Конспект урока по обществознанию на тему «Источники права»
Оценка 4.9

Конспект урока по обществознанию на тему «Источники права»

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
обществознание
10 кл
11.04.2023
Конспект урока по обществознанию на тему «Источники права»
по обществознанию на тему «Источники права».pdf

Урок по обществознанию на тему «Источники права» 

 

Цель: познакомиться с классификацией основных источников права. 

 

Предмет: обществознание.  Класс: 10. 

 

I.            Сообщение темы и цели урока. 

 

II.         Активизация учебной деятельности. 

 

Может ли ваш школьный учебник стать источником права? Может ли естественное право стать источником позитивного права? Почему нормативные акты имеют разную силу? Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов? 

 

III.      Изложение программного материала. 

 

В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: оно существует сотни лет, его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки: источник воды, нефти, света, жизни, мысли, слухов, а также источник всех бед или исторический источник. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, что даёт начало чему-либо, откуда исходит что-либо.  Право также имеет своё начало. Давайте узнаем, где находится его источник. 

 

Что такое источник права 

 

Право берёт своё начало в жизни человека и общества, его источником, говоря научно, служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. 

Естественно, что право, когда оно становится юридической реальностью и начинает функционировать, должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения права, а точнее, его официального закрепления принято называть формой права. Форма даёт нам возможность получить знания о содержании права. 

В современном правоведении понятия источник права и форма права чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться. 

Итак, источник права – это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права. 

Разумеется, когда мы говорим о внешней форме права, следует помнить, что существует и внутреннее его строение, согласно которому право распределяется по отраслям, институтам, нормам, о чём вы уже хорошо знаете. 

 

Основные источники (формы) права 

 

За долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления. Не удивительно поэтому, что правоведы определяют разное количество источников. Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. Следует также отметить, что крупнейшие современные правоведы (академик В. С. Нерсесянц, профессор С. С. Алексеев и др.) к числу основных источников относят естественное право. 

Правовой обычай (или обычное право) по времени возникновения предшествует всем другим источникам. Некоторые правовые обычаи сохранили своё действие до наших дней. 

Правовой обычай можно определить как вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придаёт общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. 

Понятно, что не каждый обычай становится нормой права. Вряд ли может стать источником права, скажем, обычай справлять именины или обычай кричать молодожёнам: «Горько!» А тем более обычай кровной мести. Государство соглашается признавать и защищать только то, что считает полезным для себя. 

Признание обычая и превращение его в норму права осуществляется разными путями. Иногда государство санкционирует обычай в официальной, документальной форме. Так, в Гражданском кодексе РФ есть статья 5, в которой признаётся так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило поведения, которое складывается и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности (конечно, если это правило не нарушает никаких других законов). 

Но может быть и другой путь: обычай нигде документально не закреплён, а государство фактически, хотя и не официально («молчаливо») санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же следует отметить, что у нас в России этот источник права распространён очень мало. 

Судебный прецедент ещё называют юридическим прецедентом, а также правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел. 

Представьте себе ситуацию: судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. Как быть? Вот в этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, конечно, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными ценностями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьёй решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создаёт правовые нормы. 

Судебный прецедент служит одним из основных источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия. В Советском Союзе судебный прецедент вообще не признавался в качестве источника права. И только в современной России он стал постепенно входить в практику. 

Нормативно-правовой акт. Его полное название звучит так: нормативно-правовой акт государственных органов. Для краткости обычно употребляют термин «нормативный акт». Но в уме всегда следует держать мысль: все нормативные акты издаются или санкционируются только органами государства, наделёнными соответствующей компетенцией – правом устанавливать, а также изменять или отменять правовые акты. 

Итак, нормативно-правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права. 

Внимательно вдумавшись в определение нормативного акта, вы сумеете увидеть его безусловные преимущества перед другими источниками. Прежде всего, это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте. 

Есть и другие особенности. Правотворческие органы имеют возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно-правовой акт. К тому же, поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. Это требование записано в Конституции РФ (ст. 15), оно обязательно, ибо только после публикации нормативного акта государство может требовать исполнения содержащихся в нём норм права. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки не только были точны и понятны, но и толковались бы однозначно, без двусмысленности. (Подумайте почему.) 

Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права – это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. 

