сантиметра больше.
Р=6см+6см+6см+6см=24см
VII. Работа в парах
|
|
6 |
9 |
|
|
|
3 |
|
Впишите все числа от 1 до 9 не повторяя их таким образом, чтобы сумма по горизонтали вертикали и диагонали была равна 15.
IX. Подведение итогов.
Слайды 26 -27.
Любой квадрат – это прямоугольник.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой четырёхугольник – это многоугольник.
-Правильные – 1 и 3 утверждения.
-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?
VII. Подведение итогов.
Учитель держит в руках платочек.
- Что у меня в руках? (платочек)
-Какой он формы? (квадратный)
-Мне захотелось украсить этот платочек кружевом. И хочу пришить кружево ко всем его сторонам, но не знаю, сколько сантиметров кружева нужно отрезать. Может вы поможете? Связь с жизнью ( с какой фигурой мы сегодня с вами познакомились? Да, и в жизни мы часто встречаемся с этими фигурами – платочек, окно, дверь, часть дома…..)
VIII. Рефлексия
- Вот и заканчивается наш урок. Вам было интересно?
- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?
(- Квадрат).
- А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?
(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).
Используемая литература.
1.Учебник Математика. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.2 класс. Часть 2, 2017 г.
2. Рабочая тетрадь. 2 класс. Моро М.И., Волкова С.И. В 2-х частях. Часть 1, 2019 г.
3. Поурочные разработки по математике. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. 2 класс. К УМК "Школа Росии" М.И. Моро, 2019 г.
4. Учебное пособие «Для тех, кто любит математику». Моро М. И., Волкова С. И.
2 класс, 2019 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.