КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: музыкальное искусство
Тема раздела: « В концертном зале»
Тема урока: Путешествие в мир симфонического оркестра
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Задачи урока:
Повторить материал о симфоническом оркестре. Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
Способствовать формированию духовного мира детей.
Развитие чувства ритма, творческих способностей.
Развитие внимания, мышления, речи.
Развивать интерес к искусству,
Расширить знания о симфоническом оркестре:
- конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске
музыкального инструмента;
- формировать умение анализировать , сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.
Воспитание интереса, любви к искусству.
Воспитание эмоциональной отзывчивости. находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
Тип урока: Урок-путешествие (урок обобщения и систематизации знаний).
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, мультимедийная презентация, фортепиано.
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Распевка: «Колокольчик» Колокольчик нам поет, Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок. Динь - дон, динь - дон… Здравствуйте!
2. Объявление темы и задач урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-оркестр. Я приглашаю вас в удивительный мир симфонического оркестра, в веселое путешествие по волшебной стране Музыка.
3. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Учитель: Сейчас мы проверим, готовы ли вы к путешествию. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Блиц - опрос:
Учитель: Посмотрите на экран. - Как вы думаете, куда мы попали? (в театр,
наверное, на концерт)
– Как вы думаете, как можно назвать этих музыкантов?
Дети: Солисты.
Учитель: Верно. Снова посмотрим на экран. Как называется это исполнение?
Дети: Дуэт.
Учитель: Следующая группа – трио.
– А теперь, что мы видим на экране?
Дети: Квартет – 4 музыканта.
Учитель: Все эти небольшие группы музыкантов (от 2 до 10 человек) называются ансамблем. Ансамбль в переводе с французского языка означает
«совместное исполнение». Какие бывают ансамбли.
Дети: вокальные и инструментальные
Учитель: – Посмотрите на экран. Если исполнителей больше 20-30 человек как
бы вы назвали этот ансамбль, который видите на сцене?
Дети: Оркестр, (симфонический оркестр)
Учитель: Итак, что же такое «ОРКЕСТР?
Дети: это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».
Учитель: Какие виды оркестров бывают? (ответы) Учитель: - Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра.
Дети: Не менее 20 человек. В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов.
Учитель: Кто руководит музыкантами в оркестре?
Дети: Дирижёр.
Учитель: Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра? (четыре группы: струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные, одиночные и клавишные.)
Учитель: Ну, вот мы и добрались к главной цели нашего путешествия. Сегодня вы не зря расселись по группам. Каждая группа будет представлять определенную группу музыкальных инструментов. Например:
№1. Струнно-смычковых инструментов
№2. Деревянно-духовых инструментов
№3 Медно-духовых инструментов
№4 Ударных инструментов (Расставлены карточки-названия на столах). Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же лучше всех, кто самый главный. Во время нашего путешествия вы будете делать остановки на станциях, и выполнять различные задания.
Учитель: Давайте познакомимся с маршрутом нашего сегодняшнего
путешествия. На экране карта путешествия:
- Бухта «Повтори – ка»,
- «Река Размышлений»,
- «Мыс Певцов»,
- «Оазис Угадай – ка»,
-«Кроссвордов залив», «Гора Вообразилия»,
«Хижина художников».
- -Учитель: Правила нашей игры таковы: на станциях все группы по очереди либо одновременно будут выполнять задания, а оценивать вас будут скрипичный ключ и смайлики, которые находятся у вас на столах. За каждый правильный ответ прикрепляете смайлик на скрипичный ключ. В конце нашего путешествия подводим итоги. Ну что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
1
Задание: Определить по изображению и по звучанию вид оркестра:
- Духовой
- Народный - Камерный
- Симфонический
Звучат видеофрагменты. Команды по очереди выполняют задания. Устно отвечают с места. За каждый правильный ответ – 1 смайлик.
Учитель: Здесь у нас много заданий. Река длинная, бурная. На ней много препятствий . Первое –посмотрите. На экране различные предметы, если вы ответите, как они связаны с музыкальными инструментами, то удастся перебраться через речные пороги без труда.
Слайд (камень, тростник, лук).
Учитель: Верно, от этих предметов произошли 3 группы музыкальных
инструментов. Назовите их Ученики: ударные, струнные, духовые. ( Слайд 2).
Учитель: У нас на пути второе препятствие - домашнее задание. Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра и выполнение синквейнов по желанию. Вы должны убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная. Речь должна быть краткой и убедительной.
Учитель: - Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-
СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ.
( ответы детей)
Слайд ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
- Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ
ДУХОВЫХ. (ответы детей)
Слайд ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. - А теперь мы готовы встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ. (ответы детей)
Слайд ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
- Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить. (ответы детей)
Слайд УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Учитель: - Каждая группа имела право доказать, что она лучшая и самая главная.
А теперь, чтобы убедиться и установить, кто же главнее, я предлагаю вам не просто послушать музыку, а увидеть, как работает настоящий большой
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.
ВИДЕОРОЛИК
Учитель: Я думаю пора сделать привал, предлагаю немного отдохнуть.
Один-два-три-четыре-пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим….
|
Поочерёдно сгибаем пальцы: мизинцы – большие. Кисти рук сжать в кулак, выпрямить. Плавно отводим руки назад. Закладываем руки за спину. Голову поднимаем выше. Спокойно дышим. |
Дыхательная разминка
Учитель: А на реке «Размышлений» нас встречают «Звуковые лягушки» и просят их озвучить. Исполняется распевка «Звуковые лягушки»
Задание: Третий лишний. Найти в группе инструментов “лишний”, не
соответствующий по какому-либо признаку.
