Урок по обществознанию на тему «Социальные взаимодействия»
Цель: рассмотреть сущность и особенности социальных взаимодействий.
Предмет: обществознание. Класс: 10.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Активизация учебной деятельности.
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Все ли наши отношения с другими людьми могут быть отнесены к социальному взаимодействию? Всегда ли нужно избегать конфликтов? Только ли стремление заработать заставляет человека трудиться? Почему высоко ценятся профессионалы?
III. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы
В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми, обществом: взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым вопросам. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений. Но эти взаимоотношения оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они отличаются по степени своей важности и значимости для нас.
Социальные отношения и взаимодействия
Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих её членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Приходилось ли вам наблюдать, что человек, находясь в компании, часто поступает так, как он никогда бы не стал делать, будучи один? Поведение группы не складывается из суммы действий её членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам – вода. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе. (Подумайте, на основании чего складываются связи между людьми. Какие их разновидности существуют?)
Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.
Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.
Ежедневно мы встречаем массу людей, вступаем с ними в определённые контакты, которые, скорее всего, не свяжут нас с ними в будущем: подсказываем случайному прохожему, как найти нужную ему улицу; покупаем билет в общественном транспорте; помогаем пожилому человеку перейти дорогу и т. д. Контакты могут быть единичными (например, поездка в метро с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнёр по контакту может быть легко заменён другим человеком (можно сесть в другой автобус и купить билет у другого кондуктора). Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но ещё не взаимодействие.
На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей – социальные взаимодействия. (В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия – интеракция.)
Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)
Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная координация действий партнёров является основной характеристикой социального взаимодействия.
Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнёры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.
Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.
Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнёрских отношений или обособление и даже противостояние. Давайте рассмотрим основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество, соперничество, конфликт.
Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнёрство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.
Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).
Социальный конфликт
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что конфликты уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни?
Причины конфликтов разнообразны, но в основе их всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, по крайней мере, двух сторон. Как правило, одна сторона обладает материальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д. Другая их лишена или имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнёров чувствует себя ущемлённым в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние. Так, П. А. Сорокин считал, что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, самосохранении, свободе самовыражения). По его мнению, важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности.
Социальный конфликт – это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт – это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой и др.
Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на его развитие:
− намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);
− отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооружённого;
− уровнем доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определённым правилам взаимодействия);
− адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел.
Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.
Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая «перспектива» обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые сотрудники решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу в уменьшенном составе работников.
Предкофликтная стадия – это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия – это совокупность определённых действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация – кандидаты на увольнение), частичной или полной реализацией целей противоборствующих сторон (оговорены условия увольнения).
Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить его истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряжённости во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).
Социальные конфликты могут привести как и дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнёрские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые – помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплочённость группы, позволяют её членам чётче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определённые нормированными отношениями.
Социальные аспекты труда
Значительную часть своего времени человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают своё существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.
Кроме того, важно помнить, что в процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определённые социальные отношения – трудовые отношения.
Социальные отношения, о которых мы говорили выше, - это, в конечном счёте, отношения по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе. Например, в трудовом коллективе работники соблюдают определённые правила, адаптируются в силу объективной необходимости и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто их коллеги, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Но позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношения с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д.
От чего же зависит характер трудовых отношений? Прежде всего, от возможности людей удовлетворить в процессе труда свои основные потребности и интересы. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности ради положительного мнения о себе); потребность в самовыражении (творческое отношение к работе определяет её высокое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность); потребность в активности (через трудовую деятельность реализуется стремление к поддержанию здоровья); потребность в создании необходимых материальных условий продолжения рода (ценностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе); потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать существующий образ жизни, материальное благополучие); потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель). Подумайте, какие ещё потребности могут определять трудовую мотивацию человека.
Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. В этом случае, как говорилось прежде, они принимают конкретную форму – форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.
Различают материальные и нематериальные интересы. К первым относят интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Именно они определяют стремление работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, режиму труда, удобным посменным графикам работы, возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т. д. Ко вторым могут быть отнесены интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т. д.
Итак, возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека – это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворённость трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда, его культуру.
Культура труда
В культуре труда исследователи выделяют несколько компонентов.
Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая среда включает физические факторы (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т. д.) и технико-технологические факторы (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда относят машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т. е. всё то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда предполагает создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления эффективной трудовой деятельности.
Во-вторых, это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нём различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности. На поведение работников и эффективность трудовой деятельности оказывают влияние также такие факторы, как формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненные ситуации, способные оказывать влияние на выполнение работы. Психологи изучили те побудительные мотивы, которые определяют успех человека на его служебном поприще и являются основой его семейного благополучия. Не менее глубокий анализ выполнен ими и для выяснения причин недобросовестного отношения исполнителя к его работе. Чаще всего оказывают негативное влияние на выполняемую человеком работу: алкоголизм и наркомания, семейные конфликты, особенности личности, её характер, умственные способности, уровень культуры.
