УРОК МАТЕМАТИКИ
В 1 КЛАССЕ « А»
МБОУ « СОШ № 23» ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
Г. САРАТОВА
УЧИТЕЛЬ: МАТВЕЕВА Т.А.
Математика
Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс
(учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)
Предметные результаты
Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.
Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
-иметь общее представление о моральных нормах поведения;
-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Познавательные универсальные учебные действия
- кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);
- осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
- проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
— под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- самостоятельно проводить сериацию объектов;
- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
— давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
-понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование:
Для учителя: карточки с цифрами от 1 до 9, компьютерная презентация
Для учащихся: наборные полотна, маркеры, цветные карандаши, простой карандаш, нитки, натуральный ряд чисел, буквы
Ход урока:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Продолжительность: 1-2 минуты.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приветствие. Слайд 1
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера!
- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.
Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
Начинаем наш урок
Возьмите смайлик с вашим настроением. Покажите соседу по парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение. Отложи.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Продолжительность: 5 – 6 минут.
Методы: создание проблемной ситуации.
- Начнём наш урок с математической разминки. Потренируемся в тех упражнениях, без которых нам не обойтись ни на одном уроке математики.
а) Работа с натуральным рядом чисел
· Слайд 2
Выберите на доске запись натуральный ряд чисел. Почему выбрали эту запись ( с проговариванием правил натурального ряда чисел). У вас на парте лежит натуральный ряд чисел. Как вы думаете зачем?
· Прямой счет по 2
_ Девочки, повторите полученные числа. В каком порядке они расположились? ( мальчики эксперты)
· Обратный счет по 2
_ Мальчики, повторите полученные числа. В каком порядке они расположились? (девочки –эксперты)
б) Работа с суммами « +1, +2»
· Составление сумм по рисунку ( работа в парах на наборном полотне)
· Чтение полученных выражений разными способами
· Как прибавить к числу 1? 2?
· Найдите значение сумм. Как вы можете проверить правильность вычислений?
в) Слайд 3
- На какие группы можно разбить следующие фигуры? ( по цвету, на прямые и её части и на кривые линии)
Слайд 4
Создание проблемной ситуации
-на какие группы можно разбить кривые линии? (замкнутые и незамкнутые)
- к какой группе отнесёте последнюю кривую линию?
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
Продолжительность: 2-3 минуты.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- Почему возникли затруднения при ответе на вопрос?
- Слайд 5
Итак, нам необходимо выяснить признаки, по которым можно отличить замкнутую линию от незамкнутой. Готовы начать работу?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Продолжительность: 8 – 10 минут.
Формы работы: парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог; деятельностный метод
«Открытие детьми нового знания»
а) слайд 6
– Рассмотрите рисунок. На что похожи по своей форме тропинки, которые идут от домика Кати?
- Скажите, какая тропинка обязательно приведёт маленькую Катю назад к домику, если она всё время будет идти вперёд. Почему? (Это должна быть замкнутая кривая. По ней можно идти не задумываясь – всё равно вернёшься к началу пути.)
–Как бы вы назвали эту линию? (Ответы детей.)– А другие линии на этом рисунке есть?
- В чём отличие этих дорожек? (Дети формулируют основное отличие замкнутой и незамкнутой кривой своими словами. Если они затрудняются это сделать, учитель задаёт следующий наводящий вопрос.)
– Можешь у этой кривой указать начало и конец?
б) работа с нитками
-Работаем в парах
Выложите замкнутую и незамкнутую линию. Что произошло с концами первой нитки? Что произошло с концами второй нитки?
Что нужно сделать, чтобы первая кривая стала незамкнутой?
Что нужно сделать, чтобы вторая кривая стала замкнутой?
Какой можем сделать вывод об отличии замкнутой и незамкнутой линии?
в)
Исследование по выявлению свойств замкнутой линии
Ребята, у замкнутой линии есть ещё одно свойство, отличающее её от незамкнутой линии. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны?
-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу)
Слайд 7 ( план исследования)
Работа в паре, один человек готовит выступление по слайду 8
Сравнение полученных во время исследования выводов с выводами в учебнике
Давайте откроем учебник на с.109 и найдём вывод на странице учебника.
Совпадают ли наши выводы?
- получается, что мы без посторонней помощи сделали своё маленькое математическое открытие. Какие мы молодцы!
5. Музыкальная физминутка.
Вы отдохнули. Вспомните о чем мы говорили в 1 части урока. Попробуйте сформулировать тему урока.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Продолжительность: 3 минуты
Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.
Слайд 9 (дублирует слайд 4)
Докажите правильность своего выбора для 1 и 2 кривой линии. Определите тип третьей кривой линии.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Продолжительность: 4-5 минут.
Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка.
- Итак, мои маленькие ученые, вы научились хорошо отличать замкнутую линию от незамкнутой и можете сами справиться с более серьезной работой.
- На парте у каждого лежит своя буква. Определите какой линией является контур этой буквы. Работу выполняйте самостоятельно. Кто все сделает, сядьте правильно.
Слайд 10
- Проверьте. Если ответ совпал, то хлопаем в ладоши.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Какое математическое слово можно сложить из букв, чей контур является не замкнутой линией?
- расскажите о числе 3
- составьте суммы по рисунку с буквами, так чтобы второе слагаемое было равно 3.
- как выполнить сложение.
Выслушиваются предложения детей о способе прибавления числа 3
а) работа с учебником с. 108 № 251
Значение какой суммы находили дети?
- рассмотрите первый ряд чисел, по которому считала Нина. Как она рассуждала?
- Как рассуждал Вова?
- как рассуждал Дима?
- сравните значения сумм, которые получили ребята. Что скажите о способах, которыми пользовались ребята?
- какой из способов вам понравился больше?
б) слайд 11
игра «Катание с горки»
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжительность: 2-3 минуты.
-А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока.
- У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? - Почему?
- По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке.
(слайд 12)
- А теперь продолжите фразы:
-Сегодня я узнал…
-Теперь я могу…
- Я попробую…
Ребята, наш урок окончен.
(слайд14)
- Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? (я довольна работой)
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.