Роль естественного права в качестве одного из источников действующего (позитивного) права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы естественного права оказывали постоянное влияние на развитие действующего европейского права. В эпоху буржуазных революций и преобразований в Европе и Америке, о которых вы знаете из курса Новой истории, естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах – декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в знаменитой Декларации независимости США от 4 июля 1776 г., провозгласившей образование нового государства. А в 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека. Начался новый, поистине выдающийся с точки зрения идей гуманизма, этап в развитии права: естественное право приобретает официальную общеобязательную юридическую силу и таким образом становится самостоятельным источником действующего (позитивного) права. 

В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника действующего национального права. 

При этом важно помнить: во-первых, естественные права человека, будучи официально  признанными и закреплёнными в конституции, занимают самое высокое, ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства (глава 2 нашей Конституции целиком посвящена неотчуждаемым правам человека; а в ч. 1 ст. 135 указано, что положения этой главы «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием» (как вы думаете, почему?). Во-вторых, естественное право, получив конституционное признание и силу действующего права, тем не менее, продолжает одновременно оставаться естественным правом, а значит, по самой своей сути, своему гуманистическому потенциалу продолжает играть роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права. 

 

Основные источники права

 

Правовой обычай 

Вошедшее в привычку народа правило, которому государство придаёт общеобязательное значение и

гарантирует его соблюдение 

Судебный прецедент 

Судебное решение по конкретному юридическому делу, служит образцом при рассмотрении аналогичных дел 

Нормативно-правовой

акт 

Созданный компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права 

Естественное право 

Прирождённые и неотчуждаемые права человека, официально признанные государством и закреплённые в его

 

конституции и других законах 

 

Виды нормативных актов 

 

Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы и 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий. (В ходе дальнейших рассуждений вы это поймёте.) 

Законы. В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчинения – иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание – парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума – всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации – Основной закон. 

Итак, закон – это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений. 

Все законы Российской Федерации по масштабам своей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен – только территория субъекта Федерации). 

В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», если говорить образно, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина, или, как обычно говорят, субординация (соподчинение). 

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению в иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы: 

1)                       на самой вершине находится Конституция РФ – Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене; 

2)                       на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ, - Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции, иначе они не имеют юридической силы и подлежат отмене; 

3)                       третья группа – текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших вопросов жизни общества. Это, например, Гражданский кодекс РФ («кодекс» в буквальном смысле – «собрание законов», в современном понимании это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в Гражданском кодексе РФ, в частности, собраны все самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об акционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам – Конституции РФ и конституционным федеральным законам. 

Следует коротко сказать о соотношении федеральных законов и законов субъектов РФ. 

Поскольку мы живём в федеративном государстве, у нас действуют как федеральные законы, так и законы субъектов РФ. Конституция РФ (чтобы устранить соперничество) в ст. 71-76 строго разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов (как выражаются юристы, разграничивает компетенции). 

Знакомясь с содержанием названных статей, вы встретите термин «предметы ведения». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти – федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что – в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида: 

1)                       есть предметы ведения РФ; понятно: к ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью (см. ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить; 

2)                       есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной государственной властью и властями субъектов РФ (подробнее см. ст. 72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения;  

3)                       наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование – принимают свои законы (или подзаконные акты). И вот тут-то в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, если субъект РФ в пределах своей собственной правовой компетенции издаёт нормативный правовой акт, скажем, об устройстве музея национального искусства, то федеральный закон не может отменить этот акт по вполне обоснованной (в правовом смысле) причине: этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако – обратите внимание – ни один закон (или подзаконный акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете. 

Подзаконный акт – удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица – Президент, Правительство, министры и др. – в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде всего Основным. 

Нетрудно сделать ещё один вывод: соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии – с учётом их юридической силы. А юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т. е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти. Поэтому здесь тоже должна соблюдаться строжайшая дисциплина: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих. 

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. Почему они обязательны к исполнению на территории всей страны и почему они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, вы вполне аргументированно можете ответить сами. 

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований – указы, распоряжения, постановления и др. 

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента РФ, то они подлежат… Закончить фразу предлагаем вам самим. 

Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. 

Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления обычно в форме решений. Понятно, что они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих органов. Заканчивая разговор об источниках права, ещё раз подчеркнём положение Конституции – Основного закона – в иерархии нормативных актов. 