Труба, валторна, флейта. Литавры, арфа, тарелки.
Скрипка, контрабас, саксофон.
Гобой, труба, кларнет.
Барабан, альт, тарелки.
Тромбон, фагот, валторна.
Балалайка, бубен, рояль.
Гитара, альт, виолончель.
4станция - «Хижина художников»
Задание: раскрасить героев сказки инструментами симфонического оркестра.
Учитель: На этой станции мы будем раскрашивать музыку. (Слайд) Как называется сказка и кто ее автор? ( Дети дают ответы) Композитор Н.А. Римский-Корсаков нарисовал эту сказку с помощью тембров голосов музыкальных инструментов. Ответьте, что такое ТЕМБР? Давайте представим себя композиторами. Голосами, каких инструментов мы раскрасили бы героев сказки Пушкина.
Слайд (Картины с изображением героев сказки)
А) Озвучьте героев сказки Пушкина голосами инструментов симфонического оркестра: белочку, шмеля, богатырей, царевну лебедь. И сравните с замыслом композитора.
Б) После обсуждения дети называют инструменты, которыми озвучил героев сказки Римский- Корсаков и высказывают свое мнение. Просмотр видеороликов.
На экране набор букв. Надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на две группы. Первая команда будет составлять слова для симфонического оркестра, а вторая команда для оркестра народных инструментов. Внимательно выполняйте задание. Дети составляют слова, потом зачитывают по очереди.
КРИСКАП скрипка
НАЯБ баян
АБТРУ труба
ФРАА арфа
ИЛСГУ гусли
АБЛАААЙКЛ балалайка
ТАФЙЕЛ флейта
ВЛОНАТРА валторна
Учитель: А теперь проверьте по экрану, так ли вы выполнили задание?
6 станция – «Гора Вообразилия»
Игра «Узнай солиста»
Учитель: Узнать инструмент можно по его тембру. Мы это уже умеем делать. А сейчас я усложню задание. Будет играть оркестр, а главную тему – один инструмент – солист.
– Перед вами карточки с инструментами. Прозвучат 4 фрагмента музыкального произведения. Определите, какой музыкальный инструмент солирует, поставьте цифры на карточке около инструмента.
7станция – «Мыс певцов».
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Последняя точка нашего путешествия -
«Мыс певцов». (Исполнение песни «Волшебный смычок»)
VI .Итог урока. Рефлексия.
Подводим итоги, подсчитываем плюсы и минусы
Учитель: Ребята сегодня мы с вами путешествовали в замечательную страну «Симфонию». Это удивительная страна со своими законами и правилами. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Слушали и наслаждались звучанием различных по тембру и краске
инструментов. Познакомились с составом оркестра. Я думаю, что вы стали ещё лучше понимать язык музыки. По результатам сегодняшней игры победила дружба. Все ребята поработали отлично. Оцените и вы сегодняшний урок. На экране вы видите 3 квадратика. Выберете и покажите результат нашего путешествия.
Ответы детей.
VII . Домашнее задание.
Домашнее задание: озвучить героев русской народной сказки « Колобок» голосами инструментов симфонического оркестра.
Учитель: И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку, любите музыку, и будьте здоровы!»
ЗАДАНИЯ
Задание: Третий лишний. Найти в группе инструментов
“лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.
Труба, валторна, флейта. Литавры, арфа, тарелки.
2группа
Задание: Третий лишний. Найти в группе инструментов
“лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.
Скрипка, контрабас, саксофон. Гобой, труба, кларнет.
3группа
Задание: Третий лишний. Найти в группе инструментов
“лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.
Барабан, альт, тарелки.
Тромбон, фагот, валторна.
4группа
Задание: Третий лишний. Найти в группе инструментов
“лишний”, не соответствующий по какому-либо признаку.
Балалайка, бубен, рояль.
Гитара, альт, виолончель,
ИНСТРУМЕНТЫ
Музыкальное сопровождение к уроку можно скачать по ссылкам:
1. 4.КАМЕРНЫЙ.mp4: (10.7 Мб)
2. 6. Симфон.).mp4: (4.8 Мб)
3. 7. Слово оркестр.mp4: (1.3 Мб)
4. 8. СИМ.ОРКЕСТР.mp4: (7.5 Мб)
5. 10. Белка.wmv (online-video-cutter.com).mp4: (3.2 Мб)
6. 11.Богатыри.mp4: (4.8 Мб)
7. 12.Лебедь.mp4: (4.3 Мб)
8. 13.Полет шмеля (online-video-cutter.com).mp4: (1.4 Мб)
9. 14. «Полёт шмеля» Оркестр.mp4: (40.7 Мб)
10. 15.УВЕРТЮРА.mp4: (23.9 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/kc4NeYGXxxfkkneDbzXgXF4v
Файлы будут храниться до 13.02.2020
1. 7.Волшебный смычок.mp3: (1.6 Мб)
2. 8. РЕФЛЕКСИЯ.mp3: (5.1 Мб)
Ссылка для скачивания файлов:
https://cloud.mail.ru/stock/kWwQrVQfkNJSc7rtmKmzPTpG
Файлы будут храниться до 13.02.2020
1группа
СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ инструменты
ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ
3 группа
МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
4группа
ИНСТРУМЕНТЫ УДАРНОЙ ГРУППЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.