Урок
математики
Тема: Знаки «>», «<», « =»
Цели:
1.Сформировать умение читать знаки «>», «<», « =», использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <);
записывать и сравнивать числа
на основе сравнения соответствующих им множеств;
формировать умение использовать эти знаки для записи результатов при сравнении групп предметов.
2.Развивать математическую речь, логическое мышление, коммуникативные качества личности: умение работать в паре, вести учебный диалог.
3.Воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи.
Планируемый результат:
Предметные: читать, записывать и сравнивать числа.
Метапредметные:
-познавательные: сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения;
-устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами,
-использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <),
-сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.
- личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
-коммуникативные: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
-регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
Методы обучения: наглядный, проблемный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная.
Ресурсы:
Для учителя:
-проектор, экран, компьютер, презентация.
Для учащихся: тетради, учебники Дмитриева Т.Е., Козлова С.А. «Математика 1 класс» (часть 1), тетради на печатной основе, раздаточный дидактический материал, средства обратной связи (набор цифр).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Психологический настрой
Утром солнышко проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- С добрым утром и с хорошим днём!
Наш урок с улыбки мы начнём.
- Вы чувствуете тепло солнца? Улыбнитесь и подарите тепло своему соседу, гостям.
Пусть сегодня весь урок нам будет тепло и уютно.
Мотивация к учебной деятельности
- Чем мы занимаемся на уроке математики?
- Учимся думать, считаем, решаем, рассуждаем.
- Какие умения вам понадобятся?
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Так давайте активно работать и удивлять своими знаниями наших гостей. У нас с вами всё получится. Готовы?
- Сегодня, ребята, у нас урок – открытие нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать? Вот мы с вами и начнём с повторения изученного.
II. Актуализация знаний. Я вас приглашаю в увлекательное путешествие по стране «Математика» на этом волшебном поезде. Ребята, у нас неожиданное препятствие. Видно королева Математика хочет проверить, чему мы с вами уже успели научиться, прежде чем пропустить в свою страну.
Устный счёт:
- Давайте посчитаем, сколько вагонов в составе.
Счёт от 1 до 10 ( прямой и обратный).
Работа с математическим набором.
-Какое число следует за числом 2?
-Какое число стоит между числами 1 и 3? 3 и 5?
- Какое число предшествует числу 2?
- 2-это 1 и сколько?
–Молодцы! Приглашаю вас занять свои места и проверить свою готовность. (Звучит музыка)
-А сейчас проведем веселую разминку.
Игра «Сосчитай-ка»
1. Задачи в стихах.
- Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Дыню полосатую,
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла. (4)
Сколько всего подарков осени вы насчитали?
- Пять листьев Вася сам собрал,
Два листика Алёша дал.
Скажите, сколько у него
Осенних листиков всего?(7)
- Две краски есть у Саши,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами.
Ну, постарайтесь-ка, ребята.(3)
-А сейчас посмотрите на экран. Задание на логическое мышление «Вставь нужную фигуру». Слайд 2-5.
- Пока мы работали, глазки устали, давайте сделаем для них зарядку.
Физминутка для глаз
Рисуй глазами
треугольник,
Теперь его переверни
Вершиной вниз,
И вновь глазами
Ты посередине проведи.
Рисуй восьмёрку вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води,
И на бочок её клади.
Из страны Математика пришла телеграмма. Баба- Яга заточила некоторых жителей этой
страны в своей избушке, без которых мы сегодня не сможем провести урок. Давайте
их спасём. Если мы сейчас правильно выполним задание, то они будут свободны.
3.- Ребята, посмотрите на доску. Назовите фигуры в ряду и сосчитайте их. Найдите закономерность и продолжите ряд на две фигуры.
-Какие это фигуры? Какие они по счёту, если считать слева направо? Какую фигуру можно обозначить цифрой 1? Установите числовые карточки возле каждой из фигур.
-Прямая (з), кривая (ф), точка(ж), кривая замкнутая (к)
-На какие группы можно разбить эти фигуры? ( На линии и точки; на красные, жёлтые, зелёные, фиолетовые).
-На какие группы можно разбить линии? ( На прямые и кривые)
-Кривые линии? (На замкнутые и незамкнутые) Каких фигур больше? Меньше?
III.Постановка учебной задачи
- Молодцы! - Хорошо мы провели «гимнастику» для ума и можем путешествовать дальше. На доске появляются знаки.
-Значит, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
IV. Открытие новых знаний.
Королева Математика спрашивает у вас:
- Вы готовы сделать открытие?
В математике отношение выражается словами равно, больше, меньше и записываются знаками: < > =
-Почему важно уметь устанавливать отношения <, >, =?
-Где они нам пригодятся? Для решения задач, уравнений, т.к., не зная больше или меньше искомые числа, чем данные, нельзя правильно их решить.
