Конспект урока по математике в 4 классе по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел
Автор:
Ленко Валентина Николаевна
Учитель начальных классов высшей категории
valentina.lenko@bk.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
Луганская средняя школа № 54 имени Алексея Еременко
г. Луганск
Урок математики разработан в соответствии с ФГОС третьего поколения, в который включены элементы современных педагогических технологий.
В процессе урока развивается умение работать самостоятельно, а также прививается интерес к предмету. Данный урок позволит повысить мотивацию обучающихся, создать обстановку творческого поиска, активизацию мыслительной деятельности, а предложенные задания формировать математическую грамотность.
Тема. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Повторение изученного материала. Проверь себя!
Цели урока. Создать условия для проверки знаний и умений складывать и вычитать многозначные числа, решать выражения с величинами и разные по сложности уравнения. Углубить умения решать задачи на основе сравнения и использования творческих приёмов работы над задачами. Систематизировать теоретические сведения о геометрических телах путём презентации. Развивать логическое мышление учащихся, способствовать творческой активности школьников. Формировать учебную, познавательную, здоровьесберегающую, самообразовательную компетентности. Воспитывать интерес к математике, чувство доброты, добродушное отношение друг к другу.
Задачи урока.
- Совершенствовать умение выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел.
- Совершенствовать навыки контроля и оценивания в соответствии с поставленной задачей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию учебной деятельности при повторении и закреплении изученного материала;
- понимание значимости вычисления многозначных чисел;
- проявление интереса, переходящего в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий;
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- развитие умения применять свои знания в ситуации, близкой к жизненной.
Метапредметные:
Регулятивные:
- создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;
- ставить цель, учебную задачу самостоятельно и совместно с одноклассниками при выполнении заданий на уроке.
Коммуникативные:
- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать своё мнение;
Формировать умение работать в паре, группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- строить логическую цепь рассуждений при решении задач;
- выдвигать гипотезы и обоснование при выполнении сложения и вычитания многозначных чисел.
Предметные:
- совершенствовать умение обучающихся выполнять действия с многозначными числами в пределах миллиона;
- отрабатывать навыки решения задач изученных видов.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения. Урок-отчёт. Проверь свои знания!
Оборудование. Мультимедийная презентация, компьютер, витрина «Пространственные фигуры», выставка детских поделок, таблицы, карточки.
Ход урока
I Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости! Мы вам очень рады. Вас приветствуют девочки-очарованье нашего класса и мальчики- его мужество и энергия.
Приветствие
Мисс Математика
В добрый день и добрый час
Вы пришли в наш класс.
Мистер Математик
Всех гостей мы радостно встречаем
И урок- отчёт мы начинаем.
Почемучка
Обещаем хорошо трудиться.
Рассуждать, считать, решать.
И точные ответы на вопросы:
Где? Когда? Как? Сколько? Почему? Давать.
Учитель
Математические знания с собою мы берём,
И с хорошим настроением наш урок начнём.
II Каллиграфическая минутка
Чтоб цифры правильно писать
Минутку каллиграфии пора начать.
- Взгляните на карточку. Это элемент цифры. Чтобы узнать какой, отгадайте загадку.
Спрятанная цифра
У неё одна нога,
А сама- как кочерга.
Цифра эта известна всем,
А зовётся она- …( 7 ).
- Пропишите эту цифру.
- Где в вашей жизни вы имеете дело с числом 7?
- Может, знаете сказки с этим числом?
- А пословицы знаете?
Будем работать активно, старательно, творчески и внимательно.
III Мотивация учебной деятельности
Сегодня у нас необычный урок. Урок-отчёт.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Я представляю его таким…
IV Сообщение темы и задач урока
Сегодня проверим свои знания по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». Помогать вам будут ваша сообразительность и любовь к математической науке. Вашими верными друзьями должны стать внимание, находчивость, взаимопомощь.
Девиз урока:
Математика - гимнастика ума.
- Хотите узнать, кто так мудро сказал?
Узнать сможете, если пройдёте математические лабиринты.
V Актуализация опорных знаний
1. Устный счёт «Лабиринты». Работа по карточкам.
- Какие числа получили?
- Расположите их в порядке возрастания.
Это ключик вашего ответа. Прочитайте.
Что вы знаете о Ломоносове?
- Хотите что-то новое узнать о Ломоносове?
2. Работа по учебнику М.И. Башмакова, М.Г.Нефёдова «Математика» 4 класс.
а) Чтение текста о Ломоносове.
б) Выполнение заданий.