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов, прежде всего, потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования – референдума (12 декабря 1993 г.). 

Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений);  2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти. 

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Наконец, Основной закон служит вышей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц. 

 

III. Практические выводы. 

 

1.                       Полученные знания дают вам возможность понять, где берёт своё начало право, откуда его нормы получают свою юридическую силу и почему они обладают разной юридической силой. Стремитесь применять эти знания. Получив, например, из рук государственного служащего какой-либо подзаконный акт, внимательно изучите его и постарайтесь определить, соответствует ли содержание акта положениям закона и Конституции. Если обнаружите между ними противоречие, вы не обязаны исполнять его требования и способны это доказать в суде, опираясь на статью закона. 

2.                       Прислушивайтесь к тому, что происходит в Государственной Думе, ибо это главный правотворческий орган страны. Всегда интересуйтесь, какие новые законопроекты предлагают депутаты. Обдумывайте критически их предложения, сопоставляйте с требованиями, прежде всего, Конституции РФ. В этом состоит одно из проявлений вашей гражданской позиции. 

3.                       Вы знаете, что с принятием Конституции РФ естественное право приобрело в нашей стране юридическую силу и стало источником действующего права. Это не только имеет огромное общественное значение, но и касается вас лично: ведь за вами официально закреплены все современные права и свободы человека и гражданина. И конечно, обязанности (ибо нет прав без обязанностей). Учитесь пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности. В этом, пожалуй, главное проявление вашей гражданской позиции. 

 

IV. Документ. 

 

Фрагменты ряда документов, служащих источниками права. 

Декларация независимости США (4 июля 1776 г.) 

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определёнными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. 

Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г., Франция)  Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 

Статья 2. Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. 

Конституция Французской Республики (3 июня 1958 г.) 

Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека… как они определены Декларацией 1789 г. 

Конституция Итальянской республики (22 декабря 1947 г.)  

<…> Статья 2. Республика признаёт и гарантирует неотъемлемые права человека…  Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) 

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. 

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия… 

Основной закон Федеративной Республики Германии (25 мая 1949 г.) 

<…> (2) Немецкий народ… признаёт нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества… 

Конституция Королевства Испании (27 декабря 1978 г.)  <…> Статья 10. 

1.                       Достоинство личности, неотчуждаемость её неотъемлемых прав… являются основой политического прядка и социального мира. 

2.                       Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека…  Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)  <…> Статья 17. 

1.                       В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам…. 

2.                       Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 

 

Вопросы и задания к документу 

 

1)              Какая идея объединяет все названные документы? 

2)              Назовите источник права, служащий для них основой. 

3)              Какие из приведённых документов включают права, получившие силу действующих юридических норм? Почему? 

4)              Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему. 

 

 

V. Вопросы для самопроверки. 

 

1.      Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чём состоят преимущества нормативного акта? 

2.      Каким путём естественное право становится источником действующего в стране права? 

3.      На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта? 

4.      Охарактеризуйте иерархию законов РФ. 

5.      Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?  

6.      Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов РФ? 

7.      Охарактеризуйте положение Конституции РФ в иерархии нормативных актов. 

8.      Каковы основные задачи Конституции РФ как главного источника права? 

 

VI. Задания. 

 

1.                       Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам. 

2.                       В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения – субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений? 

3.                       Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему? 

4.                       В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права. 

 

VII.         Мысли мудрых. 

 

«Нет такого закона, который бы удовлетворял всех». 

 

Тит Ливий (59 до н. э. – 17 н. э.),  римский историк 

 

VIII.      Заключительная часть. 

 

1.      Оценивание ответов учащихся. 

2.      Домашнее задание: читать §26 «Источники права» (сс. 284-295), ознакомиться с документом (сс. 293-294) и ответить на вопросы к нему (с. 294). 

Урок по обществознанию на тему «Источники права»

Урок по обществознанию на тему «Источники права»

За долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления

За долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления

Итак, нормативно-правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права

Итак, нормативно-правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права

Основные источники права

Основные источники права

Конституции РФ, - Закон «О чрезвычайном положении»,

Конституции РФ, - Закон «О чрезвычайном положении»,

РФ. Однако – обратите внимание – ни один закон (или подзаконный акт) субъекта

РФ. Однако – обратите внимание – ни один закон (или подзаконный акт) субъекта

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах

Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в

Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023