Конспект урока по музыке 5 класс. Волшебная палочка дирижера.
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке 5 класс. Волшебная палочка дирижера.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
02.06.2023
Конспект урока по музыке 5 класс. Волшебная палочка дирижера.
Урок по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в 5 классе. В разделе «Музыка и изобразительное искусство» это 8 урок, на котором идёт знакомство учащихся с профессией дирижёр, необходимо показать значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки.
Конспект урока 5 кл. Волшебная палочка дирижера..docx

 

 

Волшебная палочка дирижёра. Симфонический оркестр.
Ход урока

I.        Организационный момент
Перед тем, как зайти в класс ребята делятся на группы, выбирают листочки разного цветы – команда красных, желтых, зелёных, белых.

Сегодня урок музыки у вас проведу я, а зовут меня Татьяна Игоревна. Так как урок музыки необычный и отличается от других уроков, я предлагаю вам пропеть музыкальное приветствие.

«Здравствуйте ученики»

«Здравствуйте учитель»

Мы просто сказали друг другу здравствуйте, но я уже с уверенностью могу сказать, что вы энергичные дети, что у вас хорошее настроение и вы готовы плодотворно потрудиться на уроке, правда?

II.     Актуализация знаний.      

 Я хочу, чтобы тему нашего урока вы определили сами, для этого я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента.

Кого вы увидели на экране?
Ученики: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

Учитель: а что дирижер держит в руках?

Ученики: палочку

Учитель:  У каких сказочных героев можно увидеть палочку?

Учитель: А как вы думаете, какая у дирижёра палочка? Она обыкновенная или нет?

Ученики: Волшебная

Учитель: А почему она волшебная?

Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. У нас есть три слова: дирижёр, палочка, волшебная. 

Ученики: Волшебная палочка дирижера

Учитель: Молодцы.

III. Сообщение темы урока. Целеполагание

Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

Дирижёр управляет кем?

В оркестре играют кто?

Мы узнаем о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра. 



Итак, тема нашего урока «Волшебная палочка дирижёра» И сегодня нам предстоит ответить на важный вопрос - сложно ли быть дирижёром и для чего он нужен?

 

IV.  Открытие новых знаний 

Запишите тему урока в тетрадь.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
Я предлагаю первое задание – работа с текстом, вам необходимо внимательно прочитать и раскрыть вопрос.
1 группа работает по вопросу краткая информация о дирижировании. Вам необходимо ответить на вопрос.
Что такое дирижирование? Что в переводе означает слово дирижёр? 

2 группа работает по вопросу виды оркестра. Вам необходимо ответить на вопрос.  Виды оркестров? Количество участников в оркестре? Что такое партитура?
3 группа работает по вопросу основные группы симфонического оркестра? Какие инструменты относятся к струнно-смычковым, деревянно-духовым, медно-духовым и ударным.
4 группа вы раскрываете вопрос из истории оркестра. Почему и когда дирижера называли дровосеком? Что такое батутта? Кто впервые применил деревянную палочку для дирижера?
На чтение текста вам 1-2 минуты.

 Сообщение группы № 1. Краткая информация о дирижировании.

 «Дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкально- исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом  в процессе разучивания и публичного исполнения  музыкального произведения». 

Слово дирижёр французское, означает – направлять, управлять, руководить.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.

 

 Сообщение группы №2.  Виды оркестров, которыми руководит дирижёр:

симфонический,

джазовый

духовой

оркестр народных инструментов.

Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов.

На пульте перед дирижёром лежит партитура.

Партитура – полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Учитель сейчас давайте послушаем и на слух отгадаем, какой оркестр звучит.

 

Сообщение группы №3 Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп: струнно-смычковой, деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов.

 

 

 

Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) Струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию.

Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, туба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск.

Четвертая группа - ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола, треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки).

 

Сообщение группы №4.  Из истории оркестра

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках

у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута».

Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Учитель Давайте сейчас это проверим, возьмём в правую руку карандаши и как только зазвучит вальс мы будем ударять карандашами об парту в ритм мелодии.
Скажите мешал ли вам стук слушанию мелодии?

Ученик Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. Так появилось тихое дирижирование.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике – показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

 

Учитель Давайте вспомним, что такое оркестр? (Коллектив музыкантов, который играет на различных инструментах)

А Симфонический говорит о том, что этот оркестр самый большой и самый богатый по своим возможностям, потому что в его составе и струнные и духовые и ударные инструменты. В таком оркестре может участвовать от 60 до 120 музыкантов.