1 шаг = 1 секунда 1 минута = 60 секунд = 60 шагов
1 час = 60 минут х 60 секунд = 3600 шагов
в) Решение задачи с комментированием.
- Какие величины даны?
- Запишите краткое условие в таблице.
Решение
1) 5 * 6 = 30 (км) - проходил за день;
2) 30 * 42 = 1260 (км) - проходил за 42 дня.
5 * 6 * 42 = 1260
- Что помогло преодолеть такой длинный путь Ломоносову?
(Стремление к знаниям).
Хочется верить, что вы то же достигнете успехов.
VI Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «Раз!»
А над нами шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «Два!»
Пошагать придётся нам-выше голова!
Мы шагаем весело в ногу- «Раз» и «Два»!
Наблюдай за птичками, головой верти.
В зимушку холодную птичкам помоги!
Зёрнышки и крошки в кормушку положи.
Вот зарядка кончилась- сядь и отдохни.
А потом за дело новое взяться поспеши.
VII Развитие математических знаний
1. Проверка домашнего задания
- Взгляните на экран. Какое задание напоминает эта задача?
- Что находили в домашней задаче?
- Что нужно найти в обратной задаче?
2. Составление задачи по краткой записи.
І – 15кг 200г
38 кг 540 г ІІ - ?, на 6 кг 420 г меньше
ІІІ - ?
- Что означает выражение 38540 – (15200 – 6420 + 15200)?
- Составьте уравнение и решите его.
15200 + (15200 – 64200) + Х = 38540 Проверка:
15200 + 8780 + Х = 38540 15200 + 8780 + 14560 = 38540
23980 + Х = 38540
Х = 38540 – 23980
Х = 14560
3. Беседа.
- Полезное дело сделали дети? Где используют шиповник? Для чего?
- Все ли растения полезны?
- Как поступите, если увидите незнакомое растение? Почему? (Это ваша жизнь и ваше здоровье).
4. Самостоятельная работа.
Математический тренажёр. Работа по карточке.
- Выбери сам! Реши уравнение. (Взаимопроверка)
VIII Использование приобретённых знаний
Решение геометрического материала.
1) Геометрический калейдоскоп.
- Я получила SМS-сообщение. Нас приглашают на прогулку в зимний лес.
- Кто же нас встречает? Узнали? Это - Лесовичок.
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Какие фигуры преобладают?
- Каких фигур меньше?
2) Геометрическая мозаика. Работа в группах
- Волк, лиса, медведь решили установить телефонную связь между собой.
- Каждый предложил свой проект.
- Обсудите в группах.
- Чей проект лучше? Чем он лучше других проектов?
- Чему равен периметр? Что называется периметром?
Справка. Периметр- от греческих «пери» (вокруг) и «метрео» (измеряю,меряю); «буквально» - обвод, длина замкнутой линии.
3) Упражнение для глаз
Обведите фигуры по границе
4) Игра «Учитель-ученик». Работа в паре по карточке.
- У лесовичка живёт Мудрая Сова. Чему учит она нас? (Решать задачи).
Прочитай задачу. Что нужно знать, чтобы вычислить периметр?
(Измерить стороны квадрата).
- Взгляните на экран. Сформулируйте вопрос.
- Самостоятельно решить задачу по вариантам.
5) Геометрические поиски и исследования.
Презентация работ проекта «Пространственные фигуры»
- С какими фигурами работали? (Плоскими).
- Какие ещё знаете фигуры?
а) Краткие сообщения об объёмных фигурах.
б) Занимательная минутка.
IX Подведение итогов
Учитель
Быстро время пролетело
И идёт к концу урок.
Так давайте, без задержки,
Подведём всему итог.
- Какое задание было самым интересным?
- Какое самым сложным?
Х Рефлексия
- Поднимитесь по лесенке достижений.
На какой ступеньке вы находитесь?
Лесенка успеха
Расположи себя на лесенке – оцени свою работу.
- Оправдались ли ваши надежды? Мои - ДА!
- Поделитесь с близкими своими знаниями.
- Я благодарна вам за урок. Желаю вам успехов в изучении математики.
Использованная литература
1. М.И. Маро, М.А. Бантова, С. И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение
2. С.И. Волкова. Математика. 4 класс: рабочая тетрадь. В 2 ч.
3. М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова. Учебник . Математика. 4 класс
4. М.И. Маро, С.И. Волкова. Для тех, кто любит математику. 4 класс. Учебное пособие для образовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.
5. Математика. Методические рекомендации. 4 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – 3-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 2017. – 154 с.
Электронные ресурсы
1. Шадрина И. В. Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. – URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-nachalnogo-kursa-matematiki-489701
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.