Урок 110
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО ПУТИ
РЕШЕНИЯ
Цели: учить выполнять вычисления рациональным путем; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Прочитайте текст и запишите числа.
Рекорд погружения человека в воду без акваланга – сто один метр, с аквалангом – сто сорок три метра, водолаза – до двухсот пятидесяти метров.
2. Задача.
Садовод заготовил 25 г семян астр и 24 г семян настурций. Семена астр он упаковал в пакеты по 5 г, а семена настурций – в пакеты по 8 г.
– Объясните, что обозначают выражения:
25 : 5 24 : 8 25 : 5 + 24 + 8.
3. Разгадайте правила, по которым записаны ряды чисел. Запишите в каждый ряд еще пять чисел по такому же правилу:
а) 93, 89, 85, 81, ...
б) 37, 42, 47, 52, ...
в) 57, 64, 59, 66, 61, ...
г) 38, 40, 43, 45, 48, 50, ...
4. Сколько отрезков с отмеченными концами можно найти на этом рисунке?
II. Сообщение темы урока.
– Как быстро вычислить данные суммы?
– Сегодня на уроке будем учиться находить рациональный путь решения задачи.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 291.
– Для того чтобы узнать число клеток на шахматной доске, Миша решил их все пересчитать, а Маша сосчитала только число клеток в одном ряду и число клеток на всей доске.
Сделайте вычисления, которые выполнила Маша. Сколько клеток на шахматной доске?
8 · 8 = 64 (клетки).
– Чей способ вычисления вам понравился больше? Почему?
– Какой способ быстрее приводит к получению ответа? (Машин способ.)
– Маша выбрала рациональный путь решения. Убедитесь в этом на примере вычисления числа квадратов, на которые разбит прямоугольник на с. 100.
Объяснение:
1) Считаем количество квадратов в одном ряду. 19 квадратов.
2) Считаем количество рядов. 10 рядов.
3) Выполняем умножение.
19 · 10 = 190 (кв.) – всего.
2. Задание 292.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.
Запись:
Привезли – 30 м. по 50 кг.
Взяли – 20 м. по 50 кг.
Отвезли – ? кг, 10 м. по 50 кг.
I способ.
Решение:
1) 50 · 30 = 1500 (кг) – цемента привезли.
2) 50 · 20 = 1000 (кг) – цемента взяли.
3) 1500 – 100 = 500 (кг) – отвезли.
II способ.
Решение:
50 · 10 = 500 (кг) – цемента отвезли.
Ответ: 500 книг.
– Нет ли в этой задаче избыточных данных? (Есть.)
– Какими данными из условия этой задачи нужно воспользоваться, чтобы решение состояло из одного действия? (Отвезли 10 мешков цемента по 50 кг.)
– Какой из двух вариантов решения задачи является более рациональным? (Второй.)
IV. Проверочная работа по теме «Выражение».
Вариант I.
1. Запишите выражения и найдите их значения:
· Уменьшаемое 93, вычитаемое 7.
· 80 уменьшить на 9.
· 46 увеличить на 8.
· Разность чисел 70 и 15.
· На сколько число 60 больше, чем число 28?
· Произведение чисел 5 и 2.
· Во сколько раз 56 больше 8?
· Частное чисел 49 и 7.
2. В корзине 6 груш, 8 яблок, а апельсинов на 5 больше, чем груш. Сколько всего фруктов в корзине?
3. Вставьте пропущенные числа:
4. Дорисуйте фигуру до прямоугольника, площадь которого равна 21 кв. см. Вычислите периметр этого прямоугольника, вставив соответствующие числа в «окошки».
5. Отложите на сторонах прямого угла стороны прямоугольника, периметр которого равен 12 см. Закончите построение каждого прямоугольника и вычислите его периметр и площадь.
Вариант II.
1. Запишите выражения и найдите их значения:
· Уменьшаемое 85, вычитаемое 9.
· 90 уменьшить на 8.
· 47 увеличить на 5.
· Разность чисел 50 и 12.
· На сколько число 70 больше, чем число 48?
· Произведение чисел 3 и 9.
· Во сколько раз 81 больше 9?
· Частное чисел 36 и 4.
2. В саду растут 8 берез, 9 сосен, а елей на 4 больше, чем берез. Сколько всего деревьев в саду?
3. Вставьте пропущенные числа:
4. Достройте фигуру до квадрата, площадь которого равна 9 кв. см. Вычислите его периметр.
5. Отложите на сторонах прямого угла стороны прямоугольника, периметр которого равен 12 см. Закончите построение каждого прямоугольника и вычислите его периметр и площадь.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.