Музыканты рассаживаются по местам, разумеется они не садятся по принципу, кто первый пришёл, тот и ближе к дирижеру. У каждого есть своё место. Оркестр располагается полукругом в несколько рядов, в центре дирижёр.

Дирижер стоит на возвышении, для того, чтобы все видели его жесты. В правой руке он держит палочку, которой показывает темп и ритм музыки. А левая, та, что ближе к сердцу, передает характер и тончайшие нюансы исполнения. Давайте посмотрим расположение инструментов в оркестре. Однородные инструменты сидят рядом. Чем громче инструмент, тем дальше он располагается от дирижера и слушателей.

 

 

 

Игра  «ДИРИЖЕР» 

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

Теперь организуем выступление шумового оркестра. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше,  значит, инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Порепетируем.

1 группа хлопает в ладоши

2 группа стучит деревянными карандашами

3 группа поочередно стучит ладонями по парте

4 группа щелкает пальцами.
Ребята, что у вас не получилось? Не было слаженности.

 (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

(Дирижер направляет и управляет оркестром)

 Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

 

Сейчас мы с вами освоим дирижерский жест в размере 4 четверти. На экране у вас представлена схема. Сначала рука идёт вниз, затем к себе, от себя и снова вверх. Давайте попробуем освоить этот жест, приготовили правую руку.

Теперь давайте попробуем под музыку, я включу вальс Георгия Свиридова, а мы сопоставим наши дирижерские жесты с музыкой.

Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижерПродолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

 

Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

 

Ребята настало время отдохнуть, сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Она необычная с элементами техники боди перкуссия, в переводе с английского удары по телу.
Физкультминутка

 

V.  Анализ музыкального произведения. Закрепление материала.

А сейчас мы попробуем себя в роли дирижера. Послушайте, как звучат музыкальные произведения, написанные разными композиторами и группой заполните таблицу. Во втором столбике таблицы запишите группу солирующих инструментов, в третьем опишите словами характер музыки. (Пользуясь Словарем эстетических эмоций).

 

 

композитор, произведение

солирующая группа инструментов.  

характер музыки

Антонио Вивальди «Времена года» 

(«Летняя гроза»)

Струнно-смычковые.

 

Р. Вагнер  Полёт Валькирий.

Медно-духовые

 

 

 

И. Стравинский  балет «Весна священная» Финал

Ударная группа

 

В.А. Моцарт Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"

Деревянно-духовые.

 

 

 

 

 

 

Молодцы, мы с вами заполнили нашу таблицу!

 

Следующее задание найди лишний инструмент и сказать почему он лишний.

1.     Скрипка, альт, флейта, виолончель.

2.     Фагот, гобой, литавры, флейта

3.     Тромбон, валторна, туба, контрабас

4.     Барабан, литавры, треугольник, кларнет.

 

Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: для чего нужен дирижер и сложно ли им быть?

 

VI Закрепление материала.            

Важна ли профессия дирижера?

В чем она заключается?

Какая группа инструментов является фундаментом оркестра?

Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком»)

Что было в руках у дирижёра-«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии)

Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование)

Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике)

Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура)

Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и ритм музыки)

А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение и другие нюансы исполнения)

 

 

 

 

VII    Домашнее задание:  

На выбор

1. Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра.

2. Выписать имена талантливых дирижеров нашей страны.

 

VIII   Итог, оценивание

Вы все хорошо работали на уроке. И я хочу вам всем поставить 5-ки.

 

IX Рефлексия

Попробуйте продолжить фразы

1.      Я сегодня узнал…

2.      Было интересно…

3.      Было трудно…

4.      Я научился…

5.      Мне захотелось…

 

И в завершении урока я хочу показать вам небольшой видеофрагмент одного из моих любимых произведений И. Брамс Венгерский танец №5. Давайте насладимся прекрасной музыкой, полюбуемся симфоническим оркестром и харизматичным дирижером и просто зарядимся позитивом и хорошим настроением на весь день.

 

Спасибо за работу. Я желаю вам обязательно побывать на выступлении настоящего оркестра и получить приятные впечатления от звуков музыки.

 

 

 


 

Волшебная палочка дирижёра. Симфонический оркестр

Волшебная палочка дирижёра. Симфонический оркестр

Итак, тема нашего урока «Волшебная палочка дирижёра»

Итак, тема нашего урока «Волшебная палочка дирижёра»

Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

Игра «ДИРИЖЕР» Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера

Игра «ДИРИЖЕР» Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера

Антонио Вивальди «Времена года» («Летняя гроза»)

Антонио Вивальди «Времена года» («Летняя гроза»)

VII Домашнее задание: На выбор 1

VII Домашнее задание: На выбор 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2023