В-третьих, культура труда личности – это система ценностей и мотивов трудовой деятельности, уровень и качество профессиональных знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Она представляет собой органическое единство знаний и трудовой деятельности.
Важный компонент культуры труда – это профессиональные знания. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определённой профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединённые общим названием (водитель, врач, учитель, парикмахер, библиотекарь и т. д.). Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определённой профессии называют профессионализмом. О качественной работе часто говорят, что она выполнена профессионально. Профессионализм – это результат обучения и опыта работы.
Работник должен владеть всеми приёмами и способами производства, из которых складывается технологический процесс его труда. Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ.
Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса.
Важный элемент культуры труда работника – дисциплина. Условием нормальной трудовой деятельности является добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внутреннего распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы (трудовая дисциплина). Современное производство требует соблюдения определённого технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т. е. получение продукта с заданными качественными показателями (технологическая дисциплина). Кроме того, показателем культуры труда работника является выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (договорная дисциплина). Её несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в производственной деятельности многих людей.
Культура труда личности во многом зависит от социально-психологических качеств участников трудовой деятельности. Среди них важно выделить трудовую мотивацию личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы трудовой деятельности человека. Культура труда человека проявляется также через совокупность его личных качеств, которые формируются в результате его участия в трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, чувство хозяина, расчётливость, умение рационально организовать свой труд, инициативу, исполнительность и др. Трудовые качества личности и нормы поведения могут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, разгильдяйство). По совокупности трудовых качеств можно оценивать уровень трудовой культуры личности.
Итак, в процессе труда и связанных с ним трудовых отношений не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники: они приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, совершенствуют формы взаимодействия. Творческий характер труда находит своё выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии.
III. Практические выводы.
1. В нашей повседневной жизни мы постоянно взаимодействуем со многими людьми. Учитесь считаться с их интересами, прислушиваться к их мнению, не подводить своих партнёров.
2. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с близкими нам людьми (родителями, друзьями, знакомыми, учителями). В случае назревания конфликта внимательно проанализируйте причины и условия его возникновения, подумайте о его возможных последствиях. Это поможет найти разумный выход из конфликтных ситуаций. Если всё же конфликт не удалось предотвратить, будьте готовы не только принять уступки со стороны своих противников, но и сами пойти на компромисс.
3. В любом виде трудовой деятельности высоко ценится не диплом о полученной профессии, а подлинный профессионализм. Постарайтесь использовать профессиональное образование не только для получения соответствующего документа, но и для того, чтобы действительно стать профессионалом.
4. Воспитывайте в себе социально значимые качества, которые помогут вам в будущей трудовой деятельности: трудолюбие, дисциплинированность, расчётливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, инициативность, исполнительность, способность взаимодействовать с другими людьми. За эти качества вас будут уважать в любом трудовом коллективе.
IV. Документ.
Из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».
Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удаётся регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур…
Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того – как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удаётся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.
Вопросы и задания к документу
1) Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов?
2) На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами.
3) Как вы понимаете смысл последней фразы текста?
4) Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?
V. Вопросы для самопроверки.
1. Что такое «социальная связь» и «социальное взаимодействие»?
2. Какими факторами обусловливается социальное взаимодействие людей?
3. Что является причиной социальных конфликтов?
4. Каковы основные стадии социального конфликта?
5. К каким последствиям приводят социальные конфликты?
6. Каковы социальные аспекты труда?
7. В чём суть и значение культуры труда?
VI. Задания.
1. Проанализируйте следующую ситуацию: «Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определённому сроку не обеспечит погашение задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку». Является ли данная ситуация конфликтом? Свой ответ поясните.
2. Охарактеризуйте основные стадии развития следующей конфликтной ситуации: «К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником». Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство.
В чём причина возникновения этого конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?
3. В конце 1990-х гг. был проведён опрос российской молодёжи. Лишь 13% опрошенных ответили, что стали бы работать даже при наличии достаточного количества средств для комфортного существования. В 1990 г. такое мнение высказывали 21,5%.
Для сравнения отметим, что в США в 1998 г. аналогичный ответ дали 85% молодых американцев. Прокомментируйте эти данные. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для изменения ситуации?
4. «Труд, - писал Вольтер, - освобождает нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды». Что имел в виду автор? Приведите примеры, подтверждающие его мысль.
Подумайте, какие условия необходимы для повышения культуры труда. Попробуйте назвать сначала более общие условия, а затем более частные.
VII. Мысли мудрых.
«Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живёт отшельником».
И.-Г. Фихте (1762-1814), немецкий философ
VIII. Заключительная часть.
1. Оценивание ответов учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.