Сегодня мы познакомимся с новыми знаками, которые заменяют слова «больше», «меньше», «равно». Будем сравнивать предметы и числа.
- А сейчас приготовьте свои квадраты.
Положите в верхний ряд 2 зелёных квадрата, а в нижний 3 синих. Как вы поставили квадраты? Друг под другом.
-Каких квадратов меньше?
-Какое число меньше 2 или 3?
< – знак читается как меньше
- Можно ли ваш рассказ записать так: 2<3
-Каких квадратов больше? (синих)
-Какое число больше? (3)
- Сравнили числа вы верно, но как это
записать? (Ответы детей).
Кто догадался, как это записать? 3>2
> – знак больше
Для того чтобы не писать слова «больше»,
«меньше», «равно» математики договорились обозначать их специальными знаками.
Так слово «больше» мы будем обозначать знаком «>». Посмотрите. На, что он
похож? (На клювик птички).
Вы должны запомнить, что острие знака всегда показывает на меньшее число.
- Прочитаем запись (три больше двух): 3 > 2.
Рассмотрите запись 2 ≠ 3. Прочитайте
– Можно ли по этой записи сказать, какое число больше или меньше? Чем неудобен знак «≠»? (Он только показывает, что числа неравны, но не указывает, какое из них больше или меньше.)
– Какая же возникает в связи с этим проблема? (Нужно ввести новый знак.)
- А что нужно сделать, чтобы их стало поровну? 3=3 или 2=2
- Какой знак поставим? («=».)
– Докажите. (Фигур поровну, значит, ставим «=»)
Вывод: если у каждого предмета из одной группы есть пара в другой группе, то эти группы (равны).
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде раз,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Соберём в корзину ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде три.
На четыре и на пять.
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде шесть,
Всем за парты тихо сесть!
- Какой ещё ваш верный помощник на уроке в получении знаний? (учебник)
- Откройте учебники по закладке, задание № 1, с. 28. Королева Математика предлагает вам помочь Кате, Пете и Вове. Слайд 7 - 8.
- Рассмотрите верхние рисунки и записи к ним, объяснить, что они значат, и расскажите, каких фигур больше, каких меньше, каких поровну. (Работа на компьютере). Мы помогли Кате и Пете выполнить задание. Они записали наш рассказ на языке математики.
Прочитайте эти записи:
1<2 2>1 2=2
V. Первичное закрепление .
Работа в тетради на печатной основе.
Письмо знаков. |
||||||||||||||||
Проверьте рабочее место, сядьте удобнее, чтобы всё лежало правильно, записи были чёткими и аккуратными. Работаем на странице 16 №1. (работа в тетрадях на печатной основе для 1 класса) – Перед вами знаки. Как называется первый знак? (больше) Как называется второй знак? (меньше) Как называется третий знак?( =) Установите закономерность выполнения этого задания. Напишите знаки в тетради, допишите до конца строки. Физминутка. -Посмотрите, на экране показаны цифры. Назовите их. Давайте глазками повторим написание этих цифр. Слайд 9-10 П а л ь ч и к о в а я г и м н а с т и к а Бедный маленький цыплёнок кушать захотел спросонок. Он по парте клювом бьёт, будто бы пшено клюёт. Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной руки, затем другой.
№5 с.29 Слайд 11-12 А сейчас королева Математика приготовила вам задание. Подберите карточку с записью к каждому рисунку.
Самостоятельная работа с проверкой. №3с.16 Слайд 13-14 Обвести показ и поставить знаки.
Тренировочные задания на повторение. Слайд 15-16 1.Работа со счётными палочками. На экране изображены коробки и палочки. Сколько нужно переложить из левой коробки в правую так, чтобы палочек в коробке стало поровну. Один ученик на экране показывает, остальные на парте с помощью палочек.
2.Работа с предметными множествами. Придумайте выражение, чтобы запись стала верной.
2.У вас на столах карточки, нужно вставить недостающие знаки «больше» или «меньше». Карточка (сильным ученикам)
VI. Рефлексия: -Пришло время подвести итог. Благодаря дружной работе наше путешествие удачно завершилось. Во время путешествия мы провели большую работу. – Скажите, что вы для себя узнали нового? – Чем мы сегодня занимались? – Что вам помогло хорошо работать на уроке? -Оцените свою работу с помощью солнышка и тучки. У вас на партах лежит солнышко и тучка, если вам понравился урок и был полезным для вас, то вы поднимаете солнышко, а у кого что-то не получилось, и было грустно, то тучку. Посмотрите, королева Математика тоже вами довольна. За ваши успехи она благодарит вас. -А сейчас покажите карточкой, на какой ступеньке вы сегодня находитесь по окончанию урока. |
||||||||||||||||
|
|
Я вижу, что многие добрались до самой высокой ступеньки, а это значит, что урок состоялся не зря. И каждый из вас ещё больше полюбил самую точную науку, науку математику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.